На зависть взрослым: 3 уникальные особенности детского мозга
Способность мозга создавать внутренние связи в ответ на жизненный опыт называется нейропластичностью. И в этом отношении человеческий мозг вне конкуренции в животном мире – наш мозг самый пластичный, поэтому мы так легко адаптируемся к изменяющимся условиям.
Более того: если сравнить мозг ребенка с мозгом взрослого человека, то окажется, что ребенок обладает супервозможностями, которых нет у взрослых.
18–19 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге состоится общеобразовательный форум «Пластичность мозга ребенка 2021» (synapse.expert), основная цель которого – сконцентрировать усилия, знания и опыт ученых, врачей, педагогов и родителей для улучшения качества жизни детей с особенностями развития нервной системы.
Об уникальных особенностях детского мозга «Летидору» рассказала Виктория Ефимова – организатор форума, психофизиолог, руководитель клиники «Прогноз».
Особенность детского мозга № 1. Самовосстановление
В мозге новорожденного ребенка есть стратегический запас нервных клеток и связей между ними (правда, в основном эти связи пока не активны).
Этот запас необходим на случай травмы или других вредоносных воздействий, которым подвергается мозг малыша как в матке, так и в первые годы жизни.
Нервные клетки могут погибать из-за недостатка кислорода (гипоксия), инфекций, травм.
Если все идет хорошо, то после двух лет жизни запасные нервные клетки начинают постепенно исчезать. Запланированная гибель нейронов называется апоптоз. Должны также исчезнуть и неиспользованные связи между нейронами. Этот процесс, напоминающий обрезку лишних веток на кустах в саду, называется синаптический прунинг.
Если мозг малыша получает повреждения, начинает использоваться стратегический запас клеток – для того, чтобы ребенок продолжал развиваться без потерь.
Известны случаи, когда врачи были вынуждены полностью удалить хирургическим путем левое полушарие головного мозга ребенку. Такие операции иногда проводятся из-за тяжелых форм эпилепсии. Если бы взрослому человеку удалили левое полушарие, то он совершенно точно потерял бы способность говорить и понимать речь. С детьми этого не происходит. Оставшиеся нейроны берут на себя все необходимые функции.
Даже если в ткани мозга есть большая дыра, ребенок может продолжать успешно развиваться.
Описаны случаи, когда врачи несколько десятилетий наблюдали за пациентами, которым удалили левое полушарие в возрасте до 3 лет. Дети развивались без выраженных особенностей. Беспокоила лишь небольшая мышечная слабость правой стороны тела, но интеллект и речь не страдали.
Особенность детского мозга № 2. Выраженные творческие способности
Анатомически мозг ребенка мало отличается от мозга взрослого, но функционально он продолжает развиваться многие годы.
Сначала развитие идет снизу вверх: от подкорковых структур к коре. Кора мозга развивается от правого полушария к левому, от задних отделов мозга к передним. Самыми последними функционально созревают префронтальные области коры мозга, которые отвечают за логику, принятие решений, рациональное поведение, волю. Этот процесс может продолжаться примерно до 30 лет.
Не удивительно, что дети часто ведут себя совершенно нерационально.
Им трудно отказаться от своего «хочу» в пользу «надо», они не всегда адекватно реагируют на запреты, их могут захватывать эмоции и фантазии. Но у того факта, что строгий судья под названием «префронтальная кора» еще не приступил к работе в голове малыша, есть свои плюсы. Ребенок долго остается творцом, который смотрит на мир широко открытыми удивленными глазами и исследует все вокруг, не особо прислушиваясь к мнению авторитетов.
Именно поэтому все дети без исключения могут быть способными художниками, музыкантами, артистами.
С возрастом у многих эти способности куда-то исчезают по мере функционального созревания мозга.
Но некоторые взрослые остаются вечными детьми – творческими и непредсказуемыми. Кто знает: возможно, их префронтальная кора так и не созрела?
Особенность детского мозга № 3. Быстрая обучаемость
Никто не будет спорить с тем, что в детстве легче изучать иностранные языки, учиться играть на музыкальных инструментах и осваивать спортивные навыки. Почему так? Ведь взрослый человек должен быть более волевым, чем ребенок. Почему это не помогает?
Человеческий мозг потребляет огромное количество энергии, поэтому всегда пытается перейти в режим экономии.
Это приводит к тому, что взрослый человек совершает 95% повседневных действий буквально на автопилоте. Почти все привычные действия взрослые могут делать не задумываясь, а значит, этими действиями руководят подкорковые структуры мозга, освобождая кору для решения новых сложных задач. А теперь зададим себе вопрос: действительно ли мы каждый день решаем какие-то новые задачи? Действительно ли мы ежедневно используем освободившиеся ресурсы своей коры мозга для обучения?
Вспомните, когда вы учились водить машину, это требовало полного погружения. Казалось, что невозможно нажимать на нужные педали, а еще умудряться смотреть и вперед, и в боковые зеркала, и в зеркало заднего вида. Какими утомительными были первые занятия с инструктором. Постепенно новые действия стали навыками. Теперь вы можете вести машину, слушать радио, болтать с пассажирами и не смотреть на педали.
Маленькому ребенку приходится огромное количество разных задач решать впервые в жизни.
Как будто первый урок с инструктором по вождению повторяется ежедневно, да еще и по нескольку раз в день на протяжении 6-7 лет.
При этом кажется, что ребенок совершенно неутомим. Что заставляет его падать и вставать, когда он учится ходить? Без конца повторять «па-па-па» и «ба-ба-ба», когда он начинает говорить? Пытаться попасть ложкой в рот, промахиваясь и пачкаясь едой?
Ни один взрослый так старательно не оттачивает навыки, как это делает ребенок.
И опять же все дело в уникальности детского мозга. На уровне биохимии мозг поддерживает именно те действия, которые необходимы для развития, вырабатывая особое вещество – дофамин.
Поэтому ребенок испытывает такое огромное удовлетворение, когда у него получилось: поползти, встать, пойти, заговорить, прочитать первые слова.
Мы не можем выбирать: стать взрослыми или оставаться детьми. А как хотелось бы сохранить навсегда некоторые уникальные возможности детского мозга! Раньше ученые думали, что мозг взрослого не способен к развитию. К счастью, оказалось, что это не так. Но в любом случае, до детей нам далеко.
Фото: Pexels-photo, Freepik.com