Как нельзя развивать речь ребенка: три ошибки, которые совершает каждый
Объясняет логопед© Depositphotos
О том, какие действия взрослых приводят к таким последствиям, «Летидор» попросил рассказать логопеда Наю Сперанскую(@speranskaya.logo).
Ошибка №1: родители пытаются заставить произнести ребенка звук, который у него никак не получается
В моей практике нередко встречаются случаи, когда родители, замечая, что у ребенка не получается произносить конкретный звук, пытаются исправить ситуацию самостоятельно. И делают это неумело. Хорошо, если они покажут малышу, как правильно поставить язык, но обычно они просто говорят: «скажи “р”». Повторяют это много раз, требуя, чтобы ребенок научится произносить звук, подражая им.
И тут начинается самое интересное. Дошкольник старается повторить за взрослыми, но не понимает, что именно делать.
Множественные попытки могут привести к тому, что он все же научится произносить нужный звук, но гораздо чаще таким образом семья наживает себе еще больше проблем. Например, в случае с повторением «р» дети начинают произносить горловой звук или мягкий. То же самое встречается в случае со звуком «ш»: малыш повторяет за мамой так, как понял, и воздух уходит у него в щеку. Это закрепляется повторением, и в итоге становится только хуже.
Ошибка №2: родители включают малышу много логопедических мультиков, рассчитывая, что они помогут развить речь
В таких мультиках главный герой или ведущий показывает разные предметы, называет цвета, комментирует действия персонажей. Мамы ставят малышам такие мультфильмы в неограниченном количестве, думая, что они заменят работу с логопедом.
Это не так. Если у малыша и так плохо с речью, а вы каждый день перегружаете его анализаторы, то вряд ли это возымеет положительный эффект. После этих мультфильмов малыш не научится говорить, ведь он совсем не тренируется, а только смотрит.
Ошибка №3: давление и манипуляции со стороны взрослых, чтобы ребенок больше тренировался произносить звуки и слова
Часто родители малышей, которые имеют небольшие проблемы с речью и немного отстают от своих сверстников, начинают усиленно заниматься с детьми. Постоянно просят его: «повтори», «скажи», «сейчас не так, а надо так…», «скажи “конфета” и тогда получишь ее» и т.д. В таком режим проходит несколько месяцев – полгода. И, к удивлению семьи, малыш выдает регресс. Даже если у него уже были какие-то звукоподражания, он произносил слоги или отдельные слова, из-за постоянного давления все результаты сходят на нет.
Ребенок просто отказывается говорить.
Это называется речевым негативизмом. Проблема достаточно серьезная и требует вмешательства психолога. Так как перед тем, как работать с речью, специалист должен преодолеть речевой негативизм. На это обычно уходит до полугода.
Поэтому родителям не стоит усердствовать с развитием речи. А если вас что-то беспокоит, то лучше показать малыша логопеду или дефектологу, которые помогут решить ваши проблемы и сделают это со вниманием и заботой к ребенку.
Фото: Depositphotos