Как повысить успеваемость ребенка и «натренировать» мозг: советы нейропсихолога

Рассказываем, как заставить левое «логическое» и правое «образное» полушария мозга работать согласованно.

Очень часто родители, отправляя своего ребенка в первый класс, переживают за то, насколько легко справится их малыш с учебой. Бывает и так, что достаточно смышленый ребенок испытывает трудности в усвоении школьной программы.

Нейропсихолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Валерия Карпова рассказала, почему важно тренировать детям межполушарное взаимодействие и поделилась несколькими упражнениями, которые помогут улучшить успеваемость ребенка.

Валерия Карпова, нейропсихолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Самая крупная структура человеческого мозга – это большие полушария: правое и левое. Каждое играет свою роль, и их взаимодействие приводит к повышению результативности любой деятельности, ведь они оба функционируют оптимально и одновременно.

Каждое полушарие мозга обладает способностью обрабатывать поступающую информацию специфическим образом.

Левое полушарие мозга – «логическое».

Правое полушарие мозга – «образное».

Два полушария соединены друг с другом сплетением нервных волокон – мозолистым телом, которое формирует целостное мышление.

Часто можно услышать о «делении» людей на право- и левополушарных. В зависимости от этого формируются наши привычки и предпочтения.

В таблице приведены примеры того, как предпочитают действовать левополушарные и правополушарные.

Подсчитав количество выбранных действий, вы можете определить, какое полушарие вы используете чаще всего в своей жизни.

Чем чаще мы используем оба полушария, тем лучше мыслим и легче обучаемся.

Как же развивать межполушарное взаимодействие? Вот несколько простых и доступных способов.

Freepik.com

Вода

Вода необходима человеку для передачи электрического импульса в нервной системе, благодаря чему мы можем чувствовать, учиться, думать, быть активными.

Глоток воды насыщает наш организм влагой, как капли дождя питают корни деревьев.

Воды необходимо пить много и небольшими глотками.

Организованные игры

Играя мы приобретаем все необходимые навыки для успешного обучения. Цель игры – сама игра: ничто не сможет заменить радость и пользу от совместных с детьми подвижных игр.

Учите детей играть и играйте вместе с ними.

Freepik.com

Сенсорный опыт

Основная часть нервных путей развивается на основе опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой. Сенсорная информация поступает через наши глаза, уши, вкусовые рецепторы, нос и нервные рецепторы на коже. Она – в каждой мышце и в каждом органе.

Окружающая ребенка среда, богатая сенсорными стимулами, дает возможность получать больше опыта и формировать творческое мышление и устойчивые навыки обучения.

Давайте ребенку возможность исследовать, пробовать, делать обычные дела необычным способом.

Например, дети любят ходить задом наперед, смотреть на предмет, перевернув его вверх ногами.

«Учение – это опыт. Все остальное – лишь информация», – писал Альберт Эйнштейн.

Depositphotos

Гимнастика мозга

Гимнастика мозга позволяет заполнить те пробелы в физическом развитии, которые образовались в раннем возрасте. Этого можно достигнуть с помощью двигательных упражнений, направленных на переобучение работы мозга: в них задействуются те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

Упражнение «перекрестные шаги» активирует обширные зоны обоих полушарий мозга, образуя в мозолистом теле нервные пути. Это упражнение помогает улучшить навыки чтения, развивает навык самостоятельности.

Левым локтем, пересекая среднюю линию тела, касаемся согнутого правого колена, правым локтем касаемся согнутого левого колена.

• Для улучшения письменной речи полезно выполнять упражнение «ленивые восьмерки».

Рисуем символ бесконечности (восьмерка на боку) на бумаге или на доске непрерывающимся движением. Начинаем от центра восьмерки, затем двигаемся против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру. Затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке.

Каждой рукой обводим пять или более «восьмерок», а затем пять или более – обеими руками вместе.

Лучше восьмерку рисовать размером в альбомный лист и контролировать, чтобы ребенок следил глазами за двигающейся рукой.

Упражнение «двойные рисунки» полезно для развития навыка письма и решения задач по математике. Оно заключается в рисовании в воздухе двумя руками одновременно одинаковых рисунков, не пересекая руками средней линии тела.

Можно рисовать цифры, буквы, геометрические фигуры. Варианты выполнения – на доске, на листе, карандашами, мелками и так далее.

Depositphotos

Нейробика

Нейробика – это комплекс упражнений, которые помогают мозгу развиваться. Их разработал американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац.

Регулярно выполняя упражнения этого типа, человек начинает быстрее и эффективнее решать поставленные перед ним задачи, становится более усидчивым, внимательным. У школьников и студентов улучшается успеваемость, они быстрее и эффективнее усваивают новую информацию, легко адаптируются к изменениям.

Например, проведите эксперимент: попросите своего ребенка сменить на один день «рабочую руку».

Пусть он попытается в течение суток все, что до этого делал, например, правой рукой (если он правша), делать левой. И наоборот.

Благодаря данному упражнению дети смогут не только активизировать работу не доминирующего полушария мозга, но и сделать связь между двумя полушариями более крепкой. А это в свою очередь поможет им развить нестандартное мышление и творческие способности.

Фото: Depositphotos, Freepik.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Семейный гороскоп