Успешный старт: 4 способа максимально прокачать мозг ребенка
© Shutterstock/VOSTOCK
Последние 10 лет традиционный образовательный подход больше не дает ребенку то, что поможет ему стать востребованным специалистом.
О том, на что родителям надо обратить внимание, чтобы обеспечить ребенку хороший старт в любую профессию, мы попросили рассказать директора образовательного центра «Абакус&Робуки Кузьминки» Анну Георгиевну Мевлютину.
Анна, подобно Маслоу, уместившему все человеческие потребности в пирамиду, расположила образовательные услуги иерархически: в зависимости от эффекта прокачки мозга, который ребенок получает от того или иного занятия, оно попало на первый, второй, третий или четвертый уровень.
1-й уровень: «Фундамент»
Общее государственное образование дошкольное, школьное и т.д. — это то незыблемое и постоянное, с чего традиционно начинается развитие ребенка. Оно дает ребенку необходимый запас знаний, о котором говорится в законе об образовании.
При этом ответственность за качество образования и эффективность усвоения информации, как правило, перекладывается на самих родителей.
2-й уровень: «Минимум»
Тот, кто не желает довольствоваться «фундаментом», старается найти ребенку 1-2 дисциплины для развития мелкой моторики, воображения, зрительной и слуховой памяти, творческой составляющей и других качеств, которые носят прикладной характер.
К таким дисциплинам относятся музыка, рисование, театральная студия, шахматы и др.
Это помогает ребенку «прокачать» свои знания и делает его мозг более восприимчивым к новому, что является одним из ключевых навыков XXI века.
3-й уровень: «Современный минимум»
Знание одного или нескольких языков мы вынесли в отдельную ступень, так как погружение в другой язык (а заодно и в новую культуру!) — один из эффективных способов прокачки мозга.
Кроме того, знание иностранного языка — квалификационный навык, который будет непосредственно влиять на благополучие и уровень дохода ребенка.
4-й уровень: «Продвинутый уровень»
Мы подошли к наиболее интересному уровню. Продвинутые родители стараются записать детей на занятия, которые помогут ребенку:
- научиться работать в режиме многозадачности,
- думать быстрее и быстрее принимать решения,
- не сбиваться на пути к цели,
- организовать свое обучение самостоятельно, ориентируясь на свои потребности.
Дисциплины этого уровня часто включают в себя тренажеры для мозга, упражнения на анализ информации, междисциплинарное мышление, инженерное мышление, быстрое выявление причинно-следственной связи.
Все чаще их называют дисциплинами IQ-направления.
Это ментальная арифметика, STEM, программирование, скорочтение, спидкубинг и некоторые другие.
Предлагаем разобрать подробнее, за счет чего эти занятия развивают мозг лучше, чем шахматы или рисование.
Ментальная арифметика
Изучение предмета начинается с освоения японских счетов (абакуса) — так ребенок развивает мелкую моторику. Освоение счетов похоже на обучение игре на музыкальном инструменте, когда человеку сначала «ставят руку», а затем учат выстраивать мелодию.
Следующий этап обучения — ребенок запоминает расположение цифр на счетах, подобно тому, как музыкант запоминает аккорд картинкой.
Третий этап – переход на ментальный уровень, ведь самая эффективная скорость вычисления достигается путем представления образов чисел. То есть в конечном счете дети видят перед собой воображаемые счеты и именно в воображении передвигают бусины, осуществляя сложные математические действия, считывая промежуточные и итоговые результаты, как код.
Получается, что эта несложная система дает потрясающие результаты: развитие воображения, памяти, скорости мышления.
Основной и главный элемент ментальной арифметики — абсолютно все действия делаются на скорость. Также ребенок привыкает делать все правильно с первого раза, убирается привычка «черновика».
Еще один полезный навык, который ребенок освоит на ментальной арифметике, — одновременно одинаково хорошо выполнять два дела.
STЕM
Эта система дает прокачку одного из самых жизненно важных навыков мозга — установления причинно-следственных связей, учит ребенка критическому мышлению, начиная с постановки задачи, разработки критериев, заканчивая достижением задачи, созданием прототипа модели, испытанием модели и, независимо от результата, составления выводов о проделанной работе.
Второй, но не менее важный навык системы — заканчивать проект в ограниченный период времени, не откладывая на потом.
Третий навык — изучение предмета или явления с точки зрения нескольких дисциплин, установление междисциплинарных связей.
Скорочтение
Большинство родителей, сталкиваясь с проблемами медленного чтения, непонимания прочитанного, сложности пересказа текста, отсутствия интереса к чтению, связывают это с личными особенностями развития ребенка.
На самом деле, 90% этих проблем появляются из-за неправильной техники чтения.
Даже правильная посадка за столом, угол наклона книги при чтении и постановка дыхания способны повысить скорость чтения на 50%.
Также существует большое количество дополнительных упражнений и методик, способных увеличить скорость чтения даже в пять и более раз, а эффективность усвоения текста — до 99%.
Каждая из методик, которые мы описали, даст ребенку навыки, которые точно пригодятся ему в жизни. Единственное, важно учитывать: просто выбрать предмет и заниматься им время от времени — недостаточно для хорошего результата. Чтобы навыки и приобретенные знания сохранились на всю жизнь, принципиально важно выполнять все домашние задания с постоянной периодичностью.
Минимальная рекомендация — посвящать предмету хотя бы 15 минут в день.
Без простой ежедневной тренировки все чудесные эффекты любой программы и системы сойдут на нет.
Тут важно настроиться на последовательное изучение хотя бы одного из предметов в течение продолжительного времени. Идеальный вариант, если ребенок сможет посвятить освоению навыка хотя бы 2 года.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK