Саша очень переживал, когда дочь начала петь: Эмма Малинина — о секретах воспитания талантливых детей
Кто-то в конечном итоге с легкостью берет заданную высоту (таких ничтожно мало), кто-то достигает серьезных успехов невероятным упорством и трудом (таких чуть больше), а кто-то из-за непомерных родительских амбиций ломается и сдается почти без боя (таких подавляющее большинство).
Ключевое в этой истории — адекватность родителей, их умение видеть и чувствовать собственного ребенка. Своими наблюдениями по этому поводу в новой колонке на «Летидоре» поделилась Эмма Малинина, многодетная мама, кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог, бизнесвумен, жена народного артиста России.
Если вы хотите поделиться с нами своей историей, пишите сюда
Мой личный материнский опыт, наблюдение за гармонично наполненными детьми и крепкими семьями позволяет сделать вывод, что только та женщина, которая готова нести ответственность за рождение ребенка, его осознанное воспитание, умеющая искренне любить (а не откупаться подарками), может с чистой совестью сказать, что вырастила счастливого и успешного в своем деле человека.
Дети изначально — копия обоих родителей.
В первую очередь они перенимают от мамы и папы негативные черты, и только потом в них начинает проявляться лучшее от родителей (разумеется, если в семье правильный микроклимат). Поэтому, как бы банально это ни звучало, нужно воспитывать в первую очередь себя. А именно — объективно себя оценивать, постоянно развиваться, не лениться, вкладываться в детей (я сейчас не только про финансовую сторону вопроса), а потом, когда они «напитались» всем необходимым, со спокойной душой отпустить в свободное плавание.
Я как раз нахожусь на этом этапе (но это тема для другой колонки). А сейчас хочу поделиться своими наблюдениями, которые помогли мне в воспитании троих детей.
До рождения ребенка
Еще раз повторю, очень многое зависит от женщины. Да, отношения всегда выстраивают двое. Но в большей степени ответственность за семью, за рождение малыша, за его воспитание лежит именно на женщине.
Именно в ее голове что-то щелкает в момент, когда становится известно о беременности. Именно она уже априори любит малыша. Именно она дает ребенку жизнь. И именно в ее силах (благодаря материнской любви) сделать все для того, чтобы ребенок стал счастливым по жизни.
Я убеждена, что счастливые дети появляются там, где их очень ждут и безусловно любят.
Даже если так сложились обстоятельства, что малыш не запланирован, даже если у ребенка нет отца, женщина сможет найти в себе силы собраться в нужный момент.
До года
В первый раз все страшно. В том числе и родительство, потому что голова буквально разрывается от тысячи вопросов.
Сейчас очень много «гуру» (часто без детей и с плохо реализованной личной жизнью), которые предлагают свои услуги, начиная от мастер-классов по укачиванию и подбору детского питания, заканчивая сессией, в течение которой всего за час вас обещают научить, как превратить малыша в гения.
Коучинг, соцсети… Интернет буквально ломится от подобных предложений и затянул многих родителей в свой капкан. Почему «капкан»? Потому что на тысячу таких «экспертов» найдется лишь пара-тройка действительно профессионалов своего дела.
Не нужно тратить на сомнительных людей деньги, время и нервы.
Здесь все куда проще и логичнее, чем кажется. В выборе блендера для приготовления детского пюре вам наверняка поможет подруга, у которой уже есть малыш. Другая подруга, скорее всего, сталкивалась с проблемами в налаживании лактации и может поделиться контактами хорошей службы. Третья приятельница расскажет о педиатре, который ведет ее троих детей.
И не забывайте про бабушек. Они зачастую — кладезь ценной информации.
Я всегда обращалась за советом к людям, которые успешно проходят или прошли свой родительский путь. А детских психологов, многие из которых на деле чайлдфри, и консультантов по укачиванию, которые советуют мамам положить чадо в специальное укачивающее устройство на полдня, а в это время заниматься своими делами, я бы обходила стороной.
До 2 лет
Родители нуждаются в помощи не только словом, но и делом. Да, сгоряча после череды бессонных ночей и утренних истерик хочется переложить добрую часть обязанностей на плечи няни и бабушки. Но не торопитесь этого делать!
Дети, особенно совсем маленькие, очень тактильные — они нуждаются в прикосновениях, ощущении сердцебиения родителей, они обращают внимание на то, каким голосом мама и папа говорят друг с другом, как папа читает на ночь книгу. Это я и называю «открывать мир» через призму собственного мироощущения.
Только при этом условии, на мой взгляд, ребенок может вырасти психически здоровым.
Можно ли эту функцию доверить няне? Вряд ли. По большому счету, это чужой человек на зарплате (и не вспоминайте Арину Родионовну), у которого, как и у каждого из нас, бывает плохое настроение, случаются различные проблемы, о которых он думает.
Я всегда четко соблюдала грань: няня исключительно обслуживает быт (гладит белье, застилает кроватку, разогревает питание) и бережет мое время, которое я трачу на общение с детьми. И не нужно такую «схему» нарушать.
Мои главные требования к няне были — доброта, приятный голос, русский язык на высоком уровне и спокойная энергетика, которая бы не вторгалась в личное пространство Фрола и Устиньи.
Слишком активная няня полностью подавляет ребенка.
С бабушками другая история. Они слишком любят внуков. И это «слишком» в конечном итоге может вылезти боком. К тому же, редко какая бабушка может похвастаться талантом объективно смотреть на вещи, касающиеся воспитания внуков.
Лично я не могу… Я строга к своим детям, но внуки могут из меня веревки вить.
До 3 лет
Конечно, вам хочется, чтобы ребенок поскорее добился каких-либо успехов — например, стал читать в год с небольшим или хорошо заговорил по-английски в два года. Честно говоря, для меня вся эта гонка непонятна. Как-то странно всерьез думать, что в два года ребенок реально учит иностранный язык. Все это из серии родительских утопий…
Фрол и Устинья с двух лет начали ходить в английский клуб для малышей.
Там они в игровой форме по три часа в день общались с носителем языка. Мы не преследовали цель научить детей языку. Нам было важно погрузить двойняшек в среду с другими детьми и показать, что в мире существует не только тот язык, на котором они говорят. Не более того.
До 4 лет
Это прекрасный возраст, когда внимательный родитель уже может сделать некоторые выводы о своем ребенке. Например, понять, сова он или жаворонок, увлекающаяся ли он натура, может ли комфортно существовать в режиме английский-шахматы-вокал-карате-музыка-китайский. Но будьте объективны и не судите ребенка слишком строго.
Вспомните себя в детстве — вы бы хотели просыпаться и понимать, что впереди у вас сто тысяч дел, расписанных по минутам? Вряд ли. Вам хотелось, чтобы учебный процесс проходил будто играючи и желательно в подходящий для этого момент (не для родителей подходящий, а для вас!).
Когда в назначенный час к маленькому ребенку приходит какая-то тетечка, чтобы отработать час своего времени, — для меня это не учеба, а дрессура.
Я не верю, что от таких уроков будет толк.
К тому же, нужно чувствовать не только подходящее время для занятий, но и в принципе понимать, нужны ли ребенку эти занятия (да, балет — это очень красиво, но для одной девочки танцы за счастье, а для другой — каторга).
Как это сделать? Следите за эмоциями детей. В отличие от взрослых, они не умеют их скрывать.
Вот, например, мы заметили, что Фрол еще с младенчества стал интересоваться чем-то красивым. Помню, он еще был крошечным, когда впервые увидел букет цветов. Как они его впечатлили! Сын охал, ахал, уснуть потом очень долго не мог. Затем он стал восхищаться разными предметами ярких цветов. А потом сам просил пойти в музей с утра пораньше, чтобы просто посидеть там в одиночестве и посмотреть на картины. Устинья же всегда с удовольствием занималась музыкой, пела, а с 4 лет стала сочинять.
Нужно было быть слепым родителем, чтобы не понять, что все это им несказанно нравится. Это бросалось в глаза!
Мы поддерживали увлечения детей, но не торопили события.
Вообще терпеть не могу, когда орут на детей: «Быстро положил», «Быстро сюда», «Ты чего ворон считаешь? Все уже переоделись, а ты все еще копаешься». Вот эта вечная гонка очень изматывает их…
Когда вы ребенка постоянно гоните, когда его окружает громкое звуковое поле (например, родственники на внушительной громкости смотрят телевизор или слушают музыку), ему просто-напросто некогда побыть наедине с собственными мыслями.
Мозг ребенка постоянно загружается каким-то информационным мусором. А ведь все прекрасные творческие идеи приходят в свободную голову.
С 4 лет
Читайте также
С этого возраста хорошо бы начать знакомить ребенка с миром музыки. Постарайтесь найти хороших педагогов. Грамотный специалист, который любит свое дело, не только не отобьет у ребенка желание учиться, но и довольно быстро сможет понять, будет ли его маленький ученик в будущем развиваться в музыкальном направлении.
Впрочем, даже если таких целей вы не преследуете, музыкальные уроки однозначно пойдут ребенку на пользу.
Устинья прекрасно пела и уже в 5 лет играла на фортепьяно небольшие пьесы на слух. Преподаватель видел в ней огромный потенциал в этой области.
Фрол же с раннего детства и лет до 12 играл на скрипке. Сын все время хотел переделать музыку, которую играл. Помню, как учитель тогда сказала: «Не знаю точно, станет ли он музыкантом, но то, что будет творить, — это факт». Собственно, так оно и вышло. В детстве Фрол переписывал музыку, а потом начал создавать абстрактные картины.
С 5 лет
Тут родителям нужно уже серьезно задуматься над тем, как ребенка развивать и чему учить. При этом мамам и папам важно адекватно оценить, как загружать чадо — по полной программе или лучше сосредоточиться на чем-то одном.
В детстве Устинья и Фрол бегали, плавали, занимались верховой ездой, катались на лыжах. Мы с Сашей хотели, чтобы они были физически развитыми. Но мы не загружали их спортом по самые уши, потому что понимали, что спортсменами дети не станут (их всегда куда больше тянуло к искусству).
Чего не скажешь о сыне тренера, который занимался с нашими двойняшками. Его мальчик с шести лет побеждал на всевозможных соревнованиях по плаванию. Делал он это очень легко, с большим удовольствием. Причем, и по учебе мальчик успевал. Сейчас этот парень очень успешный и титулованный спортсмен.
По-настоящему талантливых детей можно и нужно загружать по полной программе.
Но в то же время не нужно требовать от ребенка каких-то невозможностей. А когда у вас такое желание возникнет, рекомендую очень критически оценить собственные возможности, посмотреть на генетику семьи. Честно ответьте на вопрос: «А я бы смог добиться таких высот?»
Глобально ничего ужасного не произойдет, если ребенок не завоюет первое место в турнире по верховой езде… А вот если вы будете постоянно давить, необоснованно поднимать планку, то сильно рискуете.
Самое страшное, когда ребенок сбегает из дома или решается на суицид от осознания того, что он не тянет и не оправдывает ожидания родителей.
Особенно важен период до школы и первый год учебы. Это время — огромный стресс для ребенка, поэтому нужно с максимальным пониманием относиться к чаду и не терзать его сумасшедшими графиками дополнительных занятий.
С 7 лет
У каждого человека время от времени наступает период, когда он теряет интерес к чему-то (у школьников это случается особенно часто). Всякий раз пробовать что-то новое — это нормально, но вот бросать дело, не доводя его до хоть какого-нибудь финала, — не очень хороший знак.
Представьте ситуацию: ребенок давно просил вас отвести его в секцию по плаванию. Вы нашли бассейн, группу, приобрели все необходимое, а чадо вскоре заявляет: «Не хочу, не буду» (объяснить это ребенок может чем угодно — от «Вода в бассейне слишком мокрая» до «Сережка лучше и быстрее меня плавает»). То есть объективных причин бросать тренировки нет (если они есть, то вы должны самым тщательным образом разобраться в ситуации).
В этот момент вам наверняка хочется сказать железным голосом что-то из серии: «Я сказала! Так надо», «Зачем я на это потратил деньги и время? От тебя никакой благодарности!» Но этим вы ничего не добьетесь.
Куда дальновиднее предложить ребенку походить на тренировки еще какое-то время: «Ты позанимаешься и обязательно будешь хорошо плавать. А потом ты решишь, оставаться или уходить. Я тебе помогу!»
Задача родителя — научить ребенка стараться, доводить дело до конца.
Ребенок должен добиться результата, чтобы почувствовать вкус победы. Вполне вероятно, это станет для него серьезным стимулом развиваться дальше.
Подростковый период
Если ребенок будет наполняться знаниями и правильной энергией, то он обязательно сам найдет свой путь. Очень страшно, когда человеку мешают, когда лезут со своими советами и своими нереализованными амбициями. А еще куда страшнее, когда мешают родители.
Перестаньте требовать от ребенка, чтобы он был идеальным в вашем понимании.
У него есть свое предназначение в жизни! Не нужно делать из творческого человека инженера или бухгалтера, и наоборот. Единственное, что он «должен», — так это заниматься любимым делом, которое делает его счастливым. Главное, чтобы человек сам пришел в это дело и стал в нем профи.
Устинья рано начала петь и сочинять музыку. В то же время она прекрасно училась. На вопрос, кем стать в будущем, она ответила примерно в 12 лет, когда выбрала в мюнхенской гимназии самое тяжелое академическое направление, куда включены такие предметы, как латинский язык, математика, физика, биология и другие (по итогу ученик получает лучший аттестат, с которым можно поступить на юридический или медицинский факультет — в Германии на эти факультеты поступают только очень замотивированные и умные дети).
Она себе сама поставила высокую планку — учиться на врача. А лет в 14 у Устиньи пошел крен в музыку.
Казалось бы, мы с мужем должны радоваться и всячески поддержать дочь. Но мы заняли нейтральную позицию. Мы слушали, как дочь поет, говорили: «Молодец! Здорово!», но не более того. Саша отстранился от ситуации, замер и тихо ждал, как будут развиваться события.
А развивались они вот как. В один момент дочь стала еще доверительнее общаться со своим старшим братом Никитой. Ему она показывала собственную музыку. Примерно год они секретничали… А потом Никита заявил: «А вы знаете, что Устинья уже сделала несколько песен для своего первого альбома?» Именно старший брат помог ей записать треки, сделать аранжировку.
Саша видел, что у Устиньи достойно получается, но думал, а надо ли девочке все это… Он по-отцовски переживал. С одной стороны, умеренно хвалил, но с другой — ждал, когда ее увлечение перейдет на более серьезный уровень.
А когда это случилось, то заявил, что ей обязательно нужно учиться петь:
«Исполнить песню — очень непросто. Выходить и петь под фанеру — это не профессия, это просто шоу-бизнес. А если ты хочешь получить профессию и работать, то нужно обладать мастерством».
В 15 лет Устинья сама прошла сложный отбор в академический юношеский хор при Баварской академии. Когда пришли документы о зачислении, Саша был счастлив! А сейчас дочь поступила в Королевский колледж музыки в Лондоне.
Нормальный человек получает удовольствие от результата, которого добился сам!
Сегодня кто угодно может записать своему чаду песню, снять клип. Поначалу все будет казаться классным. Но сколько таких страшных примеров, когда у людей не соответствует внутреннее содержание тому образу, в котором они существуют (который за них кто-то придумал)…
Ребенку нужно дать не финальный продукт, а возможность наполниться знаниями, энергией, чтобы в конечном итоге стать профессионалом своего дела. И получать от этого удовольствие.
С 15 лет
Помимо доведения начатого дела до конца, пунктуальности, обязательности, терпения, родители должны научить своих детей переживать неудачи и правильно реагировать на обсуждения, которые обычно ведутся у человека за спиной.
Вообще, обсуждениям подвергаются два типа людей — люди успешные, талантливые (обычно у них все получается, они все на свете успевают) и люди, которые вообще ничем не интересуются и не занимаются.
Я всегда говорила детям:
«Когда вы делаете что-то лучше других, будьте готовы к критике, сплетням и упрекам из серии “Да вы же дети народного артиста, вам все достается на блюдечке с голубой каемочкой”».
Как живется детям известных людей, я расскажу в другой колонке. Но могу сказать наверняка — им очень непросто.
Разумеется, есть люди, кому не нравятся картины Фрола и кто даже после поступления Устиньи в лучшее в мире музыкальное учебное заведение продолжает сомневаться в ее таланте.
Но мы с Сашей всегда учили детей вежливости, сдержанности, учили видеть сильные стороны и прорабатывать слабые, а главное — учили верить в себя. Мы уверены, что дети на правильном пути и они справятся.
Всем родителям я хочу пожелать терпения, мудрости и веры. А также призываю не забывать, что троечник — далеко не всегда лузер по жизни, а отличный аттестат — не гарант успеха в жизни.
Фото: личный архив Эммы Малининой
Читайте другие колонки Эммы Малининой:
Муж для меня всегда на первом месте
Родить «для себя» — это невероятный эгоизм
Большая ответственность за сексуальную гармонию в паре лежит именно на женщине
Как проверить здоровье перед зачатием и почему не надо бояться ЭКО