Как воспитать социально успешного ребенка: 7 примеров из разных стран мира
© Depositphotos
Хоть и не существует жестких правил для воспитания детей и каждый родитель ищет уникальные решения и подход к своему ребенку, окружение и культура значительно влияют на них. Поэтому взгляд за пределы наших собственных представлений может дать нам интересные идеи воспитания, о которых мы, возможно, и не думали раньше.
Своими наблюдениями и выводами на эту тему с «Летидором» поделилась Наталья Бут, соосновательница iDialogue — онлайн-платформы для коллаборативного обучения и кросскультурной коммуникации. Наталья много общается с учителями и родителями из разных стран, обсуждая с ними не только образование, но и подходы к воспитанию детей.
Одним из самых острых является вопрос о том, в какой степени и как воспитывать индивидуальность ребенка. Ответ зависит от того, в какой культуре живут родители и их дети.
Индивидуалистические культуры подчеркивают самодостаточность, а коллективистские — зависимость людей от группы, частью которой они являются. И хотя мы в каждом случае сами принимаем решение, как поступить, традиции воспитания, принятые в нашей культуре и поддерживаемые окружающими, влияют на этот выбор.
Самостоятельность + независимость = ответственность (США)
Американские родители — самые яркие представители индивидуалистической культуры. В ходе многочисленных исследований культурные антропологи обнаружили, что их главная цель — сделать ребенка независимым и самостоятельным.
По данным Института передовых исследований в области культуры, 80% американских родителей не следуют обычаям и не проявляют конформизм, у них нет конкретной линии воспитания, но они ориентируют детей на достижение бОльшего материального успеха, чем добились они сами, и делают упор на личную свободу.
Правда, в американской культуре понятие свободы и личных границ связано не с вседозволенностью, а с ответственностью.
«Если вы не удержались и сделали что-нибудь не очень хорошее — например, выругались, — не стесняйтесь извиниться перед детьми, — советует американка Вирджиния. — Ответственность — это в первую очередь умение признать свою неправоту».
Американские родители обычно считают, что ребенок вправе выбирать, как одеваться и чем заниматься в свободное время, но не преминут напомнить ему, что у каждого члена семьи вообще-то есть и обязанности по хозяйству.
«Глобальное мышление» — еще одна ценность американцев. Они готовят своих детей к жизни в глобальном мире — стремятся развивать в них умение жить и работать в многокультурном сообществе. И это не декларация. В детях с младенчества поддерживают любопытство к разным культурам, рассказывают им об особенностях и традициях разных стран, учат принимать разные обычаи и видеть красоту в многообразии.
«Ощущение дома» — основа для глобального успеха (Дания)
Второй представитель индивидуалистической культуры — родители Дании.
Датских детей тоже с младенчества воспитывают как людей мира. Эта ценность глубоко уходит корнями в культуру мореплавателей и первооткрывателей: внутреннее «ощущение дома» всегда помогало морякам пережить все невзгоды и вернуться домой.
Аналогично, для того чтобы дети чувствовали себя комфортно в этом мире, они должны иметь «ощущение дома» —– прочную основу, опираясь на которую можно исследовать мир и интерпретировать другую культуру, сравнивая ее с собственной.
В датском доме своих всегда ждут и принимают. Датские родители стараются переосмыслить негативные эмоции или события более позитивно, чтобы вселить в детей чувство защищенности и оптимизм.
Вместо того, чтобы рассказывать детям, где им нужно совершенствоваться, датчане концентрируются на том, как их чада могут улучшить то, в чем они уже хороши.
Так что вместо того, чтобы ругать отпрысков за двойку по биологии, датчане похвалят их за пятерку по математике. Надо сказать, такой подход весьма способствует развитию талантов.
Коллективистские культуры
Коллективистские культуры обучают детей зависимому поведению, включая послушание, спокойствие, вежливость и уважение к другим. Практики воспитания детей направлены на развитие чувства ответственности за свое поведение и помогают избежать позора как личного, так и семьи, клана или сообщества.
Терпение и разумный риск (Япония)
«Со стороны может показаться, что японские родители чересчур терпимые и даже безответственные, — говорит Йоко, мама из Японии. —Мы разрешаем малышам совершать ошибки и сохраняем спокойствие, если они расстроены. На самом деле, мы поступаем так из любви. Разочарование — важная часть жизненного опыта. Оно учит быть терпеливым и настойчивым, а также оценивать последствия своих поступков».
Обучение на собственных ошибках, заложенное в японской традиции воспитания детей, позволяет людям сохранить любопытство и интерес к открытиям, к миру.
Японским детям с ранних лет разрешено пробовать и экспериментировать.
Выработанные в детстве терпение, способность сдерживать порывы и наблюдать, прежде чем делать выводы или принимать решения, помогают впоследствии критически относиться к новой информации. А также глубже понимать эмоции и мотивы окружающих — это незаменимый «мягкий» навык для работы в коллективе, сохранения добрососедских отношений с людьми и считывания культурных кодов в глобальном мире.
Не испытывая лишней опеки, японские дети рано становятся самостоятельными и к пяти годам могут без взрослых ездить по городу на общественном транспорте.
Японские родители также ожидают от своих 2-3-летних малышей самостоятельного выполнения заданий.
Может быть, трудно наблюдать за тем, как ребенок ошибается и испытывает разочарования, но исследования показали, что дети, которые учатся самоконтролю, становятся более успешными по мере взросления.
Если ребенок сам определит свои собственные ограничения и решит свои проблемы, у него будет меньше рисков совершить большие ошибки в дальнейшей жизни.
Чувство долга и умение жить в гармонии с окружающими (Китай)
В Китае бабушка и дедушка часто живут со своими внуками и ежедневно заботятся о них.
«Хотя им нравится их независимость, они ценят семейную структуру поколений больше своих личных желаний», — отмечает Имани Башир, мама из Китая.
А китайские родители прежде всего прививают детям чувство долга по отношению к своей семье и обучают их конкретным практикам того, как жить в гармонии с другими людьми.
Например, в Китае выражение эмоций считается вредным, так как это может разрушить гармонию. «Сохранить лицо» китайцам помогает культура «спасения лица». И если ребенок нарушает ожидания окружающих неприличным поведением, то его стыдят.
Стыд и приличия (Филиппины)
Филиппинские семьи имеют аналогичную китайской систему. Они придерживаются таких понятий, как Хия (“стыд” или “чувство приличия”) и пакикисама (умение ладить с другими, чтобы создать гармонию, даже если это противоречит личным желаниям человека). Если ребенок нарушает эти принципы, то его стыдят.
Соблюдение статус-кво в филиппинской и китайской традициях воспитания имеет первостепенное значение.
Десять нянек (Конго)
«Требуется целая деревня чтобы воспитать ребенка» — это больше, чем просто поговорка.
В Конго помощь окружающих — это не подарок судьбы, это норма.
В число воспитателей маленьких детей часто входят не только бабушка и дедушка, но и другие старшие дети и друзья семьи.
В Конго всех женщин в деревне называют «мама», и они присматривают за чужими детьми как за своими.
Так что у детей с младенчества стирается грань между своими и чужими и ко всем взрослым они относятся с одинаковыми любовью и уважением.
Изучение языков и общение (Турция)
Вероятно, бывая в Турции, вы испытывали легкое разочарование от того, что попрактиковать свой английский не получится, потому что турки преуспели в русском.
На самом деле, они также неплохо владеют немецким, английским, итальянским и еще множеством языков.
Родители в этой стране побуждают детей к изучению языков причем не с учебником в классе, а в общении с людьми из других стран.
Турция — место встречи разных цивилизаций, знание языков всегда помогало жителям этой страны считывать культурные коды и находить контакт с иностранцами, преуспевать в торговле и лучше устраиваться в жизни. А еще изучение языков, по данным разных исследований, развивает интеллектуальные способности.
Сегодня поколение Z уже живет в пространстве без границ, а значит, в ближайшем будущем социально успешными будут те дети, которые с малых лет погружаются в мультикультурный мир. Несмотря на то что традиции воспитания глубоко встроены в то, что родители считают «нормальным» или «правильным» поведением, в быстро меняющемся мире стоит развивать даже те практики, которые были незыблемы веками.
Тем более, что каждая традиция воспитания служит одной единственной цели — сделать детей успешными членами общества.
А значит, разумный эксперимент, комбинация лучших практик из разных стран — способ вырастить детей социально успешными и счастливыми.
Фото: Depositphotos