Как научить ребенка мыслить нестандартно
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Depositphotos
90% всех изменений мозга происходят в первые 15 лет нашей жизни. Это значит, что опыт, который мы получили в детстве, является для нас самым важным — он формирует привычки и модели поведения на всю жизнь.
На то, как мы мыслим, влияет ведущий стиль мышления, который присущ каждому с рождения. Набор генов и нейронных связей определяет характер ребенка, его таланты, предрасположенность к какому-то типу занятий. Стиль мышления определяет уровень развития эмпатии, умение невербально считывать эмоциональное состояние других людей, любовь к музыке или искусству.
О том, какие бывают стили мышления и как определить, как мыслит ваш дошкольник, мы попросили рассказать основателя обучающего мобильного приложения для детей 2-6 лет «Сказбука» Кешу Скирневского.
О четырех стилях мышления
Инженерное мышление
Инженерное мышление непосредственно связано с умением ставить и решать технические и конструкторские задачи. Мы используем инженерный тип мышления, когда анализируем состав, структуру и принцип работы объектов.
Например, когда ребенок собирает пирамидку, конструктор или строит фигуру из кубиков, он развивает инженерное мышление.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Depositphotos
Творческое мышление
Часто под творческим мышлением подразумевают умение рисовать, петь или танцевать. Однако психологи определяют творческое мышление как процесс обработки информации через образные, нестандартные мыслительные связи и концепции.
Используя этот тип мышления, человек приходит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям.
Философское мышление
Философию определяют как особую форму мыслительной деятельности людей. Она направлена на рациональное осмысление мира и бытия человека.
Философское мышление критично, сам философ может сомневаться в основах собственной концепции. Обладать этим стилем мышления — значит постоянно развивать понимание мира.
Такое мышление помогает видеть тренды, тенденции, строить предсказания.
Научное мышление
Научное мышление — это способ восприятия мира, при котором совершенствуется качество познания. Человек предпочитает все анализировать, прежде чем делать выводы, выражает свои мысли четко.
Самое важное здесь — умение мыслить без предубеждений и оценок, опираться только на проверенные факты и доказанные гипотезы.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Depositphotos
Как определить стиль мышления ребенка
Стиль мышления ребенка можно определить простым методом «вопрос-ответ». Дайте малышу задачу и посмотрите, как он будет ее решать.
Например, спросите, как можно перейти большую реку. Если малыш скажет, что надо построить мост, то у него преобладает инженерное мышление. Если он предложит найти ковер-самолет и перелететь, то творческое и т.д.
Вопросы, которые вы будете задавать ребенку, могут быть совсем нереалистичными или сказочными — например, как построить дом на облаке.
Его ответы могут быть такими же необычными и сказочными, как ваш вопрос. Смысл не в их научной ценности, а в развитии мышления, у которого нет границ.
Даже если ребенок будет давать ответы, которые близки определенному стилю мышления, это значит лишь то, что этот стиль преобладающий, а остальные можно развить. Самый эффективный и простой способ — решать задачи для ума.
Пример задачи на развитие мышления
Возьмите пирамидку и начните складывать ее вместе с ребенком. На первом этапе соберите ее классическим способом. Во второй раз постройте ее по обратному принципу: от меньшей окружности к большей.
В третий раз попросите малыш сложить ее по цветам. В четвертый раз попросите придумать, для чего пирамидка могла бы быть полезна в транспорте или на улице. Важно не оценивать «правильность» ответов, а научить выражать свои мысли, обосновывать точку зрения и показывать, как можно мыслить по-другому.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Depositphotos
Мышление ребенка подвижнее, чем у взрослого. Дети способны учиться быстрее, поэтому в возрасте 2-6 лет нужно много разговаривать, помогать малышу ясно выражать свои мысли, пересказывать сказки, мечтать и искать новые решения разных игровых ситуаций.
Чем больше моделей поведения вы покажете своему чаду, тем проще ему будет ориентироваться в жизни, когда он вырастет.
Фото: Depositphotos