Какой должна быть правильная иерархия в приемной семье
Подробнее об этом мы попросили рассказать Диану Машкову — писателя, журналиста, руководителя программы «Просвещение» фонда «Арифметика добра», маму 4 детей, трое из которых приемные.
Иерархия в современной семье складывается, как правило, сама собой. Вряд ли кто-то садится за стол переговоров наутро после свадьбы, чтобы нарисовать структуру новой «ячейки общества» и ее утвердить. Люди просто вступают в брак, рожают детей. В процессе выявляется лидер — глава семьи.
Естественным образом распределяется ответственность между супругами и обязанности между братьями-сестрами. Появляется подчиненность, в том числе ситуативная. И вот уже работает собственная иерархическая структура, которая необходима для благополучия каждого члена семьи и его защиты. Без иерархии, пусть не оговоренной и не явной, семьи просто не существует.
Приемная семья в этом вопросе, разумеется, не исключение. Только вот проблема иерархии стоит здесь намного острее. И требует специальных усилий родителей.
Мама и папа в семье — главные
Казалось бы, о чем речь? И так понятно, что родители создали семью, отвечают за ее жизнеспособность, благополучие, поэтому и стоят во главе. Однако на деле восприятие семьи у приемных детей бывает очень и очень разным.
Приведу два простых примера.
Наша дочка Даша пришла в семью, когда ей было 13 лет. До этого, до 9 лет, она жила с кровной мамой.
История детства Даши складывалась так, что главной в семье была она сама, а не кто-то из родителей.
Кровная мама довольно быстро передала бразды правления маленькому ребенку. Сама она по причине зависимости не всегда могла выполнять обязанности матери, и Даша с 4 лет заботилась о семье. Она одна ходила по улицам, ездила в транспорте, добывала продукты, готовила, ела сама и кормила маму.
Постепенно у Даши возникло глубокое убеждение, что если не позаботиться о взрослом человеке, то он не выживет. Пропадет. Ребенок вынужден был взять на себя тяжелую ношу главы семьи.
Такое часто случается в неблагополучных семьях, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков. Они плохо контролируют ситуацию, могут исчезнуть на несколько суток, могут уснуть прямо на земле, рискуя замерзнуть. А их маленькие дети, поменявшись с родителями местами, ждут их домой, переживают, разыскивают по улицам, кормят, согревают, спасают.
И хорошо, если успешно. А если нет — винят себя всю оставшуюся жизнь за то, что «не доглядели».
Это тяжелая травма для ребенка. Невыносимый груз.
Мама Даши в итоге оказалась в местах лишения свободы. А Даша — сначала в детском доме, а потом с нами, в приемной семье.
Конечно, у нее тоже было это жуткое чувство «не доглядела». Поэтому ради защиты семьи, а еще по привычке, она пыталась управлять всеми, включая родителей. Хотя мы с ней изначально обсудили правила нашей семьи, в которых первым пунктом значилось: «Мама и папа в семье — главные».
Но на то, чтобы усвоить и, главное, принять эту простую истину, у Даши ушел не один год. И это время были отнюдь не простым.
Мы сталкивались с противостоянием и попытками Даши руководить на каждом шагу.
Совершенно другая история сложилась с Гошей. Ему в принципе было непонятно, как устроена семья, за что в ней несут ответственность родители и какое место занимают дети. За 16 лет жизни в детском доме он привык к укладу учреждений — дети там, как правило, строят отношения между собой, а взрослых в расчет не принимают. Внутри детского коллектива автоматически возникает деление на касты: появляются ребята, которые управляют остальными и выявляются те, кто должен подчиняться.
Из рассказов выпускников детдомов очевидно, что иерархия там больше всего похожа на тюремную. И с таким опытом, единственным в жизни, встроиться в семейную иерархию очень нелегко.
Сложно признать главными взрослых людей, родителей, если привык быть зависимым от других детей и подчиняться старшим ребятам.
Нарушение иерархии, когда родители в семье оказываются на более низкой ступени власти, чем дети, крайне опасно.
Оно не только мешает мамам и папам выполнять свои функции любви и заботы, роняет их авторитет, но и полностью дезориентирует детей. Ребенку нужен четкий порядок вещей, разумные и понятные границы — только так маленький человек чувствует себя в безопасности.
Это правило касается всех семей без исключения, а на приемные накладывает дополнительную ответственность — необходимо с первого дня мягко, но настойчиво добиваться главенства взрослых.
Кто дольше в семье, тот и старше
Психологи обычно советуют кандидатам в усыновители и приемные родители не брать сирот старше тех детей, которые уже есть в семье. Говорят, что это непоправимо нарушит иерархию, вызовет массу сложностей в построении отношений.
Однако на практике мало кому удается соблюсти такое, казалось бы, простое правило. Тем более, что в детских домах России сегодня 80% воспитанников — это дети старше 10 лет. И им не меньше, чем малышам, нужна семья.
Поэтому нередко случается, что новый ребенок оказывается старше кровных детей или тех усыновленных, которые были приняты в семью раньше.
В нашей семье, например, такая история. Сначала родилась кровная дочка Нэлла. Когда ей было 14 лет, мы удочерили двухмесячную Дашу, а после этого приняли 13-летнюю Дашу и 16-летнего Гошу. Выходит, что правило мы нарушили дважды. Но похожая картина наблюдается и во многих других приемных семьях: сначала люди решаются на усыновление малыша и только потом, постепенно созревают до помощи подросткам.
Из личного опыта и наблюдений за семьями могу сказать, что большая разница в возрасте между детьми сама по себе не является почвой для конфликтов.
Никакой ревности или других негативных переживаний мы, например, в связи появлением Даши Маленькой и потом Даши Большой ни у той, ни у другой не обнаружили.
Зато дети-ровесники — «новенький» и «старенький» — нередко вступают в конфликты. Казалось бы, будучи равными по возрасту, они только выигрывают: теперь можно вместе гулять, делать уроки, увлекаться занятиями по возрасту. Откуда ревность и неприятие? Ответ лежит на поверхности: близкие по возрасту дети нередко испытывают повышенную тревогу и боятся за собственное место в иерархии семьи.
«Если появился он, то где теперь буду я? Кому стану нужен?»
Довольно часто мамы и папы слышат такой вопрос:
«Зачем вам понадобился еще один ребенок того же возраста, если у вас уже есть я?»
Но еще чаще он остается невысказанным и разрывает ребенка изнутри. Поэтому важно дойти до сути проблемы, понять настоящие причины недовольства и плохого настроения ребенка.
Что же касается наивных заблуждений взрослых о совместных играх, то чаще всего они оказываются иллюзией: дети с разным опытом и уровнем развития могут и не найти точек соприкосновения.
Маме с папой понадобится немало мудрости и понимания своих детей, чтобы справиться с ситуацией.
Важно признавать уникальность одного и другого ребенка, проводить время индивидуально с каждым и уделять внимание всем личностям в семье. Такие несложные методы помогут снять напряжение и облегчить переживания детей.
Но иногда лучше не затягивать, доводя до войны, не пытаться решить проблему самостоятельно, а обратиться к специалистам.
Тем более во многих фондах, включая «Арифметику добра», консультации психологов для приемных семей бесплатные.
Наша семья в свое время тоже не обошлась без психологической поддержки: когда в семье появился Гоша, Даша Большая отказывалась его принимать. У нее был тот самый страх потерять свое место в семье, которую она только-только обрела.
Решить проблему помогла установка с помощью психолога четкой иерархии по альтернативному принципу.
Понятно, что есть такой критерий, как возраст. В соответствии с ним известно, кто старший в семье, а кто младший. Но в приемных семьях есть еще и второй, не менее важный критерий — очередность прихода в семью. И согласно ему старший здесь тот, кто раньше пришел. На том простом основании, что он лучше знает семейный уклад, понимает пространство семьи, разделяет ее ценности и принимает правила.
Эта логика была принята нашими детьми на удивление легко и оказалась едва ли не панацеей.
Даже возмущенных возгласов «а почему это я младший, если мне уже шестнадцать лет» не прозвучало.
В ситуации адаптации в приемной семье, когда дети еще чувствуют себя неуютно из-за запутанной иерархии, лучший способ разрешить конфликты «а че это я?» и «почему это он?» — выстроить четкую и простую схему.
В этом случае можно даже ее нарисовать, чтобы она стала наглядной. Во главе всегда родители. А дальше — дети по времени прихода в семью.
Тогда, обретя свое собственное уникальное место, каждый ребенок постепенно перестает тревожиться и начинает привыкать к новой жизни.