Злость — это хорошо, агрессия — плохо: почему нельзя ругать ребенка за негативные эмоции

Злость выполняет много функций, однако эту эмоцию очень важно держать под контролем.

Многие психологи называют эмоциональный интеллект основой развития ребенка. Люди, умеющие распознавать эмоции, управлять ими и использовать их в качестве своего ресурса, имеют больше шансов на успех во многих сферах деятельности.

Как сформировать у ребенка навык управления собственным эмоциональным состоянием? Практические советы родители могут найти в издании «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей», которую не так давно выпустило издательство «АСТ». Авторы книги — Е. Сергиенко, Е. Хлевная, Т. Киселева — ученые, исследователи, эксперты и практики в области диагностики и развития эмоционального интеллекта.

Мы публикуем отрывок из книги — о том, зачем ребенку нужна злость и какую пользу из нее можно извлечь.

Когда помогает злость

Злость — сильная эмоция, возникающая из-за неудовлетворенности потребностей или ожиданий. Эта эмоция вызывается помехами действиям и удовлетворению желаний.

Проявления злости:

• сведенные брови;

• сверкающие, широко раскрытые глаза;

• плотно сжатые челюсти, а зубы обнажены;

• плотно сжатые губы или, наоборот, открытые, придающие рту прямоугольное очертание;

• повышенная громкость голоса, иногда переходящая на крик, угрозы;

• злость часто может сопровождаться как приемлемыми, так и неприемлемыми действиями.

Depositphotos

Возможные причины злости:

• препятствия на пути к цели;

• помехи в удовлетворении желаний;

• реакция на вину;

• реакция на несправедливость по отношению к себе;

• разочарование в поступках близкого человека;

• ответная реакция на злость.

Рассмотрим на простом примере причину появления гнева. Например, вы готовились с ребенком посмотреть в интернете интересный фильм, о чем давно договорились. Но в назначенное время интернет-связь оборвалась, и вы с досадой стали выяснять причины с провайдером. Ребенок злился на компьютер и на вас, не понимая, что вы раздосадованы не меньше.

Злость помогает защищать свои права и границы.

Или вдруг, по вашему мнению, ни с того ни с сего ребенок проявил агрессию или даже ярость на ваши обычные слова. Возможно, что-то до этого вызвало у ребенка слабую досаду, которая потом переросла в злость и далее в гнев.

Отслеживайте такие эмоциональные реакции и узнавайте у ребенка, что же произошло и на что реально направлен его гнев. Это очень важно, так как потом все эти события могут завернуться в большой клубок, распутать который будет очень сложно.

Depositphotos

Польза злости

Злость может помочь уменьшить или преодолеть страх и усилить действия для отстаивания своих интересов, либо достижения своих целей, то есть выполняет мобилизующую функцию.

Например, вы играете с ребенком и договорились, что в 7 часов игру закончите и он завершит свои задания. Но время пришло, а ребенок и не думает о ваших уговорах. Тогда вы уже твердо заявляете, что уговор должен выполнятся, после этого второе предупреждение может быть уже с небольшой злостью, указывающей на нарушение правил и помехи продолжать взаимодействия.

Ребенок может тоже злиться, то есть его намерения продолжать игру и не выполнять задания очень сильны. Здесь важно, чтобы обида и злость не были интенсивными и не перешли в конфликт.

Что мы приобретаем от злости?

Злость концентрирует наши усилия на решение проблемы, достижение цели, усиливает наши ресурсы и сосредоточивает их в конкретном направлении.

Злость обеспечивает мотивацию к конструктивному изменению причины злости, может активизировать борьбу за собственные права, побуждает нас действовать.

Обратите внимание: плохо не проявление злости, а выражение ее в агрессивном поведении.

Задавайте ребенку вопросы, чтобы он лучше мог прочувствовать злость и научился управлять ею, понять ее причины появления и функции.

Вопросы для ребенка:

• Когда ты злился? Приведи пример.

• Что ты чувствуешь, когда испытываешь злость?

• Что тебя больше всего злит?

• Что ты делаешь, когда злишься?

Depositphotos

Алгоритм работы со злостью

Предложите ребенку подумать самому и высказать свои предположения о том, что делать со злостью. Затем дайте следующий алгоритм. Объясняйте, если необходимо, каждый пункт, проделайте вместе с ребенком.

  1. Остановись и спроси себя: «Я сейчас злюсь?»
  1. Подумай о том, из-за чего злишься.
  1. Сделай глубокий вдох, медленно выдохни.
  1. Скажи вслух причину, например: «Я злюсь, потому что ты не даешь мне поиграть с этой игрушкой».
  1. Придумайте вместе, как сделать так, чтобы унять злость.

После обсуждения алгоритма предложите ребенку создать рисунок к каждому шагу алгоритма.

Depositphotos

Совет на каждый день

Когда вы заметите, что ребенок начинает злиться, помогите ему определить у себя эмоцию злости и признать ее, прежде чем объяснять ребенку последствия действий, следующих за эмоцией.

Например:

  1. Я бы тоже разозлилась, если бы кто-то толкнул меня/отнял игрушку.
  1. Я вижу, что ты злишься, что тебе пришлось убирать игрушки, но мы с тобой договорились об этом.
  1. Я понимаю, что ты чувствуешь злость из-за того, что тебе не дали поиграть с игрушкой, но вспомни, мы играем по очереди.

Пытайтесь перевести злость в конструктивное русло до того, как она перейдет в разрушительные действия.

Обратите внимание ребенка на его переживания. Например, ребенку-дошкольнику сложно заметить ранние признаки злости.

Эмоция злости лучше переключается через активные действия. Главное, чтобы злость не выражалась в агрессии: бить подушку, колотить игрушки или швыряться чем-нибудь — это агрессивная форма проявления эмоции злости.

Наша задача научить детей справляться с эмоцией злости, не причиняя окружающим и себе вреда.

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Семейный гороскоп