Учимся проживать эмоции: 5 упражнений арт-терапии для всей семьи
© Depositphotos
Жизнь детей до 10 лет построена вокруг игры и творчества, и только к подростковому периоду у детей формируется навык оценивать свои поступки, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения.
Способность к рефлексии можно тренировать подобно тому, как мы тренируем свое тело, чтобы быть сильными. Если не делать этого, то человек вряд ли сможет жить полноценной жизнью. С большой вероятностью он столкнется с непониманием своих настоящих желаний и потребностей, будет чувствовать себя несчастным.
Одна из задач взрослых — помочь ребенку наработать опыт, который поспособствует развитию его осознанности. А для этого нам необходимо разговаривать с ним на одном языке — посредством игры и творчества.
О том, с чего начать, если мы хотим научиться новому для себя «языку», мы попросили рассказать арт-терапевта, основателя онлайн-школы детского творчества Iskusstva_net Дарью Шанцину.
Что такое арт-терапия
Арт-терапия — отличный инструмент для того, чтобы соприкоснуться со своими чувствами и сделать шаг к осознанной жизни. В основе арт-терапии — творческий процесс, во время которого человек всегда неосознанно выражает свои чувства. Переодеваясь в костюм супергероя, ребенок наделяет себя качествами, которых ему не хватает в жизни. Рассказывая о нарисованном злом дракончике — делится негативными эмоциями.
Результаты творчества — это больше, чем просто красивый рисунок, это хрупкий внутренний мир, который вам доверили.
Как организовать атмосферу для свободного творчества
Узнать чуть больше об этом мире можно обратившись к профессиональному детскому психологу и арт-терапевту, которые умеют анализировать творчество и поведение ребенка. Однако родитель также может заглянуть в этот мир, став более внимательным к играм и результатам творчества малыша.
Вот несколько рекомендаций, которые подскажут, как это сделать:
- Не надо заставлять. Ребенок должен заниматься с желанием.
- Предоставьте разнообразие художественных материалов. Трудно выразить себя, имея в наличии только простой карандаш и лист бумаги.
- Не давите своим мнением, дайте свободу выбора темы, материалов, цветов.
- Создайте комфортное рабочее место.
- Ведите творческий диалог. Расспрашивайте ребенка, что он нарисовал, зачем, кто главные герои, что они делают и т.д.
5 простых игр для всей семьи
Следующий вопрос: что делать. Начните с этих пяти простых упражнений, для которых нужен минимальный набор материалов.
Предложите выполнить их ребенку и присоединяйтесь сами. Уверяю — вам понравится!
1. «Гора злости»
Цель: работа с негативными чувствами, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: бумага, краски, клей.
Упражнение: Если вы видите, что ребенок не в духе, начинайте игру «Гора злости». Скажите буквально следующее: «Я вижу, ты злишься. Наверное, тебе так и хочется что-то сломать? Смотри — вот бумага, мы можем ее мять, рвать, кидать. Вот так я делаю, когда злюсь (взрослый делает комок из бумаги и кидает его в стену)».
А еще из этих «комков злости» можно сделать целую гору (склеить их между собой скотчем или клеем), и раскрасить ее разными цветами.
2. «Цветок»
Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: бумага, краски, фломастеры.
Упражнение: Предложите ребенку закрыть глаза и представить самый красивый цветок. Поинтересуйтесь, как он выглядит, что его окружает, где он растет.
Попросите открыть глаза и попробовать изобразить цветок, описать его настроение и придумать его историю.
3. «Ладошки»
Цель: определение текущего состояния и выявление потребностей ребенка.
Материалы: бумага, фломастеры или пастель.
Упражнение: Предложите малышу обвести на листке свою ладонь. А затем раскрасить изображение так, как он представляет сейчас свое настроение. Что говорит ладошка? Что она чувствует?
Если настроение грустное, можно нарисовать ладонь хорошего настроения или несколько ладошек — шагов к хорошему настроению.
4. «Веселые страхи»
Цель: развитие воображения, избавление от страхов, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Упражнение: Нарисуйте вместе с ребенком его страх. Потом этот страх превратите в веселый предмет. Например, гроб можно превратить в смешной летающий корабль, Бабу-Ягу нарядить и отправить улыбающуюся на свидание.
5. «Каракули»
Цель: развитие воображения, умение понимать партнера без слов, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: бумага, карандаши или фломастеры
Упражнение: Предложите ребенку нарисовать любые линии, как захочет. Вы продолжаете его рисунок. Затем он продолжает ваши линии. Можно придумать, на что похожи каракули, дорисовать недостающие детали. А можно просто водить по бумаге, слушая себя и прислушиваясь к действиям партнера.
ВАЖНО! Заканчивайте все упражнения на положительной ноте.
Например, если ребенок сочинил грустную историю про цветок, предложите ему позитивный финал.
Гору злости всегда можно раскрасить яркими теплыми красками и превратить процесс в веселое приключение.
Фото: Depositphotos