Как сделать развивающую среду для малыша из подручных средств
© Freepik
Есть мнение, что развивать ребенка очень дорого: помимо специальных занятий в детских центрах, нужны особые книги, тетради, игрушки. Это не так. Есть альтернатива, которая позволит вам организовать дома творческое пространство при минимальных финансовых затратах.
Речь идет о реджио-подходе. 70 лет назад эта педагогическая система изменила взгляды многих семей на дошкольное образование и организацию развивающей среды для малышей.
Вместе с организаторами онлайн-марафона для воспитателей «Навыки XXI века для наших детей» мы разобрались, какие принципы лежат в основе реджио-подхода и как он помогает родителям взращивать в детях креативность, общительность, эмоциональный интеллект и критическое мышление — «мягкие навыки», которые очень пригодятся в жизни.
Кроме того, мы делимся советами, как организовать развивающую среду дома и почти бесплатно.
Принципы реджио-подхода
Реджио-подход основан на идеях Льва Выготского и Марии Монтессори. Его автор, итальянец Лорис Малагуцци, считал, что в детстве человек обладает как минимум «сотней языков», но 99 из них у него украли. Он объяснял это тем, что многое в жизни малыша происходит не по его воле, а по желанию взрослых.
Но для развития правильнее, когда ребенок занимается тем, что ему интересно.
И в этом ему помогает специальная среда, которую должен создавать не только педагог, но и родители у себя дома: из доступных природных материалов и даже из «мусора» — обрывков тканей, обрезков бумаги, фантиков. При этом реджио-педагоги не против современных технологий и не запрещают использовать в качестве образовательных инструментов гаджеты.
Главное правило обучения детей в этой системе:
«Учиться можно всегда и везде, и фантазировать лучше, чем действовать по алгоритму».
Также в реджио-подходе важно уважительное отношение к ребенку и его выбору.
Взрослые и дети должны общаться на равных. Если педагог что-то объясняет малышу, он должен быть с ним на одном уровне и смотреть в глаза (а не сверху вниз, как обычно). Приветствуется последовательность в отношениях: взрослый может требовать от детей исполнения каких-либо правил, только убедившись, что малыши усвоили их.
Почему для развития «мягких» навыков важны природные материалы
Играя с природными материалами, дети не только знакомятся с огромным разнообразием цветов, форм, фактур, запахов, вкусов, но и учатся использовать эти знания в своем творчестве.
Шишки хвойных растений подсказывают одни идеи для творческого проекта, нитки — другие.
Взаимодействуя с вещами, рожденными природой, малыш развивает гибкость мышления и фантазию.
Когда у ребенка развито воображение, любая деревяшка может стать и конем, и шпагой, и деревом, и волшебной палочкой.
Чтобы организовать интересную игру, не нужны дорогие игрушки, достаточно пофантазировать, и мир вокруг преобразится.
Без фантазии самые современные навороченные куклы и машинки быстро наскучат.
Какие материалы пригодятся для развития ребенка и как с ними работать
Руководствуясь принципами, описанными выше, а также имея определенный арсенал творческих материалов, вы можете самостоятельно создать для вашего дошкольника реджио-среду дома.
Вам пригодятся:
● Краски самых разных цветов, акриловые краски, краски по ткани, кисти большие и маленькие, плоские и круглые, тонкие и толстые, губки для рисования, бумага разной плотности, цветов и размеров, калька.
● Глина, тесто и масса для лепки, которую можно сделать самостоятельно.
● Самые разные природные материалы: листья, семена, шишки, веточки, деревяшки, высушенные цветы, песок.
● Маркеры и линеры, разноцветные ручки, простые и цветные карандаши разной мягкости, масляная и обычная пастель, разные цветные чернила, тушь.
● Проволока нескольких видов, кусочки сетки, фольга.
● Ленты, пряжа, бечевка, мулине, нитки, кусочки разной однотонной и цветной ткани, плотной и тонкой.
● Цветные стеклышки, камушки, ракушки, бисер.
● Пуговицы, фантики, пайетки, блестки, обрезки бумаги, крышки от бутылок, вырезки из журналов, бумажные фигурки людей, зверей.
Хранить материалы лучше в прозрачных банках, которые легко открываются и всегда доступны ребенку.
Перед тем, как вы предложите малышу поиграть с содержимым банок, познакомьте его с каждым материалом. Причем знакомить лучше таким способом: сначала дать малышу самому достать то, что его интересует, а потом уже рассказать, что это.
Не ограничивайте фантазию дошкольника, не навязывайте ему шаблоны: кисточками и карандашами можно не только рисовать, а из глины не только лепить и т.д.
В дальнейшем собранную коллекцию материалов можно использовать не только для творчества, но и для арифметических операций и ролевых игр, например, в «дочки-матери».
Если вы хотите еще глубже разобраться, как обучать и развивать дошкольников, приглашаем на двухнедельный онлайн-марафон по развитию мягких навыков.
Организатор — образовательный центр «Каменный город». Команда экспертов поможет найти подход к воспитанию и развитию маленьких детей и осознать родителям свою роль в этом деле.
Фото: Depositphotos, Freepik