Опубликовано 23 июня 2020, 09:00

Как сделать развивающую среду для малыша из подручных средств

Подсказки от реджио-педагогов для творческих родителей.
Как сделать развивающую среду для малыша из подручных средств

© Freepik

Есть мнение, что развивать ребенка очень дорого: помимо специальных занятий в детских центрах, нужны особые книги, тетради, игрушки. Это не так. Есть альтернатива, которая позволит вам организовать дома творческое пространство при минимальных финансовых затратах.

Речь идет о реджио-подходе. 70 лет назад эта педагогическая система изменила взгляды многих семей на дошкольное образование и организацию развивающей среды для малышей.

Вместе с организаторами онлайн-марафона для воспитателей «Навыки XXI века для наших детей» мы разобрались, какие принципы лежат в основе реджио-подхода и как он помогает родителям взращивать в детях креативность, общительность, эмоциональный интеллект и критическое мышление — «мягкие навыки», которые очень пригодятся в жизни.

Кроме того, мы делимся советами, как организовать развивающую среду дома и почти бесплатно.

Принципы реджио-подхода

Реджио-подход основан на идеях Льва Выготского и Марии Монтессори. Его автор, итальянец Лорис Малагуцци, считал, что в детстве человек обладает как минимум «сотней языков», но 99 из них у него украли. Он объяснял это тем, что многое в жизни малыша происходит не по его воле, а по желанию взрослых.

Но для развития правильнее, когда ребенок занимается тем, что ему интересно.

И в этом ему помогает специальная среда, которую должен создавать не только педагог, но и родители у себя дома: из доступных природных материалов и даже из «мусора» — обрывков тканей, обрезков бумаги, фантиков. При этом реджио-педагоги не против современных технологий и не запрещают использовать в качестве образовательных инструментов гаджеты.

Как сделать развивающую среду для малыша из подручных средств

© Freepik

Главное правило обучения детей в этой системе:

«Учиться можно всегда и везде, и фантазировать лучше, чем действовать по алгоритму».

Также в реджио-подходе важно уважительное отношение к ребенку и его выбору.

Взрослые и дети должны общаться на равных. Если педагог что-то объясняет малышу, он должен быть с ним на одном уровне и смотреть в глаза (а не сверху вниз, как обычно). Приветствуется последовательность в отношениях: взрослый может требовать от детей исполнения каких-либо правил, только убедившись, что малыши усвоили их.

Почему для развития «мягких» навыков важны природные материалы

Играя с природными материалами, дети не только знакомятся с огромным разнообразием цветов, форм, фактур, запахов, вкусов, но и учатся использовать эти знания в своем творчестве.

Шишки хвойных растений подсказывают одни идеи для творческого проекта, нитки — другие.

Взаимодействуя с вещами, рожденными природой, малыш развивает гибкость мышления и фантазию.

Когда у ребенка развито воображение, любая деревяшка может стать и конем, и шпагой, и деревом, и волшебной палочкой.

Чтобы организовать интересную игру, не нужны дорогие игрушки, достаточно пофантазировать, и мир вокруг преобразится.

Без фантазии самые современные навороченные куклы и машинки быстро наскучат.

Как сделать развивающую среду для малыша из подручных средств

© Depositphotos

Какие материалы пригодятся для развития ребенка и как с ними работать

Руководствуясь принципами, описанными выше, а также имея определенный арсенал творческих материалов, вы можете самостоятельно создать для вашего дошкольника реджио-среду дома.

Вам пригодятся:

● Краски самых разных цветов, акриловые краски, краски по ткани, кисти большие и маленькие, плоские и круглые, тонкие и толстые, губки для рисования, бумага разной плотности, цветов и размеров, калька.

● Глина, тесто и масса для лепки, которую можно сделать самостоятельно.

● Самые разные природные материалы: листья, семена, шишки, веточки, деревяшки, высушенные цветы, песок.

● Маркеры и линеры, разноцветные ручки, простые и цветные карандаши разной мягкости, масляная и обычная пастель, разные цветные чернила, тушь.

● Проволока нескольких видов, кусочки сетки, фольга.

● Ленты, пряжа, бечевка, мулине, нитки, кусочки разной однотонной и цветной ткани, плотной и тонкой.

● Цветные стеклышки, камушки, ракушки, бисер.

● Пуговицы, фантики, пайетки, блестки, обрезки бумаги, крышки от бутылок, вырезки из журналов, бумажные фигурки людей, зверей.

Хранить материалы лучше в прозрачных банках, которые легко открываются и всегда доступны ребенку.

Перед тем, как вы предложите малышу поиграть с содержимым банок, познакомьте его с каждым материалом. Причем знакомить лучше таким способом: сначала дать малышу самому достать то, что его интересует, а потом уже рассказать, что это.

Не ограничивайте фантазию дошкольника, не навязывайте ему шаблоны: кисточками и карандашами можно не только рисовать, а из глины не только лепить и т.д.

Как сделать развивающую среду для малыша из подручных средств

© Freepik

В дальнейшем собранную коллекцию материалов можно использовать не только для творчества, но и для арифметических операций и ролевых игр, например, в «дочки-матери».

Если вы хотите еще глубже разобраться, как обучать и развивать дошкольников, приглашаем на двухнедельный онлайн-марафон по развитию мягких навыков.

Организатор — образовательный центр «Каменный город». Команда экспертов поможет найти подход к воспитанию и развитию маленьких детей и осознать родителям свою роль в этом деле.

Фото: Depositphotos, Freepik

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!