Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
И не только к этому© Depositphotos
Об опасности синдрома отличника «Летидору» рассказывает постоянный эксперт Карина Рихтере, профессиональный психолог, эксперт по детско-родительским отношениям и мама пятерых детей (@mamazonka.ru).
Что такое синдром отличника
У каждого из нас был одноклассник, который стремился получать одни пятерки, быть всегда первым и лучшим во всем. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак.
Несмотря на название, этот синдром встречается не только у школьников, но и у взрослых. Наверняка среди ваших коллег есть такие. Они требуют от себя и других только идеального результата и не могут успокоиться, пока не достигнут его.
Основные причины, почему у ребенка формируется синдром отличника:
• родители-перфекционисты, которые требуют от ребенка получать только высокие оценки и быть лучшим во всем;
• отстраненные родители, которые принимают минимальное участие в жизни ребенка, и таким образом сын или дочь через успехи в учебе стараются обратить на себя внимание;
• строгие педагоги, которые через повышенные требования к талантливым и способным детям формируют у них страх перед ошибкой и плохой оценкой.
Характер ребенка с синдромом отличника
В чем же отличие ребенка с синдромом отличника от остальных детей?
• Ориентация на внешнее одобрение. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих.
Он болезненно реагируют на любую критику и постоянно нуждается в том, чтобы его хвалили.
• Страх перед неудачей. Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается.
Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим.
• Избегание ошибок. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей.
Такие дети (а потом и взрослые) стремятся избежать ошибок любой ценой.
В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку.
• Отсутствие эмпатии. Других людей такой ребенок тоже оценивает через призму их достижений и не видит за ними человека. Людей без амбиций и значимых достижений они считают недостойными своего внимания. А тем, кто добивается больше них, они страшно завидуют. Если кто-то из родителей или значимый педагог хвалит достижения другого, ребенок может устраивать сцены ревности.
• Гиперответственность. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред.
Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей.
В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни.
Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь.
Как синдром отличника влияет на ЕГЭ
Мы думаем, что ученики, которые так включены в учебу и всегда нацелены на высокий результат, находятся вне зоны риска и всегда сдают экзамены успешно и без стресса.
На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему.
• Они не могут контролировать ситуацию и как-то влиять на нее.
Варианты экзамена распределяются случайным образом между всеми учениками, и ребенок не имеет возможности выбрать нужный ему вариант или на 100% подготовиться к нему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка.
Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно (помните, ошибки его пугают).
Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи.
• Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь.
И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их.
Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс.
• Они боятся не оправдать ожидания.
Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее), им важно соответствовать тому образу, который они создали.
Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам.
Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют.
Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене (а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего) полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше.
Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам.
У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы.
Как поддержать отличника
Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн.
Как родители могут помочь отличнику
Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами.
- Используйте матрицу Декарта
Расчертите лист на 4 части. Назовите их так:
верхний левый — «Что будет, если это случится»;
верхний правый — «Чего не будет, если это случится»;
нижний левый — «Что будет, если этого не случится»;
нижний правый — «Чего не будет, если это не случится».
Пропишите все возможные сценарии.
Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности.
- Рассмотрите все варианты
После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации.
Для отличника очень важно иметь запасные планы на тот случай, если основной не воплотиться в жизнь.
Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать.
- Научитесь расслабляться
Для мозга очень важны моменты, когда он ничем не занят. В такие периоды «блуждания» он обрабатывает и структурирует полученную информацию, поэтому важно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать.
Для старшего школьника таким отдыхом могут стать посещение батутного центра (физическая активность хороша еще и тем, что помогает сбросить напряжение), прогулки с друзьями, посиделки в кафе или просмотр романтической комедии.
Обязательно выделяйте время на это.
- Подкрепляйте его уверенность в себе
Отличники завязаны на внешние оценки, поэтому мы должны научить их опираться на внутренние ориентиры. Оценки за экзамены, конечно, важны, но не менее важны и те знания, которые ребенок получил во время обучения.
Обсудите с ребенком, как и где их можно использовать в реальной жизни. Это только на первый взгляд нам никогда не пригодятся логарифмы, температура кипения или химические свойства кислот. На самом деле они имеют огромное практическое применение. Найдите его вместе с ребенком.
Конечно, не забывайте говорить сыну или дочери, что любите их вне зависимости от того, сколько баллов он набирает на ЕГЭ, какой вуз закончит и кем захочет стать, когда вырастет.
Ребенок должен знать, что вы поддержите его в любой ситуации.
Тогда никакой экзамен не будет для него определяющим.
Фото: Depositphotos, Visualrian.ru