Отстаньте от ребенка! Почему бездельничать – это полезно

Разбираемся, сколько времени на отдых нужно детям и стоит ли запрещать гаджеты.
Разбираемся, сколько времени на отдых нужно детям и стоит ли запрещать гаджеты.

Одни дети помимо школы успевают заниматься творчеством, спортом и иностранными языками. Другие отказываются вообще от любых внеурочных активностей. Учеба и кружки через силу не приносят ожидаемых результатов, но без них дети будто упускают возможность для развития.

Как понять, что ребенку не хватает свободного времени, и считать ли видеоигры отдыхом, «Летидору» рассказала Соня Самсонова — мама двух дочерей-хоумскулеров 9 и 11 лет, автор онлайн-школы Тетрика (@tetrika_school).

Соня Самсонова — автор онлайн-школы Тетрика, мама двух дочерей-хоумскулеров

Что происходит с мозгом во время отдыха

Мозг работает круглые сутки, но передышку он получает не во время сна, а в периоды бодрствования. Разные зоны мозга работают по очереди, а в разном состоянии мозг решает разные задачи. Состояние, когда мозг не получает информацию извне, но активно работает, называют нейронной сетью оперативного покоя, или дефолт-системой. Эта система строит образы реальности, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.

Чтобы включить нейронную сеть оперативного покоя, нужно перестать воспринимать информацию и решать интеллектуальные задачи. Это происходит, когда мы занимаемся монотонным ручным трудом, например уборкой или собиранием пазлов.

Дефолт-система, или сеть пассивного режима работы мозга, включается, когда человек перестает взаимодействовать с внешним миром, погружается в свои мысли. Иногда это происходит во время чтения, разговора или просмотра цифрового контента — вы будто отвлекаетесь и не помните, что происходило последние несколько минут.

Такой пассивный режим работы мозга играет важную роль. Американские психологи выяснили, что около трети значимых идей у физиков и писателей возникает именно в этом состоянии. Нейронная сеть оперативного покоя поддерживает гибкость и креативность мышления, помогает нам осознавать свои чувства и потребности, объединяет воспоминания.

Чтобы лучше понимать себя, окружающих и свое место в мире, нужно делать паузы в течение дня и позволять мыслям свободно блуждать.

Минуты и часы бездеятельного бодрствования дарят свежие идеи и энергию для умственной деятельности.

Depositphotos

Сколько ребенку нужно отдыхать

Исследования «школьного стресса» показывают, что уже в начальных классах более 90% учеников испытывают тревогу по поводу учебы. Половина младшеклассников боится отвечать на уроке перед сверстниками и нуждается в эмоциональной поддержке.

Даже без дополнительных занятий таким ученикам нужно время, чтобы справиться со своими чувствами и накопить ресурсы для школы.

От чрезмерной умственной и эмоциональной нагрузки у детей появляются симптомы невроза: плаксивость, головные боли, ночные кошмары, навязчивые движения.

Чтобы этого избежать, важно регулировать уровень нагрузки — например следить, чтобы занятия у малышей длились не больше 20-25 минут, — и давать детям достаточно отдыхать.

Сколько должен отдыхать ребенок с крепкой нервной системой

В первую очередь важно понять, от чего ребенок устает. В зависимости от возраста, характера и темперамента потребность в уединении и покое будет разной.

Активные, любознательные, уверенные в себе малыши и школьники часто кажутся неутомимыми. Если ребенок с аппетитом ест, крепко спит, охотно посещает спортивные и учебные занятия, возможно, ему хватает времени восстановить силы.

Спросите ребенка, как он видит свой идеальный будний день, если бы можно было наполнить его абсолютно любыми активностями. Уточните, что он не обязан вставлять в расписание то, чем занимается сейчас, если не хочет. Спросите, почему он все-таки оставил музыкальную школу или вечернюю тренировку по плаванию.

Сравните идеальный распорядок дня с тем, что имеет ребенок сейчас, и обсудите, как можно улучшить положение дел.

Depositphotos

Сколько должен отдыхать ранимый и тревожный ребенок

Дети, которые с трудом привыкают к новому, быстро устают и бурно реагируют на критику, больше нуждаются в отдыхе.

Они почти никогда не скучают в одиночестве: могут часами собирать конструктор, лепить или заниматься другим видом творчества. В это время они мечтают и размышляют — то есть используют пассивный режим работы мозга на полную катушку.

Не стоит отрывать их от этого, на первый взгляд, бесполезного занятия.

Не всякое творческое занятие для такого ребенка — отдых. Если в художественной школе высокий уровень требований, а преподаватели строго оценивают прогресс учеников — это серьезная нагрузка. После занятий в такой школе ученику нужно будет отдохнуть.

Хватает ли ему времени, чтобы восстановиться, легко понять по состоянию ребенка.

Если он успевает прийти в себя перед энергозатратными занятиями, то идет на них без сопротивления и капризов.

Если ребенок постоянно отказывается от тренировок, с трудом собирается на уроки и будто специально забывает принадлежности, стоит снизить нагрузку. Для начала убрать все, что вы считаете дополнительными занятиями, а если это не помогает, то и от школы отдохнуть одну-две недели.

Не стремитесь быстро вернуться к привычному режиму. Возможно, помимо школы ребенку достаточно только одного кружка или секции.

Freepik

Гаджеты – это отдых или умственная нагрузка?

Во время просмотра видео, создания цифровых иллюстраций или программирования мозг потребляет информацию и не отдыхает. В состояние пассивного режима работы мозга можно войти во время несложной видеоигры или прослушивания музыки. Все остальное дает существенную умственную нагрузку.

Важно помнить, что физиологи советуют ограничивать экранное время и детям, и взрослым.

Младшим школьникам рекомендуют работать за компьютером и смотреть в смартфон не более двух часов, старшеклассникам — не более трех.

Это время включает, например, и онлайн-занятия с репетитором, и развлечения.

Остальной отдых лучше проводить вне социальных сетей и онлайн-игр.

Фото: Depositphotos, Freepik

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok!Подписывайтесь!