Как поднять подростка с дивана: психолог — о детской лени и апатии
О том, почему так важно отличать лень от апатии и что делать родителям «ленивого» подростка, рассказывает Светлана Котова @kotova_svt , психолог для подростков и их родителей, педагог-психолог и практикующий семейный консультант.
Одна из самых частых жалоб родителей подростков звучит так: «Он ничего не хочет».
И действительно, иногда кажется, что повзрослевшего ребенка ничего не интересует: «Учиться не хочет, старые увлечения забросил. Сидит в гаджетах, спит до обеда. И при этом он устал! А с чего уставать-то? Просто ленится!»
Чувства родителя понятны, но проблема может быть серьезнее, чем кажется.
Лень и апатия — понятия, близкие на бытовом уровне. Однако они требуют совершенно разного подхода, если вам дорого психологическое благополучие вашего ребенка.
Давайте разбираться.
С точки зрения психологии лень — лишь внешний симптом, под которым могут лежать причины разного порядка.
Читайте также
Состояние, внешне похожее на лень, но гораздо более серьезное — апатия. Это общая потеря тонуса, вялость, пассивность в контактах. Для человека просто исчезает разница между радостью и горем, ему все безразлично, эмоциональные реакции заторможены или полностью отсутствуют.
Почему важно отличать лень от апатии
Во-первых, апатия является косвенным признаком ряда соматических заболеваний — болезней печени, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ. Чем раньше их выявили и начали лечить, тем выше качество дальнейшей жизни вашего ребенка.
И во-вторых, апатия входит в симптоматику серьезных психических заболеваний, таких как депрессия, шизофрения, органические нарушения мозга.
В подростковом возрасте, когда ребенок эмоционально неустойчив, не всегда легко понять, чем вызваны проблемы в поведении. Важно вовремя распознать тревожные сигналы и обратиться за помощью. В случае лени — поможет психолог. В случае апатии, скорее всего, не обойтись без детского психотерапевта или психиатра (напомню, что это специалисты с медицинским образованием, которые вправе назначать лекарства).
Как понять — у подростка лень или апатия
Итак, как все-таки обычному родителю отличить апатию от лени?
Лень — ситуативна, апатия — тотальна.
В состоянии апатии подростка не будет интересовать ни учеба, ни друзья, ни увлечения, ни домашние новости. Даже если он «сидит в телефоне», он делает это без интереса, механически. К таким вещам, как собственный внешний вид и еда, тоже становится равнодушным. Реакции заморожены, подросток не обращает внимания на близких, не хочет ни с кем встречаться или общаться. На вопросы отвечает односложно, не может описать, что его беспокоит.
В отличие от этого, «ленивый» (вернее, «ленящийся») подросток всегда может рассказать, что именно ему лень делать, а при доверительном контакте — и почему. При этом он эмоционально реагирует, интерес к собственной личности сохраняется.
Он ленится, например, готовиться к экзамену, но откликается на просьбу мамы погулять с собакой и воодушевленно обсуждает с папой преимущества нового айфона.
Лень в подростковом возрасте связана с физиологией.
За год ребенок может вырасти на 12 см. Не мудрено, что организму не хватает кальция, железа, витаминов. Из-за быстрых изменений в теле происходит раскоординация работы систем — гормональной, сердечно-сосудистой, нервной.
Перепады сосудистого и мышечного тонуса проявляются в скачках физического состояния: подросток может легко переносить длительную нагрузку (например, часами играть в футбол), но иногда падать от усталости без видимой причины.
Он может заснуть на уроке или «вырубиться» дома за столом, заваленным заданиями. Родители недоумевают и злятся «Сначала сделай, потом отдыхай!», учителя обижаются, усматривая в этом пренебрежение к предмету.
Но стоит учитывать, что накатывающая время от времени «разбитость» — частый побочный эффект физиологического созревания организма.
Конечно, это не единственная причина лени, которую надо иметь в виду. Есть несколько причин лени, которые отмечают психологи при работе с ленивыми подростками.
Почему подростки бывают ленивыми
- Элементарная усталость
Взрослым кажется, что юность — это всегда нескончаемая энергия. Но это не так (о психофизиологии говорилось выше).
Длительная монотонная нагрузка, в том числе интеллектуальная, подросткам дается сложнее, чем взрослым.
Относитесь с пониманием к потребности подростка просто полежать на диване, глядя в потолок.
Читайте также
Для психического здоровья каждому человеку, начиная с подросткового возраста, необходима личная территория в доме (хотя бы кровать, стол и «неприкосновенные» полки в шкафу), а также время наедине с собой, которое другие домашние должны уважать.
- Отсутствие мотивации
Тут много оттенков: непонимание смысла деятельности, отсутствие жизненной перспективы и различные мысли, например, «им надо, а у меня никто не спросил», «не получается», «зачем мне это надо?».
Разбираться и искать смыслы приходится индивидуально в каждом случае.
- Неразвитость воли
У подростков, выросших в определенной семейной среде, не прокачиваются навыки волевых усилий.
При гиперопеке подросток привыкает быть беспомощным: _«Все как-то сделается без меня, родители порешают».
При авторитарном стиле воспитания воля тормозится по-другому: ребенок постоянно «ждет пинка» и только после этого начинает что-то делать. Нет пинка — нет активности.
Лень как бы обеспечивает подростку передышку перед неминуемым «тяжелым боем» с родителями.
Жить в режиме таких качелей — то еще удовольствие, но некоторые семьи умеют только так.
- Пресыщение
Когда есть возможность удовлетворять любое желание, вкус к жизни падает, нужны все более сильные раздражители, чтобы почувствовать интерес.
К комфорту подросток быстро привыкает, а малейшее ограничение и необходимость усилий воспринимает как нарушение его личных прав.
Вместо любопытства и стремлений приходят лень и скука. И это, пожалуй, самые трудные в плане коррекции случаи.
- Лень как реакция протеста
Читайте также
Неразрешенный конфликт может стать тупиком в отношениях. Когда подросток не в силах противостоять родителям, когда видит, что с ним не считаются, обида начинает бродить внутри. Он не может выразить чувства прямо, а негатив проявляет в виде саботажа: игнорирует просьбы, ленится выполнять именно то, что для родителей особенно важно.
Это неосознанная попытка взять реванш за реальную или мнимую несправедливость, которую он не может простить.
- Лень как способ «сохранить лицо»
Например, подросток боится насмешек от сверстников, хочет быть принятым группой, а интеллектом и талантами блистать не получается. Тогда в глазах приятелей лучше прослыть ленивым, чем глупым.
Корень такой лени — заниженная самооценка, страх «проиграть».
Кстати, это бывает, когда родители — перфекционисты и ребенок не соответствует их ожиданиям. Атмосфера постоянного контроля и обесценивания способствует застреванию подростка в пассивной, ленивой позиции.
- Лень как привычный стиль жизни семьи
Бывает, что взрослые требуют от подростка то, чему сами не следуют.
Ребенок с детства впитывает от родителей их взгляд на мир. Если это потребительство, унылое брюзжание и перекладывание ответственности на других, то с чего вдруг подросток должен быть бодрым и трудолюбивым?
Даже когда нам кажется, что он вырос и ему уже нет дела до нас, поверьте, он видит все происходящее в семье, остро чувствует фальшь и двойные стандарты.
Неудивительно, что увещевания родителей разбиваются о циничное: «Не учите меня жить, лучше помогите материально».
Что делать, если вы столкнулись с ленью или апатией подростка
Прежде всего внимательно понаблюдайте за состоянием ребенка. Скажите о том, что вы замечаете, дайте понять, что вы переживаете, все ли у него хорошо.
Поинтересуйтесь, как давно и как часто такое происходит, что он сам думает об этом.
Если это лень, то в доверительном разговоре разберитесь в причинах, поделитесь своим опытом преодоления подобных состояний.
Спросите подростка, как вы можете помочь. Не торопите, выслушайте ответ. Избегайте позиции свысока, будьте искренни, доброжелательны, реалистичны и конструктивны. Юмор и самоирония — вам в помощь.
Если лень вызвана перегрузками, всерьез займитесь режимом сна и отдыха подростка, помогите организовать жизнь так, чтобы физические и интеллектуальные нагрузки чередовались. Учитывайте врожденные особенности биоритмов и темперамент. Холерику правда трудно заниматься кропотливой работой, а «сове» тяжело сосредоточиться по утрам.
Старшеклассника можно заинтересовать приемами тайм-менеджмента и личной эффективности.
Чтобы у подростка развивалась сила воли, важно с раннего возраста поддерживать инициативу и упорство ребенка в деятельности, в созидании чего-либо. Пусть это будет крепость из подушек, снеговик во дворе, самодельные фенечки или программируемый робот — все, что ребенка сначала увлекает, а потом требует некоторых усилий для продолжения и завершения. Ощущение себя умелым и сильным — лучшая внутренняя опора.
Замечайте и хвалите подростка за усилия и настойчивость в достижении цели, а не только за результат. Это очень важно.
Если за ленью скрывается страх неудачи, поддержите подростка. Объясните, что, если закапывать голову в песок, с годами будет только хуже. Говорите не о нем, а о природе человека вообще.
Заручитесь поддержкой авторитетного для него человека — старшего брата или сестры, родственника, друга семьи, тренера. Интерес и поддержка с его стороны помогут подростку поднять самооценку, найти в себе новые силы и способности.
В случае, если поведение подростка схоже с признаками апатии, обязательно обращайтесь за помощью к специалисту.
Есть мнение, что в эпоху информационной перегруженности человек будет неизбежно нуждаться в лени. При возрастании объема информации и высокой ее неопределенности нарастает внутренний хаос. Лень становится способом наведения порядка в самом себе, необходимой паузой для перезагрузки. Подумайте об этом, размышляя о себе или своем подростке.
Главная задача родителей — сохранить эмоциональный контакт с подростком. Искренне делитесь своими трудностями и маленькими победами над собой, обсуждайте, что мешает, а что помогает.
Чем позитивнее ваше собственное отношение к себе и к миру, тем больше шансов у вашего ребенка развить свою внутреннюю устойчивость и вкус к жизни.
Фото: Depositphotos