Самые «коварные» моменты на ЕГЭ по русскому языку: как не повторять ошибки
О самых «коварных» моментах в заданиях на ЕГЭ по русскому языку и о том, как выпускнику избежать популярных ошибок, «Летидору» рассказала эксперт Московского центра качества образования Марина Смирнова.
Задание 9. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова»
В этом задании выпускникам необходимо отличать корни с чередующимися гласными от омонимичных корней с проверяемыми гласными. Например: загорал, пригорел – горевать, пригорюнился; замирать, обмер – примирил, примеряли; касание – косили, косички).
Кроме того, не следует путать проверяемые безударные гласные в корне слова со случаями, в которых гласные не проверяются ударением (вылетать – полёт, издавать – издать; тетрадь, багровый).
Помните, что встречаются слова, у которых в корне есть и безударный гласный, проверяемый ударением, и безударный непроверяемый гласный (бахрома – бахромчатый; министерство – министр).
Задание 10. Тема «Правописание приставок и околоприставочных орфограмм»
Сложность при выполнении данного задания испытывают выпускники, которые не овладели правилами правописания приставок, особенно приставок ПРЕ- и ПРИ- .
Например, преходящий момент – приходящая няня, предать друга – придать яркость краскам, предел терпению – придел в церкви).
Задание 11. Тема «Правописание суффиксов разных частей речи»
При его выполнении нужно владеть правописными навыками, которые касаются разных частей речи. Кроме того, следует знать слова-исключения.
Например, суффиксы глаголов -ыва-(-ива-)/-ова-(-ева-) подчиняются определенному правилу, но нельзя забывать про такие слова, как затмить-затмевать, продлить-продлевать, застрять-застревать.
Или возьмем правописание суффиксов имен прилагательных -ив-/-ев-.
Как известно, здесь все зависит от ударения, но существуют два слова, не подчиняющихся общему правилу: милостивый и юродивый – это слова-исключения.
При выполнении задания 11 важно не допустить ошибки в определении морфемного состава слова. Например, _обид-чив-ый – гуттаперч-ев-ый**.
Задание 12. Тема «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий»
Если выпускник знает спряжение глаголов, помнит глаголы-исключения из I и II спряжения, то он справится с заданием 12 лишь наполовину.
Не забывайте, что встречаются глаголы с изначально ударным окончанием, однако у таких глаголов приставка ВЫ- «перетягивает» ударение на себя.
В этом случае следует убрать приставку, тем самым окончание станет ударным.
Например, выгорит – горИт, выспятся – спЯт.
Если пишем окончания глаголов настоящего и будущего времени, суффиксы причастий настоящего времени, то обращаемся к спряжению глагола. Например, клеить – II спр. – клеит, клеят, клеящий. А если пишем суффиксы глаголов и причастий прошедшего времени, то неминуемо обращаемся к суффиксу инфинитива. Например, увид..л – увидЕть – увидЕл; кле..вший – клеИть – клеИвший; скле..нный – склеИть – склеЕнный.
Задание 15. Тема «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»
Определяя количество букв Н в словах, следует обращать внимание на часть речи, так как для каждой части речи в русском языке существует отдельное правило.
Так, Н-НН в отыменных прилагательных зависит от суффикса (Н)-Н-, -ЕНН-, -ОНН-, -ИН-, -АН-, -ЯН-.
Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных – от вида глагола и наличия зависимых слов.
Н-НН в существительных и наречиях – от слов, от которых образованы существительные и наречия: современный – современность, медленный – медленно, путаный – путано.
Задание 21. Тема «Пунктуационный анализ текста»
Задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации. Однако бывает, что выпускники плохо анализируют структуру предложения, порой не могут различать виды сложных предложений, не знают и не понимают, чем может быть осложнено простое предложение.
Обратите внимание: если в одном предложении несколько знаков препинания, то его можно сгруппировать с несколькими предложениями.
Пример 1. Замечательный ученый и путешественник П.К. Козлов исследовал Тибет, Центральную Азию. 2. Путешествия В.Л. Комарова, крупнейшего ботаника и географа, завершились созданием знаменитых научных трудов по флоре Маньчжурии, Монголии, Камчатки. 3. Н.М. Книтович изучал моря Европейской части России, в результате он написал превосходные книги по гидрологии морей и ихтиологии. 4. Ю.М. Шокальский, выдающийся географ и картограф, создал труд «Океанография», не потерявший своего научного значения до настоящего времени.
Ответ для этого текста предполагается альтернативный: 12 (однородные члены) или 24 (обособленные приложения).
Задание 25. Тема «Средства связи предложений в тексте»
Здесь выпускники прошлого года допускали ошибки в определении разряда местоимений. А ведь местоимения довольно часто позволяют установить связь между предложениями.
Например: Лена подошла к отцу. Его (притяжательное местоимение) глаза светились от радости. НО: Лена подошла к отцу. Его (личное местоимение) девочка не видела год.
Предложение может содержать местоимение, но данная часть речи не участвует в связи предложений.
Например: Сейчас ощущение этой высокости на костлявой хребтине животного было странным – тревожным, но радостным. Я ударила Мальчика пятками по бокам, и он поскакал.
Задание 27. Сочинение
Отрадно, что более 90% выпускников верно формулируют проблему исходного текста.
В то же время массово допускаются ошибки в развернутом ответе по следующим критериям: К2 («Комментарий проблемы исходного текста»), К5 («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения»), К8 («Соблюдение пунктуационных норм»), К9 («Соблюдение грамматических норм»), К10 («Соблюдение речевых норм»).
Причины ошибок ребят при комментировании проблемы исходного текста (критерий К2) заключаются в следующем:
• в комментарии приводятся примеры, не относящиеся к заявленной проблеме;
• в комментарии допускаются грубые фактические ошибки, связанные с пониманием текста;
• смысловая связь между примерами и ее анализ носят формальный характер («Оба примера дополняют друг друга, и мы понимаем, насколько важна дружба людям»);
• смысловая связь, установленная между примерами, не проанализирована (Между примерами причинно-следственная связь. Первый пример описывает случай, произошедший с рассказчицей, а второй – влияние на ее отношение).
Перейдем к критерию К5 («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения») – это не только логичное, мотивированное деление текста сочинения на абзацы, но и соблюдение логической связи внутри абзацев.
Распространенная логическая ошибка заключается в том, что выпускник выдвигает один тезис, а доказывает другой.
Например: О.К. Кожухова считает, что животные играют важную роль в жизни человека, так как с ними могут быть связаны самые яркие воспоминания. Я согласна с автором. Животные успокаивают в стрессовых ситуациях...
Несоблюдение пунктуационных норм (оценивание по критерию К8) прежде всего связано с отсутствием запятой в сложноподчиненном предложении, при вводных словах и конструкциях и, как ни странно, при обособлении причастных и деепричастных оборотов.
Чтобы избежать ошибок по критерию К9 («Соблюдение грамматических норм»), выпускники должны проявить осторожность с такими оборотами: рассуждая над проблемой; автор приводит в пример; доктор сказал, что «мне надо подумать»; «в продолжение к этому можно добавить» и другие. Эти обороты – ошибочные!
Особое внимание при подготовке к написанию экзаменационного сочинения нужно уделить соблюдению речевых норм (оценивание по критерию К10).
Здесь типичные ошибки связаны:
• с лексической несочетаемостью: Андрей Соколов объединился с маленьким мальчиком; помогает справиться с отрешенностью;
• с неуместным повтором, речевой избыточностью: автор, желая показать свою привязанность к коню, показывает…; примеры взаимодополняют друг друга; примеры противопоставлены друг другу;
• с речевой недостаточностью: в подтверждение приведу пример; не вступился за человека в беде;
• с неудачным употреблением местоимений: Девочка общалась с конем. Он (это уже об отце) понимал ее.
Имейте в виду: речевые ошибки, допущенные в сочинении, автоматически снижают балл и по критерию К6 («Точность и выразительность речи»).
Полезные ресурсы
При подготовке к экзамену нужно пользоваться только проверенными, надежными источниками и информационными ресурсами. Среди них эксперт советует следующие.
• Открытые варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ на сайте ФИПИ.
• Записи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена на сайте МЦКО и на сайте РЦОИ города Москвы.
• Видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ на сайте Московского образовательного телеканала.
• Библиотека Московской электронной школы, где вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия. Там же можно пройти самодиагностику.
Фото: Depositphotos