Новый тренд? Почему российские выпускники отказываются от высшего образования
© Depositphotos
Когда высшее образование стало более доступным, в обществе укоренилось мнение, что получать его необходимо всем. Но современные школьники и их родители уже иначе подходят к этому вопросу. Они задумываются – так ли нужно обучение в вузе или можно пойти по другому пути.
Разбираемся в этом новом тренде с Виктором Медведевым, руководителем онлайн-центра подготовки к ЕГЭ «Репетиторская империя».(@repetitorege)
По данным исследования SuperJob, в 2021 году только 43% родителей заявили, что их дети планируют поступать в вуз. Для сравнения – в 2010 году на этот вопрос положительно отвечали 80% респондентов.
Классическое образование теряет актуальность
Действительно, система высшего образования меняется, и на решение выпускников о поступлении влияет сразу несколько факторов. Например, снижение уровня дохода семьи в последний пандемийный год и ухудшение качества образования из-за дистанционного формата обучения.
Но одним из главных факторов я считаю глобальную компьютеризацию.
Проще говоря, в открытом доступе появилось больше качественной информации, и эти данные постоянно обновляются. Некоторые профессии коренным образом меняются в очень короткие сроки. То, что было актуально два года назад, через пару лет станет устаревшим.
В этих реалиях классическое высшее образование теряет свою привлекательность.
Сейчас абитуриенты выбирают одно направление обучения на четыре года или на шесть лет. При этом не факт, что к моменту вручения диплома полученные знания будут актуальными.
Это особенно критично для образования в IT-сфере, но эта проблема касается и менее технологичных областей вроде юриспруденции. В большинстве своем вузы (за исключением топовых) медленно адаптируются к изменениям в мире. За ними не успевают ни преподаватели, ни методисты.
Попытки ввести индивидуальные образовательные траектории, о которых очень много говорят чиновники, пока не очень успешны.
Лучше курсы от блогеров, чем диплом
Что еще влияет на принятие решения о поступлении? Несомненно, статистика о том, что только 20% россиян работают по специальности.
Зачем тратить четыре года на образование, если потом все равно диплом будет лежать на полочке?
Тренд на онлайн-блогерство и появление у молодежи кумиров из соцсетей дает понять, что не только наличие высшего образования гарантирует успех.
Широкая популярность среди молодого поколения таких предпринимателей, как Аяз Шабутдинов, выходцев из «Бизнес-молодости», блогеров вроде Александры Митрошиной, Данила Матухно и Михаила Тимочко, тик-токеров вроде Дани Милохина, показывает, что можно прийти к более успешной и статусной жизни без поступления в вуз.
Блогеры предлагают инфопродукты (и спрос на них довольно высок!) и обещают, что после прохождения их двухмесячного курса уже можно получить «профессию» и начать зарабатывать деньги. Естественно, это кажется более привлекательным, чем многолетнее обучение в вузе, где надо ходить на пары, выполнять задания, сдавать рефераты и курсовые.
Опасные тенденции: выбор в пользу «легких» профессий
При этом существуют фундаментальные специальности, вроде инженерных, медицинских, экономических или юридических, которые в любом случае требуют долгого и упорного труда, образования с обязательным получением официального диплома.
Но рынок труда показывает, что зарплаты врачей, к примеру, не коррелируют с длительностью и сложностью их обучения.
Медработники жаловались на низкий уровень оплаты труда даже в пик коронавируса, когда их услуги были наиболее востребованы.
Появляется опасность оттока абитуриентов из таких ответственных сфер в сторону более легких, разрекламированных и высокооплачиваемых профессий.
Этому также способствуют многочисленные онлайн-университеты, предлагающие за короткий промежуток времени освоить «востребованную профессию с хорошей зарплатой».
Эта тенденция очень опасна. Для нормального функционирования общества специальности будут невостребованными, что уже демонстрирует статистика.
Что сделать вузам, чтобы привлечь абитуриентов
Решающим изменением для вузов станет стратегия индивидуализации обучения. В ней будут учтены реальные потребности студентов и внимание будет направлено не только на зубрежку, но и на формирование soft skills.
В рамках этой модели прикладные вещи, относящиеся непосредственно к специальности, необходимо сделать более интерактивными и приближенными к практике. Тогда уже в период обучения студент приобретет навыки хотя бы для небольшого заработка.
Вторая модель развития высшего образования – возвращение его элитарности, когда оно будет ориентировано прежде всего на тех, кто хочет глубоко заниматься научными исследованиями и разработками.
Тогда оно перестанет быть тем образованием, которое обязан получить выпускник 11 класса.
Пока ни та, ни другая модель не воплотились. Однако поводов для паники пока нет.
Тревожные сигналы относительно поступления в вузы есть, но вместе с тем наблюдается положительная динамика по поступлению в колледжи, техникумы и другие учебные заведения для получения среднего профессионального образования.
Кроме того, по опыту нашего центра, спрос на услуги репетиторов растет. Это связано с тем, что школьники, все же решившие поступать в вуз, стремятся попасть на бюджет, ведь цены на платное образование постоянно растут.
То есть выпускники и их родители подходят к вопросу поступления более осознанно, готовятся тщательнее, обращаясь к специалистам.
Эта тенденция в целом хороший сигнал для системы высшего образования – отсеивается процент абитуриентов, желающих просто «получить корочки» или стремящихся попасть в вуз по инерции, не понимающих, действительно ли им это нужно.
Осознанный выбор и целеустремленность – отличные качества для будущих студентов и специалистов.
Фото: Depositphotos
Как убить самооценку ребенка – советы за 1 минуту! Смотрите наш TikTok!