Опубликовано 20 января 2022, 02:00
5 мин.

Как девятикласснику получить зачет по итоговому собеседованию по русскому языку

Подробный разбор от эксперта
9 февраля 2022 года по всей стране для девятиклассников пройдет итоговое собеседование, по результатам которого ученики будут (или не будут) допущены до основного госэкзамена (ОГЭ). Ребята в страхе ждут этого дня и зачастую не до конца понимают, что такое итоговое собеседование и с чем его едят. Ведь у экзамена непривычная для современного человека форма проведения — устная. Всего в итоговом собеседовании четыре задания, а длительность составляет всего 15-16 минут.
Как девятикласснику получить зачет по итоговому собеседованию по русскому языку

© Visualrian.ru

Нужно ли готовиться к итоговому собеседованию, есть ли секреты у мини-экзамена?

На эти и другие вопросы «Летидору» ответила Александра Третьяк, руководитель направления преподавания в образовательной компании MAXIMUM Education (@maximumtestru).

Александра Третьяк, руководитель направления преподавания образовательной компании MAXIMUM Education

Александра Третьяк, руководитель направления преподавания образовательной компании MAXIMUM Education

Критерии оценивания итогового собеседования

Ребята часто заблуждаются, когда думают, что их оценивают по следующему плану: «пересказал — не пересказал», «прочитал — не прочитал». Одна ошибка или запинка не означают получение незачета за все итоговое собеседование.

У проверяющих есть четкие критерии и всего 20 баллов, которые в сумме можно поставить за задания.

Если ученик набирает 10 баллов и более — он получает зачет.

Разбираем задания итогового собеседования

Задание 1 — Чтение текста вслух

Для того чтобы подготовиться, у девятиклассника есть две минуты. В этом задании учитываются два важных критерия: соответствие пунктуационному оформлению и темп речи. Ученик должен правильно расставлять акценты, повышать и понижать интонацию в зависимости от того, что написано в тексте. Темп чтения не должен быть слишком быстрым или, наоборот, очень медленным.

На что нужно потратить 2 минуты перед чтением

Расставить акценты в тексте интонациями. Точка — голос понижается; вопросительный и восклицательный знак — интонация повышается; запятая — делается маленькая пауза. Пометки можно делать прямо в тексте в качестве шпаргалки.

Обращать внимание на ударения: в некоторых сложных случаях они будут стоять сразу в тексте.

Правильно склонять числительные. В самом тексте некоторые числа будут прописаны цифрами, а не словами, поэтому важно правильно их проговорить. Для этого можно запомнить 3 золотых правила склонения числительных:

  • 5-20 и круглые десятки, кроме 40 и 90, склоняются как слово «степь»

Например, (нет) степи — (нет) шестнадцати; степью — шестнадцатью

  • 40, 90, 100 во всех падежах, кроме именительного, — окончание А

Например, сорока, девяноста, ста

  • 200-900 склоняются как слово «ноты»

Например, (нет) нот — (нет) двухсот; нотами — тремястами

Как девятикласснику получить зачет по итоговому собеседованию по русскому языку

© Visualrian.ru

Задание 2 — Пересказ текста

Ученику нужно пересказать текст из предыдущего задания. Подготовка также занимает не более 2 минут.

В этом случае оценивается, проходится ли ученик по основным микротемам. Если все части текста переданы верно — ставится максимальное количество баллов. Если в пересказе путаница или ученик пропустил какую-либо из микротем, балл будет ниже. Еще один важный критерий — точность фактологии.

Проверяющие учитывают, все ли верно пересказал ученик, все ли даты и имена назвал без ошибок, ничего ли не добавил от себя.

Эти рекомендации помогут эффективно подготовиться к пересказу:

Разбить текст на смысловые части — микротемы. Как правило, они соответствуют абзацам (достаточно задать себе вопрос «О чем шла речь в этом абзаце?»). Из каждого постараться выписать либо ключевые слова, либо сложные для запоминания факты: имена, годы или события. Для этого на экзамене есть поле для заметок — отличный помощник при ответе!

Также к тексту приводится цитата, которую нужно не забыть добавить. Чаще всего ее можно вставить перед текстом или после него.

Задание 3 — Монологическое высказывание

Третье задание уже никак не связано с первыми двумя. На подготовку ученику дается одна минута, а на само высказывание — не более 3 минут. Задание предполагает подготовку мини-рассказа в одном из предложенных форматов:

  • Рассуждение на конкретную тему
  • Описание представленной картинки
  • Повествование на основе жизненного опыта

Отвечающему необходимо привести не менее 10 фраз и не допустить фактических ошибок.

К каждому направлению приведены опорные вопросы, помогающие при ответе.

Чтобы упростить себе задачу, можно начать монолог с пары предложений от себя и затем последовательно отвечать на вопросы, а в конце сделать вывод в двух фразах.

Ученику необходимо действовать в соответствии с композицией текста: не забывать про вступление, основную часть и заключение. В повествовании важна хронология, в рассуждении — цепочка «тезис — доказательство — вывод», а в описании — последовательные комментарии к изображению.

При подготовке не нужно ограничивать себя одной темой и желательно готовиться как минимум к двум направлениям, но на самом собеседовании нужно выбрать одну более понятную и близкую тему.

Задание 4 — Диалог

Диалог — это беседа между экзаменатором и отвечающим. Экзаменатор задает несколько вопросов на основе того рассказа, который ученик ранее изложил.

Главным критерием проверки является наличие ответов на вопросы. При этом они не должны быть односложными, поэтому не стоит отвечать только «да» или «нет». Поскольку задания 3 и 4 взаимосвязаны, ответы обязательно должны соответствовать монологу отвечающего.

Маленький лайфхак по подготовке к итоговому собеседованию

К каждому из заданий итогового собеседования можно легко и интересно готовиться в процессе нашей повседневной жизни.

Например, при подготовке к первому заданию очень помогает чтение вслух.

Как девятикласснику получить зачет по итоговому собеседованию по русскому языку

© Visualrian.ru

Это могут быть статьи в интернете, книги и даже посты в соцсетях! Навык чтения вслух можно развивать самостоятельно, и потом он сильно упрощает задачу на экзамене.

С пересказом текста можно поступить аналогичным образом: прочитать любой текст (книжку, параграф в учебнике, пост в интернете), осмыслить его и попробовать пересказать самому себе или другому человеку. Зачастую для первых двух заданий составители подбирают тексты про выдающихся личностей, события или изобретения. Поэтому при подготовке очень помогает чтение энциклопедий: достаточно просто читать фрагменты и пересказывать.

Задание 3 — монологическое высказывание, на самом деле, очень похоже на обычный рассказ из жизни. Тут важно помнить:

Прежде чем рассказывать какую-нибудь историю, необходимо вспомнить про структуру текста и выделить в своем монологе вступление, основную часть и заключение.

Диалог с проверяющим — та же самая беседа с любым человеком. Собеседник может помочь уточняющими вопросами, будто вы уже на экзамене!

Для подготовки к этому этапу не требуются месяцы и годы упорных тренировок, достаточно лишь знать базовые правила и практиковаться.

Итоговое собеседование — как раз тот экзамен, который сильно помогает в будущей жизни, ведь выпускники развивают коммуникативные навыки и способность осмыслять, запоминать и воспроизводить материал.

Фото: Visualrian.ru