4 шага к «зачету» по итоговому собеседованию по русскому языку
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
13 февраля в школах России впервые пройдет итоговое собеседование по русскому языку. Без «зачета» по нему девятиклассника не допустят до остальных экзаменов.
Что такое устное собеседование и что необходимо сделать сейчас, чтобы успешно пройти испытание, «Летидору» рассказала руководитель исследований и разработок в компании MAXIMUM Education Елена Провозен.
Сам допуск к экзаменам не представляет большой сложности с точки зрения правил русского языка: в нём нет ловушек и подводных камней, не требуется знание орфографии и пунктуации. Однако он проверяет умение выразительно читать и формулировать свои мысли.
Кажется, что это проще простого — читай, говори, рассуждай. Но это зачастую совсем не просто.
Для успешной сдачи нужно не просто победить волнение, надо выдавать ответы быстро и делать это складно. Успех — это, прежде всего, четкое понимание структуры экзамена и тщательная подготовка.
Итоговое собеседование состоит из четырех заданий.
Первое задание: нужно прочитать небольшой текст (около 180 слов). Чтобы прокачать навык быстрого и выразительного чтения, давайте ребенку читать вслух небольшие рассказы. В интернете есть множество примеров текстов для итогового собеседования, похожих по содержанию и объёму на то, что ждет школьников 13 февраля.
Дома по очереди читаейте книги, рассказы, новости вслух, собираясь вместе за ужином.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
Второе задание сложнее, оно требует детальной подготовки. Нужно пересказать прочитанный текст и вплести туда стройно и грамматически правильно цитату, которая будет дана в задании. На подготовку к этому заданию у учеников есть несколько минут.
Если ребенку помогает сориентироваться план, ключевые слова, даты, пусть выпишет их на лист.
Нельзя забывать о цитате. Ее необходимо органично встроить в пересказ.
Можно заранее продумать три возможных стратегии:
• начать с цитаты,
• дополнить пересказ цитатой в середине,
• закончить цитатой.
Вместе с ребенком возьмите несколько текстов и дайте цитату, которую ему надо быстро встроить в пересказ. Продумайте все возможные варианты.
Чем больше тренировки, тем быстрее нужная стратегия будет приходить на ум на самом экзамене!
В итоге, взглянув на цитату и текст, ребёнок сможет быстро сориентироваться, куда лучше всего поместить дополнительную информацию.
Второе задание нужно неоднократно практиковать. Выделите 20 минут в день на его отработку – и увидите даже за неделю регулярных тренировок девятиклассник наловчится его выполнять.
Еще один совет: чтобы не путаться и логично пересказывать, нужно научиться разбивать текст на микротемы — так будет проще выстроить мысль.
Затем стоит потренироваться в пересказе 4-6 текстов (можно их также брать из демоверсий). Потом стараться пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Что касается цитирования, допускается не только прямое, но и косвенное, то есть не обязательно повторять всё дословно, важно передать главную мысль.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
Третье задание — небольшой монолог на заданную тему.
Это задание проверяет богатство речи и скрость реакции. Сможет ли старшеклассник начать речь без подготовки? Насколько развернуто он сформулирует свои мысли и сможет ли донести до экзаменатора идею своего монолога?
Ученику предложат 3 темы на выбор, а также план, что необходимо упомянуть при раскрытии темы.
Это удобно: план поможет структурировать речь, не забыть важные моменты. Нужно идти последовательно по этим четырём пунктам, не прыгать от одного к другому, логично связывая мысли в единый текст.
Подскажите ребенку пару вводных фраз, например: «Также, развивая эту мысль, я бы хотел добавить, что…» — она может дать время, чтобы продумать, что сказать дальше, если вдруг произошла заминка и мысль потерялась.
Сдающий должен избегать логических, грамматических и речевых ошибок, не стоит делать предложения слишком длинными и сложными, чтобы самому не запутаться. Не нужно говорить заумно: чем понятнее высказывание, тем лучше.
Четвертое задание — диалог. Да-да это просто диалог с экзаменатором.
Сам диалог не представляет из себя ничего сложного: дан план и пункты, что именно нужно упомянуть, есть вопросы от собеседника. Пусть ребенок не переживает: если случится заминка, экзаменатор будет задавать наводящие вопросы, помогая вывести ученика на разговор.
Ни у кого нет цели завалить школьника!
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
Ученику во время собеседования нужно быть вежливым, последовательным, не уходить от темы. Разумеется, не стоит давать односложные ответы, надо стараться аргументировать свою позицию, приводить примеры.
Хороший совет: посмотрите вместе с ребёнком обучающие видео по ораторскому мастерству.
Основная цель устной части — проверить, как старшеклассник выражает свои мысли, насколько хорошо и логично говорит.
В современном мире это очень важный навык, без которого не пройдешь даже собеседование на работу. Поэтому нам кажется, что появление «разговорного» экзамена — полезное нововведение, которое поможет сфокусироваться на этом и преподавателям, и ученикам, и их родителям.
Главное не бояться и тренировать навык разговорной речи. Поверьте, именно он во взрослой жизни очень пригодится.
Фото: Vostock photo, visualrian.ru