Упрямство, истерики, манипуляция: зачем малыши испытывают терпение родителей
Эти знания помогут меньше нервничать© Depositphotos
На что именно родители закрывают глаза и как это влияет на ребенка, «Летидору» рассказала Карина Рихтере, психолог с многолетним стажем, эксперт в детско-родительских отношениях и мама пятерых детей-погодок (@mamazonka.ru).
Малыши не могут контролировать свои реакции
Ребенок в возрасте до 4-5 лет не умеет контролировать себя и свои реакции. Он плачет, когда ударился, кричит и дерется, когда злится, и готов расцеловать весь мир, когда радуется. В этот период ребенок познает себя и мир через двигательную активность, не может усидеть на месте, постоянно куда-то бежит и хочет что-то делать.
Но мы ограничиваем ребенка и просим его держать себя в руках, сидеть спокойно, не отвлекать, быть послушным и удобным.
Но ребенок не может этого сделать.
Ему необходимо бежать, пробовать, ошибаться и начинать все сначала.
Когда мама или папа говорят, что ему нужно посидеть спокойно или вести себя «прилично», малыш думает, что он какой-то неправильный, раз у него не получается выполнять эту просьбу. И чем чаще и настойчивее мы просим, тем больше убеждаем ребенка, что он плохой.
Что мы можем сделать
Необходимо изменить свое отношение к ребенку и понять, что он не может по-другому — успокоиться по мановению палочки, перестать плакать или злиться из-за того, что у него что-то не получается. Учите малыша понимать себя и свои чувства: проговаривайте все, что он испытывает, объясняйте, почему так происходит и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Если не получается аккуратно раскрасить картинку, предложите не спешить и быть внимательнее. Если не получается надеть носок или ботинок, стоит попробовать еще раз.
Направляйте его энергию в мирное русло.
Например, если вы едете в общественном транспорте, а малыш хочет побегать, постарайтесь отвлечь его пальчиковыми играми или каким-то интересным предметом за окном. Берите с собой небольшие игрушки и головоломки, в которые можно играть в любом месте. Для этих целей подходят всевозможные лабиринты, перчаточные куклы, небольшие книжки.
Поддерживайте познавательный интерес. Предлагайте потрогать камни и деревья, забраться с вашей поддержкой на самую высокую лестницу или попробовать поймать птичку. Разрешайте играть с камешками и шишками, бегать босиком по газону (только убедитесь, что на нем нет стекол и другого мусора) или ходить по песку в песочнице.
Чем больше тактильных ощущений получит, тем активнее будет развиваться его мозг.
Если нужно посидеть тихо, предложите поиграть: давай попробуем притвориться деревом?
Периодически меняйте персонажей игры и придумывайте новые задания.
Малыши упрямятся и сопротивляются
В возрасте 3 лет ребенок вступает в фазу активной сепарации и начинает отстаивать право на свое мнение и личное пространство. Он негативно реагирует на любые просьбы, отвергает все предложения и хочет сам решать, как ему поступать, что есть на завтрак и в чем идти в детский садик.
Родительские реакции на такое поведение разные. Одни считают, что нужно подчинить ребенка воле взрослого и заставлять делать то, что ему не нравится. Другие идут на поводу у сына или дочери и разрешают ему все, что он хочет, даже тогда, когда эти требования противоречат друг другу.
Обе стратегии провальные.
И подавление, и поощрение ребенка приведут к пассивности, зависимости от мнения других, отсутствию интересов, неумению договариваться и понимать, где находятся его границы и границы других людей.
Что мы можем сделать
Упрямство ребенка — это единственный доступный для него способ показать, насколько ему важно, чтобы с его мнением считались.
Чем сильнее вы закручиваете гайки, тем сильнее он будет сопротивляться. Аналогично и с поощрением: чем больше вы разрешаете малышу, тем активнее он будет проверять ваши границы.
Оптимальной стратегией в этом случае будет уважение к чувствам и границам ребенка.
Спрашивайте у него разрешение, когда хотите его обнять или взять его игрушку. На вашем примере он поймет, что нельзя брать что-то без спроса. Также вы покажите ему, что любые телесные контакты должны быть только с его разрешения. Если ему что-то не нравится или он чего-то не хочет, он может прямо сказать об этом.
Также объясняйте, что есть ситуации, когда приходится делать то, что не нравится. Например, пить невкусные лекарства, когда болеешь, убирать за собой игрушки или идти в садик, когда хочется остаться дома с мамой.
Будьте внимательнее к чувствам малыша. Не отмахивайтесь от них и не говорите, что он расстраивается из-за ерунды. Для него потеря любимой игрушки — настоящая трагедия, хотя вам может казаться, что он грустит из-за мелочи.
Сопереживайте вместе с ним и вместе придумывайте выходы из ситуации.
Например, потерянной игрушке можно написать письмо или придумать историю, куда могла отправиться любимая машинка.
Давайте ребенку настоящий выбор и принимайте его. Но это решение должно быть ему по силам. Например, он не может придумать, что именно хочет на ужин, или готов каждый день есть любимые наггетсы и макароны. Сужайте возможные варианты. Предлагайте выбрать, что он хочет — котлеты с овощами или курицу с рисом. Ребенку будет проще принять решение.
Малыши любят привлекать внимание
Чем старше становится ребенок, тем больше у него потребность в самовыражении.
К 5–6 годам он начинает не только задавать вопросы, но и предлагать ответы на них. Он придумывает игры, рассказывает истории и хочет, чтобы все окружающие его люди их слушали.
Для него очень важно внимание, поэтому он всеми силами старается привлечь его к себе.
Если малыш не может придумать что-то позитивное, например новую историю или интересную игру, он будет «провоцировать» взрослых плохим поведением.
В этом возрасте ребенок лучше осознает себя и свои желания, но еще не очень хорошо может оценивать возможности и потребности других. Он стремится получить того, что он хочет, любым способом, включая манипуляции и шантаж. Это тоже один из способов привлечь к себе внимание.
Особенно демонстративно ведут себя дети отстраненных и очень занятых родителей. Им кажется, что только негативным поведением, криками и истериками можно привлечь к себе внимание. И в итоге так и получается: родители ругаются, наказывают, но все-таки реагируют на поведение ребенка.
Если отношения в этом возрасте складываются неправильно, ребенок закрепляет такое поведение. Он не сможет сотрудничать с другими, не будет видеть границы других людей, а прямым просьбам будет предпочитать манипуляции и хитрость.
Что мы можем сделать
Худущий сценарий — это игнорировать выходки ребенка в надежде, что, если не обращать внимания на крики и слезы, такое поведение пройдет само собой.
Более выигрышной стратегией будет поощрение положительного поведения ребенка.
Хвалите его за увлекательные истории, придуманные им игры или интересные рисунки. Предлагайте ребенку попробовать разные активности и развивайте его таланты. Найдите подходящие для него дополнительные занятия. Но постарайтесь не перегрузить сына или дочь. Лучше выбрать два интересных ребенку кружка, чем водить на пять неинтересных.
Постарайтесь ослабить контроль и дать ребенку самому решать, чем он хочет заняться и каких целей хочет достичь. Вместе придумайте план и следите за его достижениями. Можно завести специальную доску, на которой вы будете отмечать успехи ребенка. Это поддержит его самооценку и поможет понимать, на каком этапе он находится.
Развивайте в нем «взрослую» позицию. Не требуйте, а договаривайтесь.
Дети охотнее сотрудничают, а не выполняют приказы.
Когда ребенок выполняет вашу просьбу или соблюдает договоренности, обязательно скажите, как это важно и «по-взрослому».
Не ругайте и не наказывайте за негативное поведение. Лучше расскажите, почему оно вас расстраивает и как он мог бы добиться своего, не прибегая к крику и манипуляциям.
Покажите ему, что вы – одна команда, поэтому действия каждого члена семьи отражаются на всех. Именно это формирует ответственное поведение и понимание чужих границ.
Фото: Depositphotos