Страх всех родителей: запрещать или разрешать детям онлайн-игры

И чего все так боятся
Сегодня, когда даже взрослые грешат попытками сбежать в онлайн-реальность, ругать за это детей как минимум бесполезно. А вот попытаться проконтролировать процесс, чтобы среда стала более безопасной для ребенка, можно. Как уберечь юных геймеров от мошенничества в сети, почему из реального мира дети убегают в альтернативную реальность?
Страх всех родителей: запрещать или разрешать детям онлайн-игры

Об этом «Летидору» рассказал тренер Школы безопасности, спикер «Родительского университета» Сергей Киселев.

Лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Наглядно о поколениях

Обычно мы запрещаем детям все и сразу – не разбираясь в деталях, обрушиваемся с ругательствами и наказаниями, а дети потом закрываются. Замечали? Чем дальше, тем сложнее – ни о каком доверии и открытом общении не может идти и речи.

Что ж, будем исправлять ситуацию.

Зайдем издалека. Возьмите лист бумаги любого формата, но не меньше А4. Нанесите на лист (а лучше попросите детей) 10 000 точек. Спросите детей, что могут означать эти точки. Школьники, конечно, будут фантазировать, перебирать разные варианты. Но правильный ответ: 10 000 точек – это история человечества, поколения, которые существовали на Земле из тысячелетия в тысячелетие.

Спросите у детей: как думаете, сколько из этих 10 000 поколений живут в цивилизации – с телевидением, транспортом, водопроводом? Оказывается, всего восемь! Для наглядности попросите ребят выделить восемь точек ярким цветом. И спросите еще: а сколько точек (вернее, поколений) живут с интернетом и компьютерами? Их всего три. В конце концов поинтересуйтесь, сколько поколений начали пользоваться гаджетами раньше, чем заговорили. Правильный ответ: одно поколение, одна точка.

Сегодняшнее поколение детей – не просто школьники, а кибершкольники.

Поэтому нам, взрослым, не стоит противостоять онлайн-играм и прочим активностям детей в сети.

Если мы запрещаем, отнимаем, ограждаем их от этой виртуальной реальности, то мы – вдумайтесь – сопротивляемся жизни целого поколения! А все как раз наоборот – это нам с вами предстоит в каком-то смысле «догнать» наших детей.

Что такое интернет

Вопросы не заканчиваются: спросите детей, как они понимают суть онлайн-пространства. Проще говоря, что для них вообще интернет? Обычно сеть у детей ассоциируется с общением, играми, развлечениями, то есть интернет – это досуг.

А теперь задайте ассоциативный вопрос: на что похож интернет? Ребята могут предположить: паутина, книга. Но больше всего подходит вариант «космос». Помните, даже значок интернета – это планета Земля?

А если интернет похож на космос, значит, мы видим ту часть, которая воспринимается с нашей точки зрения. Но космос огромен и необъятен, он даже бесконечен.

И в одной футболке там не полетаешь – нужно специальное оборудование, костюм, скафандр, длительная подготовка.

Страх всех родителей: запрещать или разрешать детям онлайн-игры

Freepik

А чтобы выйти в интернет, на первый взгляд, ничего, кроме смартфона или ноутбука не нужно. Но так ли это? Может быть, для выхода в сеть тоже существуют какие-то аналоги космических скафандров?

Надет ли на вас защитный костюм во время онлайн-игр? Случаев, когда виртуальный скафандр точно бы пригодился, немало: злоумышленники по ту сторону экрана могут идти на разные уловки, чтобы похитить деньги с банковской карты или устроить сеанс кибербуллинга.

Дети думают, что само устройство, с которого они выходят в интернет, может послужить для них защитой. А если уж говорить начистоту, они вообще вряд ли думают о безопасности. Поэтому ребенку стоит объяснить: планшет или телефон – лишь проводники, которые позволяют находиться в другом месте.

Взял телефон, стал играть в Minecraft, вроде сидишь у себя в комнате, а на деле уже улетел далеко-далеко – бороздить просторы всемирной сети. Значит, телефон или планшет просто-напросто выполняют функцию космического корабля. А как же защитный костюм и подготовка перед полетом? Э-э-эх, что-то мы пропустили!

Пора вызвать помощников, чтобы исправить ситуацию! В роли реальных выступят взрослые – учителя или родители, а в роли виртуальных, как и всегда, – антивирусные программы, родительский контроль и экран от программ-вымогателей, который не позволит приложениям вносить изменения или удалять личные файлы.

В ряды помощников к себе на космический корабль можно захватить еще и шторку для веб-камеры ноутбука.

Надежная линия защиты выстроена! Почти все. Осталось только понять, как ею пользоваться.

И тут нашим реальным взрослым помощникам придется постараться и удержать свое любопытство от слежки за детьми в сети.

Когда ребенок узнает, что вы наблюдаете за его поведением в интернете, это даст обратный эффект – юный покоритель виртуального пространства начнет еще хуже вести себя онлайн, а в реальности станет более раздраженным и закрытым.

Экспериментальный путь

Дайте поиграть в виртуальные игры двум детям: например, вашему ребенку и его другу. Пусть они сидят за рабочим столом. Напротив них должны сесть другие дети и в течение двух-трех минут снимать их на камеру.

Как вариант – можно просто внимательно наблюдать за играющими.

Онлайн мгновенно переносит в виртуальное пространство. Дети перестают воспринимать себя в реальности, а в живом мире остается лишь их физическая оболочка. Дофаминовые коридоры игр уводят их в другие миры, в которые они погружаются полностью.

Страх всех родителей: запрещать или разрешать детям онлайн-игры

Depositphotos

Задайте наблюдающим вопросы: что было не так с их друзьями, пока они играли? что необычного мы все увидели во время этого эксперимента? Подсказка: ответ касается изменений в физиологии. Наверное, для взрослых все будет очевидно:

1. Во время игры на смартфоне меняется осанка, опускается голова, укорачивается и уходит вперед шея, поднимаются плечи.

2. Сразу бросается в глаза своеобразная мимика и поза – как будто ребенка здесь нет.

3. Игроки практически перестают моргать.

Делаем вывод: онлайн-игры нефизиологичны. Поэтому нам всем нужен отдых от экранов.

Это касается, естественно, и онлайн-уроков – детей нельзя держать у мониторов часами, перерывы просто жизненно необходимы.

Эксперименты, которые проводили в разных странах, неизбежно показывали одни и те же результаты: дети, у которых смартфон лежал на парте во время урока, справлялись с заданием хуже всех. Чуть получше дела обстояли у тех, кто держал телефон в кармане одежды или в рюкзаке. Но самые хорошие показатели были у тех ребят, чьи смартфоны находились в недоступном месте – вне класса.

Когда телефон рядом, мы глупеем. Мозг постоянно дает сигнал: «не отвлекайся, нам надо сосредоточиться, не трогай смартфон!»

Все эти лишние усилия отнимают энергию, которую мы могли бы потратить на решение задачки или выполнение важного дела.

Экранное время и цифровая гигиена

Почему ребенка невозможно оторвать от планшета? Если не ограничивать время игры, кажется, он сгинет в виртуальном пространстве.

Просто задумайтесь: дети часами пропадают в онлайне, потому что они чего-то недополучили в живом, настоящем мире.

Сколько можно находиться в игре непрерывно?

  • 2 часа в день с получасовым дроблением – ученикам средней школы;
  • 1,5 часа в день по той же схеме – младшеклассникам.

Устройте недельный челлендж для всей семьи – попробуйте соблюдать простые правила цифровой гигиены.

Я не беру в руки гаджет:

  • 1 час утром
  • 1 час перед сном
  • за важными делами
  • при живом общении
  • в ванной
  • в туалете
  • на прогулке
  • ночью
  • за едой
Страх всех родителей: запрещать или разрешать детям онлайн-игры

Freepik

Игры и возрастные ограничения

Почему в соцсети и онлайн-игры пускают только с 12-14, а то и с 16 лет? Потому что возраст – это тоже своеобразная часть защитного костюма для путешествий по сети.

Ребенок до 12 лет почти не способен воспринимать критически то, что происходит на экране, – он буквально может спутать онлайн-пространство и реальность.

Brawl stars с возрастным ограничением 7+ – мультяшная игра с небольшими элементами насилия. Она помечена специальным значком, обозначающим родительский контроль, – все потому, что внутри игры предусмотрено взаимодействие пользователей и есть встроенные онлайн-покупки.

Когда ребенок начинает прокачивать своего персонажа, порой появляются вымогатели, которые требуют купить еще что-то.

Естественно, они не исчезают сами собой – если ребенок отказывается, злоумышленники начинают угрожать.

Так происходит серьезное психологическое насилие.

Те же схемы недоброжелатели могут использовать и в других играх – Minecraft и Roblox, например.

В Standoff и Counter Strike можно играть с 16 или даже с 17 лет. Оно и понятно, насилия здесь намного больше, и выглядит все слишком реалистично – сплошной терроризм и экстремизм.

Насилие онлайн не так опасно, как мы привыкли думать. Оно переносится в реальную жизнь только тогда, когда у ребенка нет никакой другой альтернативы, чтобы почувствовать себя взрослым.

Игра – это сублимация, симулятор взрослости. Зависимость от онлайн-игр развивается, когда у ребенка просто нет другой возможности побыть взрослым. В вашем детстве были сигареты и алкоголь, а у сегодняшних детей появилось еще одно «запрещенное вещество».

Просто дайте своему ребенку шанс почувствовать себя взрослым человеком.

Обсудите какие-то дела, проведите время вместе, включитесь (только по-настоящему!) в полноценное общение с ним. Иначе он так и не выйдет из той, более интересной реальности, в которой всегда так круто.

Развитое критическое мышление и налаженный контакт с родителями – хорошая формула для надежной защиты детей.

Играйте вместе, обсуждайте то, что происходит на экране, создавайте персонажей, погружайтесь в игровые сценарии – чтобы уберечь ребенка от мошенников и вместе с тем проникнуться его интересами, стать чуточку ближе к его мирам.

Полезные ресурсы

Горячая линия Дети Онлайн: 8 800 25 000 15

helpline@detionline.com

www.detionline.com

Книги, которые можно читать всей семьей:

  • «На цифровой игле» – Андерс Хансен;
  • «Гаджетомания» – Элизабет Килби.

Фото: Freepik, Depositphotos