Критическое мышление: почему так важно научить школьника во всем сомневаться
© Depositphotos
В издательстве «Альпина.Дети» вышла книга писателя и преподавателя Дмитрия Чернышева «Вертикальный прогресс. Как сделать так, чтобы дети полюбили в школу». В ней автор разбирает, почему российская образовательная система не готовит детей к реалиям современного мира и что сделать для того, чтобы изменить это.
С разрешения издательства мы публикуем главу книги, посвященную роли критического мышления в жизни учеников. Автор рассказывает, почему раньше школьников не учили сомневаться в получаемой информации и почему это так важно исправить сейчас.
Критическое мышление противоречит основному постулату старой школы: учитель — носитель знания, а, следовательно, всегда прав. Сомневаться в словах учителя нельзя, в споре правда всегда на его стороне. Слово преподавателя весит больше, чем слово ученика. Критическое мышление в ребёнке должно быть подавлено.
И такие отношения между учителем и учеником характерны для многих стран. Особенно для Востока. Это часто приводит к тяжёлым последствиям. Произошло несколько авиационных катастроф, в которых второй пилот видел, что командир совершает ошибку, но у него и мысли не было вмешаться — ведь это означало поставить действия старшего по званию под сомнение. Но критическое мышление с детства находилось под запретом — старший сказал, что так надо.
Критическое мышление — это основа ВСЕХ мыслительных процессов.
Именно оно является двигателем прогресса. Если бы мы не ставили под сомнение авторитет великих, то до сих пор были бы уверены, что тяжёлые тела падают быстрее, чем лёгкие, что мозг человеку нужен для охлаждения крови и выделения носовой слизи, а мыслительные функции выполняет сердце. Ведь так говорил великий Аристотель!
В школе учили бы, что глаза испускают особые лучи, которые, встречаясь с предметами, освещают их и создают видимость окружающего мира. Ведь так считали Эмпедокл и Платон! А на уроках биологии ученикам рассказывали бы, что человеческая печень превращает еду в кровь. Ведь об этом писал сам Клавдий Гален!
Критическое мышление надо тренировать и развивать. Это поможет потом человеку противостоять манипуляциям политиков, рекламы и СМИ.
Научив детей читать, необходимо научить их и сомневаться в прочитанном.
Не поддаваться эмоциям, перепроверять информацию и отличать реальные события от фейков. Очень полезно в учебниках рассказывать не только об успехах и достижениях, но и о провалах и ошибках. О неудачных экспериментах и ложных теориях: о флогистоне, теплороде, флюидах, о ньютонии, гомеопатии, мировом эфире, алхимии, астрологии и прочих концепциях — это прекрасно развивает критическое мышление.
Вопрос из немецкого учебника: «В школе провели опрос, в нём участвовали 250 человек: школьники, учителя, родители. Был поставлен вопрос, стоит ли в столовой предлагать в том числе и десерт, а не только основные блюда. Вот диаграмма с результатами опроса — 43% сообщили, что они поддерживают эту идею. Внимание, вопрос. Кто мог составить именно такую секторную диаграмму: родители, школьники, дирекция, работники столовой, учителя? И обоснуйте, почему вы думаете именно так».
Обратите внимание на то, как много места занимают на диаграмме 43%. Школьников учат критическому мышлению — распознавать подтасовку фактов.
В Финляндии по ряду предметов ученик может получить более высокую оценку, если он критически рассмотрит тему, которую проходит.
В канадских школах детей учат критически анализировать информацию: новости, статьи и материалы из Сети.
На одном из уроков биологии ученикам рассказывают про древесных осьминогов, которые вылезают из моря, забираются на деревья и вьют себе там гнезда. Учитель показывает сайт, посвящённый древесным осьминогам. С фотографиями и подробным описанием привычек животных. Слова учителя не вызывают сомнения ни у кого из детей.
А на следующем уроке идёт детальный разбор этого фейка, обсуждаются способы перепроверки информации. Из этого можно сделать очень интересную и полезную игру — «Найди ошибку у своего учителя».
Отсутствие критического мышления приводит к вере в Бога и существованию священных книг. А увеличение религиозности общества никогда не шло ему на пользу. Вера в одно мистическое существо неизбежно ведёт к вере и в другую мистику. Немного статистики: астрологическим прогнозам верят 36% россиян, в вечную жизнь — 26%, в инопланетян — 32%. В 1990 году в сглаз и порчу верили 38% россиян, в 2012 году — 59%. Повсеместно распространились магические артефакты: иконки в машинах, обереги, амулеты.
67% российских женщин обращаются за помощью к магам, гадалкам и экстрасенсам. В колдовство верит 48% россиян, а в ясновидение — 55%. Чем выше уровень образованности, тем ниже уровень религиозности.
Подавляющее количество лауреатов Нобелевской премии — атеисты.
Согласно журналу Nature, среди математиков только 14,3% верят в Бога, у физиков этот процент ещё ниже — 7,5%, у биологов — всего 5,5%.
Если пробивается дыра в логическом восприятии мира, то через это отверстие человеку на голову начинают сыпаться и другие заблуждения. Например, вера в то, что при непосредственном контакте возможна передача особой энергии, автоматически приводит человека к культу мощей, талисманов, икон.
К вере в институт крещения, благодать, к вере в то, что предмет или помещение можно освятить. К телегонии, целибату, экстрасенсорике, к страху перед ГМО. К вере в ауру, в проклятия, в лечение наложением рук, в хилеров и так далее. Вера в то, что мир детерминирован, приводит человека к религии, к астрологии, к вере в святые книги, в откровения и в предсказания пророков. <…> Но общество может прекрасно развиваться и без веры в религию и оккультизм.
Люди, утверждающие, что без религии не будет нравственности, сильно заблуждаются. Человечество в своём развитии уже достигло того уровня, когда люди могут сами определять, что такое хорошо и что такое плохо. Попробуйте представить, насколько морально выше и честнее позиция человека, который делает хорошие дела не из страха перед адом и не ради вечного блаженства в раю, а из собственных убеждений.
Люди могут быть добрыми без религии.
Верующие часто утверждают, что процент разводов у атеистов гораздо выше, чем у верующих. В действительности семьи атеистов прочнее: в США 21% у атеистов и агностиков против 24–27% у христиан и 30% у иудеев. Атеисты и гораздо законопослушнее, чем иудеи. В тюрьмах США их в десять раз меньше, чем иудеев (и это при том, что доля атеистов в США более 4%, а иудеев — 1,7%). А в российских тюрьмах к верующим себя относят почти 86% заключённых.
Журнал Current Biology опубликовал результаты исследования 1100 американских, китайских, канадских, турецких, южноафриканских детей в возрасте 5–12 лет. Их стали проверять на щедрость и альтруизм.
Выяснилось, что дети из религиозных семей (мусульманских или христианских) мало того, что менее щедрые, чем дети из нерелигиозных семей, так ещё и более жестокие, когда дело доходит до наказания других детей.
Школьников надо приучать к информационной гигиене с раннего возраста.
Учить их отличать важные события от неважных. Учить не поддаваться на эмоциональные провокации. Учить тому, что в важных вопросах необходимо всё перепроверять. Научив детей читать, мы должны научить их и сомневаться в прочитанном. Хотя бы потому, что на этом стоит вся современная наука.
Фото: Depositphotos