Опубликовано 05 апреля 2021, 11:00
4 мин.

«Прежде чем запрещать – попробуйте сами поиграть»: колонка эксперта о гаджетах и детях

В наших интересах не отрицать новую цифровую реальность, а подружиться с ней.
«Прежде чем запрещать – попробуйте сами поиграть»: колонка эксперта о гаджетах и детях

© Depositphotos

Год пандемии показал, что современные технологии для детей — это и обучение, и общение, и отдых. Если нельзя оградить от них, надо разобраться, как сделать их взаимодействие максимально экологичным.

Как контролировать время за гаджетами, можно ли воспитать вкус к компьютерным играм и зачем родителям регистрироваться на игровых платформах, «Летидору» рассказала Евгения Шамис – основатель и координатор исследовательского центра «RuGenerations – российская школа Теории поколений», ведущая курса «Соцсети, компьютерные игры и поколение Z: понять нельзя запретить».

Основатель центра «RuGenerations – российская школа Теории поколений» Евгения Шамис

Основатель центра «RuGenerations – российская школа Теории поколений» Евгения Шамис

Вопрос о правильном количестве времени за гаджетами открыт до сих пор

Родители часто спрашивают меня, сколько минут или часов ребенок может проводить за планшетом, как нащупать «золотую середину». Но никто не даст универсальный однозначный ответ, потому что его нет. Есть рекомендации офтальмологов – им мы хотя бы немного верим, но с точки зрения здравого смысла мы как человечество, как взрослые еще не договорились.

Соцсети и интернет существуют в нашей жизни относительно недавно, чтобы общество успело прийти к консенсусу о «правильном» количестве часов за гаджетами.

Чтобы понять, достаточно ли вашему ребенку получаса за компьютером или это время можно увеличить до двух-трех часов, важно учитывать возраст, а еще наблюдать за ребенком, отслеживать его реакции.

Дети обладают механизмом саморегуляции, задача взрослых — помогать им чувствовать, когда они устали, когда нужен перерыв (например, ребенок трет глаза, часто моргает, зевает). Причем важно делать это без осуждения и давления («Опять глаза трешь, играл весь день!»), а мягко, с заботой:

«Если у тебя заболят глаза, я покажу тебе, как расслабиться», «Если ты чувствуешь, что болит голова, лучше сделать перерыв».

«Прежде чем запрещать – попробуйте сами поиграть»: колонка эксперта о гаджетах и детях

© Freepik

Игры похожи на еду: есть блюда высокой кухни, а есть фастфуд

Услышав или прочитав о вреде гаджетов, мы торопимся дать детям ценные советы: «Не играй», «Отлипни от экрана», «Это вредно» и т.д. При этом мы сами никогда не видели ни одну игру и делаем выводы, не разобравшись в теме.

Это неправильно и нечестно!

Чтобы иметь право раздавать советы, мы должны наиграть свои игрочасы. Понимание, как устроено киберпространство, избавит от страхов в духе «игры и соцсети делают моего ребенка глупым» и помогут лучше понимать, чем живут наши дети. Мы увидим неожиданное: что в соцсетях проходят полезные марафоны, где дети учатся чему-то новому (например, фотографировать, готовить), что командные игры учат спорить и договариваться, что в «стрелялках» важно одновременно следить за несколькими локациями (а это развивает реакцию) и так далее. Также мы увидим и то, что нам не понравится. И сможем говорить и рассуждать об этом изнутри, а не после того, как что-то где-то услышали…

Еще один важный вопрос: что такое хороший вкус к компьютерным играм, можно ли его воспитать, а если можно, то как. Ответить на него получится, только погрузившись в киберпространство.

Игры похожи на еду. Чтобы понять, что вкусно, а что нет, придется пробовать.

Никто не обещает, что разобраться получится сразу, но через некоторое время вы научитесь отличать высокую кухню от фастфуда.

«Прежде чем запрещать – попробуйте сами поиграть»: колонка эксперта о гаджетах и детях

© Freepik

Игры и соцсети позволяют идти в ногу со временем

Отказаться от новых технологий — все равно, что остановиться в развитии. Каждый ребенок, да и вообще человек, хочет узнавать новое — это заложено в человеке природой. С возрастом интерес к познанию ослабевает. Но если задуматься: мы тоже хотим не отставать от жизни, а еще быть в контакте со своими детьми, проводить с ними время в формате глубоких разговоров (а не из серии «Как дела? Чего с уроками?»).

Добиться этого можно только одним способом — погрузившись в новую реальность. Выделите для нового занятия хотя бы 20-30 минут в день, осваивайтесь постепенно, как ребенок учится читать.

Если вам страшно делать это в одиночку, найдите себе в компанию таких же родителей. Возьмите в консультанты своих детей.

Вместе у вас получится разобраться в теме, а также понять, как интегрировать игры и соцсети в свою жизнь, чтобы вы так же, как дети, смогли получать от них удовольствие.

Фото: Depositphotos, Freepik

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!