Опубликовано 14 декабря 2020, 10:00

Minecraft, GTA и другие игры, в которые полезно играть для учебы

Эти компьютерные игры помогут развить логическое и пространственное мышление, подогреют интерес к естественным и точным наукам.
Minecraft, GTA и другие игры, в которые полезно играть для учебы

© Depositphotos

Видеоигры взрослеют: графика становится все красивее, сюжеты — богаче и интереснее. Родители и педагоги, еще недавно считавшие увлечение играми абсолютным злом, наконец увидели в них колоссальный образовательный потенциал. Это подтверждают исследования, которые говорят, что видеоигры положительно влияют на успеваемость.

Оксана Селендеева, основатель школы программирования для детей Coddy, рассказывает о популярных играх, которые не только не вредят развитию ребенка, но и повышают его шансы на успех в учебе и жизни.

Оксана Селендеева

Оксана Селендеева

Minecraft

Кадр из Minecraft

Кадр из Minecraft

Масштаб виртуального мира и возможностей игрока в «Майнкрафт» почти безграничен, при этом принципы этой игры очень близки к «настройкам» реального мира.

Здесь два основных режима — творческий и режим выживания. Первый — идеальное пространство для тренировки фантазии и проведения экспериментов любой сложности. Второй режим отлично развивает навыки решения проблем, распределения ресурсов.

В процессе игры дети изучают сложные формы и тренируют пространственное мышление, решают геометрические и физические задачи, изучают химические реакции и законы природы.

Все это положительно влияет на успеваемость, мотивирует изучать больше.

Безграничные возможности «Майнкрафта» для моделирования любых процессов, локаций и событий оценили многие педагоги. В школах по всему миру «Майнкрафт» давно используется для изучения основных школьных предметов: химии, физики, биологии, географии, истории, литературы и других.

Еще одна важная особенность этой игры: любой пользователь имеет доступ к редактированию виртуального мира.

Желание сделать игровой процесс разнообразнее мотивирует детей по всему миру изучать программирование — один из самых востребованных на сегодняшний день профессиональных навыков.

Assassin’s Creed: Origins

Кадр из Assassin's Creed: Origins

Кадр из Assassin's Creed: Origins

На протяжении своей 15-летней истории серия Assassin’s Creed восхвалялась поклонниками обучающих игр за реалистичное изображение исторических мест, личностей и эпох. Игроки воочию встречались с первым президентом США Джорджем Вашингтоном (Assassin’s Creed 3), видным политическим деятелем эпохи Возрождения Чезаре Борджиа (Assassin’s Creed: Brotherhood), османским мореплавателем Пири-Рейсом (Assassin's Creed: Revelations), ученым Чарльзом Дарвином и писателем Чарльзом Диккенсом (Assassin’s Creed Syndicate), а также многими другими историческими персонами.

Открытый игровой мир позволяет разглядеть каждый период в мельчайших деталях.

Большинство игроков Assassin’s Creed с потрясающей точностью могут рассказать, как одевались люди в Викторианскую эпоху или каков был быт во времени эпохи Возрождения.

Одновременно игры этой серии подвергались жестокой критике за упор на насилие и убийства. Так продолжалось до тех пор, пока разработчик игры Ubisoft не представил совершенно новый, свободный от насилия и ориентированный на образование режим Assassin’s Creed: Origins, получивший название Discovery Tour.

Этот режим превращает игру-бестселлер в настоящий интерактивный музей, позволяющий исследовать Древний Египет 49–43 гг. до н.э.

Portal/Portal 2

Кадр из Portal

Кадр из Portal

Portal и Portal 2 переносят пользователя в причудливый мир, мотивирующий игрока решать серьезные логические и пространственные головоломки, ставить эксперименты и совершать научные открытия.

Разработчик Portal — компания Valve — предлагает использовать возможности игры для обучения математике и физике.

Кроме того, в мире Portal существует особое пространство, подходящее для реализации общих научных проектов — редактор уровней (Puzzle Maker). Местные условия идеально подходят для изучения и применения научного подхода: определить проблему, разработать вариант решения, провести ряд экспериментов и сделать выводы.

Civilization IV

Кадр из Civilization IV

Кадр из Civilization IV

В этой игре пользователь создает и развивает собственную цивилизацию: строит города и их инфраструктуру, нанимает рабочих, занимается земледелием, добывает ресурсы.

Игра моделирует древние цивилизации по их характерным признакам — аграрное общество, разделение труда, строгая общественная иерархия, армия как условие сильного государства, наличие высокообразованной прослойки, торговый обмен между странами, религиозный и идеологический фундамент.

Такой игровой процесс тренирует важные «надпрофессиональные» навыки: лидерство, стратегическое планирование, управление ресурсами, системное мышление, навык решения проблем.

И, само собой, знакомит ребенка с историей и процессами, которые подняли наш мир на ту ступень, где мы сейчас находимся.

Учителя в разных школах мира используют это на уроках истории, географии и обществознания. Ученики в группах создают цивилизации в равных стартовых условиях, а потом вместе анализируют, как их разные решения повлияли на результат.

GTA (и другие экшен-игры: Halo, Half-Life 2, Counter-Strike, Call of Duty и др.)

Кадр из GTA

Кадр из GTA

В играх этого жанра на экране одновременно находится множество персонажей и предметов: все они быстро перемещаются, появляются и исчезают. Игроку нужно следить за ними, анализировать обстановку, одновременно принимая решения и совершая множество действий.

Это очень серьезно тренирует такие важные навыки, как избирательность и распределение внимания, точность восприятия, пространственное мышление.

Эти способности напрямую связаны с высоким интеллектом, креативностью и хорошей обучаемостью.

Очевидно, что люди с развитым пространственным мышлением хорошо водят и ориентируются на местности. Но кроме того, они лучше усваивают математику и физику, достигают успехов в программировании, хирургии, архитектуре, финансах, инженерии — в общем, во всем, что требует создания модели «в уме».

В 2011 году ученые из Аризоны продемонстрировали, что тренировка внимания во время экшен-игр помогает усвоению естественнонаучных знаний.

Людей поделили на две группы: первая полчаса играла в Halo, вторая — в аналог «Эрудита». После этого участникам эксперимента нужно было прочесть трудный и объемный научный текст, а затем изложить его содержание в коротком эссе.

Выяснилось, что люди, игравшие в Halo, значительно лучше усвоили новые научные знания. И это после всего получасового сеанса!

Все эти принципы работают, когда речь идет об умеренном увлечении — как бы ни верили родители в пользу игр, для ребенка необходимо установить правила цифровой гигиены. При этом в «правильной дозировке» компьютерные игры развивают логику и абстрактное мышление, моторику и воображение, креативность и память, могут положительно повлиять на успеваемость и открыть ребенку дверь в мир высоких технологий.

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Фото: Depositphotos