Опубликовано 17 марта 2022, 02:00
7 мин.

Самые «коварные» моменты при написании сочинения на ЕГЭ: как не повторять ошибки

Рассказывает эксперт
В ЕГЭ по русскому языку есть задание №27 – сочинение-рассуждение. Это сложный вид работы, и часто выпускники допускают досадные ошибки, за которые снимаются баллы при оценивании сочинения. Что это за ошибки и как их избежать?
Самые «коварные» моменты при написании сочинения на ЕГЭ: как не повторять ошибки

© Visualrian.ru

Продолжаем рассказывать о самых частых ошибках выпускников на ЕГЭ по разным предметам. Напомним, что ранее в статьях на «Летидоре» эксперты предостерегли о коварных моментах на экзамене по русскому языку и по математике (базовый и профильный уровни).

А прямо сейчас вы можете узнать, как не повторять ошибки выпускников прошлого года при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку. Об этом «Летидору» рассказала кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Светлана Меньшенина, кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования

Светлана Меньшенина, кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования

Особенности сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (задание №27) проверяет умения абитуриента создавать связный письменный текст, размышлять над проблемой, убедительно аргументировать позицию, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Рассуждения нужно строить, опираясь на исходный текст, понимание которого и является главным условием успешного выполнения задания.

Прежде всего, важно внимательно и вдумчиво прочитать текст и определить проблему, поставленную автором. Далее – написать комментарий к сформулированной проблеме, определить авторскую позицию, а затем выразить собственное отношение к ней и обосновать (аргументировать) свою точку зрения.

Самые «коварные» моменты при написании сочинения на ЕГЭ: как не повторять ошибки

© Freepik.com

Тема и проблема

Уже во вступлении участники допускают ошибку, связанную с неумением различать такие понятия, как тема и проблема.

Напомним, что тема – это то, о чем текст, а проблема – это спорный вопрос, над которым размышляет автор.

Тема не содержит спорного вопроса, она входит в формулировку проблемы, является ее частью, то есть проблему нельзя сформулировать одним словом.

Именно проблема определяет дальнейший ход рассуждения.

Как формулируется проблема? Первый способ – конструкция «проблема + существительное в родительном падеже»:

проблема отношения к пожилым родителям,

проблема влияния природы на человека,

проблема поиска смысла жизни.

Но такой способ не универсален, так как не всегда сочетание «проблема + существительное в родительном падеже» в содержательном и стилистическом отношении корректно, например, проблема чести, проблема смысла жизни, проблема музыки, проблема любви.

Второй способ – формулирование проблемы в форме вопроса (или цепочки вопросов):

Можно ли человеку прожить без любви?

Какую роль играет музыка в жизни человека?

Почему важно беречь родной язык?

При этом нужно избегать ошибок в речевом оформлении проблемы. Правильно будет: автор пишет, рассуждает о…, размышляет о… и над…, неверно – автор рассуждает над…

Самые «коварные» моменты при написании сочинения на ЕГЭ: как не повторять ошибки

© Depositphotos

Комментарий

После выявления и формулирования проблемы исходного текста пишется комментарий.

Это, пожалуй, самый сложный композиционный фрагмент сочинения. Напомним, что комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста и пояснение к каждому из них, указание на смысловую связь между ними и ее анализ.

Помните, что, обращаясь к авторскому тексту, не следует увлекаться его чрезмерным цитированием или ограничиваться простым пересказом – нужно анализировать текст, включая в него оценку фактов, событий, поведения героев.

Комментарий – это толкование авторского текста исходя из сформулированной проблемы.

Именно она определяет выбор примеров-иллюстраций, в которых заключается значимая для понимания проблемы информация. Частая ошибка в этой части комментария – это нарушение логической связи между заявленной проблемой и выбранными учеником примерами-иллюстрациями, содержащими рассуждения (аргументацию) автора.

При пояснении примера-иллюстрации нужно дать свою интерпретацию авторского текста, растолковать, почему герои действуют так, а не иначе, выразить свое отношение к их поступкам, событиям, а не повторять сказанное автором.

Пояснение – это текст выпускника!

В этом и состоит диалог автора исходного текста и пишущего, что является одним из важных показателей понимания учеником прочитанного текста.

Следующий шаг в комментарии – указание на то, как связаны примеры-иллюстрации. Какими могут быть отношения между примерами-иллюстрациями? Смысловая связь может отражать противопоставление событий (фактов, героев) или их сопоставление, указывать на причинно-следственные или дополнительные отношения между ними, переход от общих рассуждений к конкретике и так далее.

Важно понимать истинные смысловые отношения между примерами и давать точное определение этим связям, а не указывать на них формально: эти примеры, дополняя друг друга, помогают нам лучше понять авторскую позицию.

Еще одна частая ошибка при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями – подмена ее общими словами: также автор приводит еще один пример; развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере.

Помимо указания на логическую связь, нужно еще проанализировать характер смысловых отношений, объяснить, почему автор сравнивает, противопоставляет героев (события) либо от общих рассуждений переходит к конкретным фактам, дает определения ключевым понятиям текста или указывает на причинно-следственные связи. Этот анализ является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, дает ответ на вопрос, как они помогают глубже понять авторский замысел.

В структуре комментария эта позиция часто либо отсутствует, либо передает смысл отношений неточно и поверхностно.

Следующая частая ошибка при написании сочинения – невнимательное прочтение исходного текста, в результате чего участник экзамена допускает фактические ошибки при передаче содержания авторского текста.

Помните, если в примере содержится искажение исходного текста, то такой пример в комментарии не может быть засчитан.

Следовательно, не могут быть оценены логическая связка между примерами и ее анализ.

Самые «коварные» моменты при написании сочинения на ЕГЭ: как не повторять ошибки

© Visualrian.ru

Авторская позиция

Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть положению, которое доказывается. Это мнение автора, его точка зрения по поставленной проблеме.

Проблема и позиция автора логически связаны: позиция автора – это ответ на проблемный вопрос: как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека? (проблема) – только по-настоящему счастливый в детстве человек всю жизнь обладает огромным иммунитетом (позиция автора).

Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций, метафорических выражений и чрезмерного цитирования.

Помните, что в публицистическом тексте автор обычно выражает свою позицию прямо, открыто (в отдельных предложениях, обращениях к читателю). В художественном тексте мнение автора обозначается, как правило, опосредованно (в поведении, поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных приемов), и поэтому определить его бывает непросто. Кроме того, не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Полный, содержательный комментарий, без фактических ошибок, включающий в себя логично связанные проблему и примеры-иллюстрации с пояснением каждого из них, указание на логическую связь между примерами и ее анализ, оценивается шестью баллами – это весомый вклад в итоговую оценку, которая составляет 25 баллов. Но если участник экзамена не сформулировал или сформулировал неверно проблему исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается в 0 баллов, то есть можно потерять сразу 9 баллов.

Самые «коварные» моменты при написании сочинения на ЕГЭ: как не повторять ошибки

© Freepik.com

Обоснование своей точки зрения

После определения авторской позиции необходимо выразить свое отношение к мнению автора и обосновать свою точку зрения.

В аргументации необязательно опираться на художественное произведение – это может быть апелляция к историческим или научным фактам, к обобщенным наблюдениям или собственному жизненному опыту.

Не забывайте, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

Следите за общей логикой изложения: рассуждение должно быть связным, последовательным, без нарушения абзацного членения текста. Для этого нужно продумать план сочинения, логические связки между предложениями и абзацами, чтобы не потерять баллы.

Оформление текста

Речевое оформление сочинения-рассуждения оценивается с точки зрения орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм. Наиболее часто возникают пунктуационные ошибки, связанные с постановкой знаков препинания в сложных предложениях, при выделении обособленных членов предложения, вводных слов.

Особое внимание уделите речевому оформлению своего текста.

Следите за точностью, ясностью, чистотой словоупотребления, не допускайте неоправданного повтора слов, лексической несочетаемости, речевой недостаточности или избыточности, не увлекайтесь речевыми клише, стремитесь к выразительности и лексическому разнообразию.

После выполнения работы обязательно проверьте свой текст и отредактируйте его.

Самые «коварные» моменты при написании сочинения на ЕГЭ: как не повторять ошибки

© Depositphotos

Итоги

Итак, при написании сочинения-рассуждения

• не смешивайте понятия тема и проблема;

• не увлекайтесь пересказом и чрезмерным цитированием исходного текста;

• включайте в него элементы анализа;

• не допускайте нарушения логики между формулировкой проблемы и примерами-иллюстрациями;

• будьте самостоятельны при пояснении авторского текста;

• старайтесь понять истинную связь между примерами – не ограничивайтесь формальными формулировками;

• не забывайте анализировать логическую связку;

• помните, что авторская позиция – это ответ на проблемный вопрос;

• не путайте проблему и авторскую позицию;

• ваша позиция должна быть сформулирована и убедительно обоснована;

Внимательно читайте исходный текст, чтобы избежать фактических ошибок!

• стройте рассуждения на основе исходного текста;

• следите за связностью и последовательностью в изложении своих мыслей;

• не допускайте ошибок в речи.

Чтение хорошей литературы, анализ образцов речевого творчества, постоянный самоконтроль речи помогут вам совершенствовать собственный стиль письма, индивидуальную манеру выражать свои мысли и убеждения.

Фото: Freepik.com, Visualrian.ru, Depositphotos