03 марта, 02:00
6 мин.

Самые «коварные» моменты на ЕГЭ по русскому языку: как не повторять ошибки

Рассказывает эксперт
Единый государственный экзамен по русскому языку в досрочный период состоится уже 24 марта. А основной период сдачи экзамена по этому предмету запланирован на 30 и 31 мая 2022 года. Чтобы пройти испытание успешно, важно заранее проанализировать ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ в 2021 году.
Самые «коварные» моменты на ЕГЭ по русскому языку: как не повторять ошибки

О самых «коварных» моментах в заданиях на ЕГЭ по русскому языку и о том, как выпускнику избежать популярных ошибок, «Летидору» рассказала эксперт Московского центра качества образования Марина Смирнова.

Марина Смирнова, эксперт Московского центра качества образования

Марина Смирнова, эксперт Московского центра качества образования

Задание 9. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова»

В этом задании выпускникам необходимо отличать корни с чередующимися гласными от омонимичных корней с проверяемыми гласными. Например: загорал, пригорел – горевать, пригорюнился; замирать, обмер – примирил, примеряли; касание – косили, косички).

Кроме того, не следует путать проверяемые безударные гласные в корне слова со случаями, в которых гласные не проверяются ударением (вылетать – полёт, издавать – издать; тетрадь, багровый).

Помните, что встречаются слова, у которых в корне есть и безударный гласный, проверяемый ударением, и безударный непроверяемый гласный (бахрома – бахромчатый; министерство – министр).

Задание 10. Тема «Правописание приставок и околоприставочных орфограмм»

Сложность при выполнении данного задания испытывают выпускники, которые не овладели правилами правописания приставок, особенно приставок ПРЕ- и ПРИ- .

Например, преходящий момент – приходящая няня, предать друга – придать яркость краскам, предел терпению – придел в церкви).

Самые «коварные» моменты на ЕГЭ по русскому языку: как не повторять ошибки

Depositphotos

Задание 11. Тема «Правописание суффиксов разных частей речи»

При его выполнении нужно владеть правописными навыками, которые касаются разных частей речи. Кроме того, следует знать слова-исключения.

Например, суффиксы глаголов -ыва-(-ива-)/-ова-(-ева-) подчиняются определенному правилу, но нельзя забывать про такие слова, как затмить-затмевать, продлить-продлевать, застрять-застревать.

Или возьмем правописание суффиксов имен прилагательных -ив-/-ев-.

Как известно, здесь все зависит от ударения, но существуют два слова, не подчиняющихся общему правилу: милостивый и юродивый – это слова-исключения.

При выполнении задания 11 важно не допустить ошибки в определении морфемного состава слова. Например, _обид-чив-ый – гуттаперч-ев-ый**.

Задание 12. Тема «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий»

Если выпускник знает спряжение глаголов, помнит глаголы-исключения из I и II спряжения, то он справится с заданием 12 лишь наполовину.

Не забывайте, что встречаются глаголы с изначально ударным окончанием, однако у таких глаголов приставка ВЫ- «перетягивает» ударение на себя.

В этом случае следует убрать приставку, тем самым окончание станет ударным.

Например, выгорит – горИт, выспятся – спЯт.

Читайте также

Если пишем окончания глаголов настоящего и будущего времени, суффиксы причастий настоящего времени, то обращаемся к спряжению глагола. Например, клеить – II спр. – клеит, клеят, клеящий. А если пишем суффиксы глаголов и причастий прошедшего времени, то неминуемо обращаемся к суффиксу инфинитива. Например, увид..л – увидЕть – увидЕл; кле..вший – клеИть – клеИвший; скле..нный – склеИть – склеЕнный.

Задание 15. Тема «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»

Определяя количество букв Н в словах, следует обращать внимание на часть речи, так как для каждой части речи в русском языке существует отдельное правило.

Так, Н-НН в отыменных прилагательных зависит от суффикса (Н)-Н-, -ЕНН-, -ОНН-, -ИН-, -АН-, -ЯН-.

Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных – от вида глагола и наличия зависимых слов.

Н-НН в существительных и наречиях – от слов, от которых образованы существительные и наречия: современный – современность, медленный – медленно, путаный – путано.

Самые «коварные» моменты на ЕГЭ по русскому языку: как не повторять ошибки

Depositphotos

Задание 21. Тема «Пунктуационный анализ текста»

Задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации. Однако бывает, что выпускники плохо анализируют структуру предложения, порой не могут различать виды сложных предложений, не знают и не понимают, чем может быть осложнено простое предложение.

Обратите внимание: если в одном предложении несколько знаков препинания, то его можно сгруппировать с несколькими предложениями.

Читайте также

Пример 1. Замечательный ученый и путешественник П.К. Козлов исследовал Тибет, Центральную Азию. 2. Путешествия В.Л. Комарова, крупнейшего ботаника и географа, завершились созданием знаменитых научных трудов по флоре Маньчжурии, Монголии, Камчатки. 3. Н.М. Книтович изучал моря Европейской части России, в результате он написал превосходные книги по гидрологии морей и ихтиологии. 4. Ю.М. Шокальский, выдающийся географ и картограф, создал труд «Океанография», не потерявший своего научного значения до настоящего времени.

Ответ для этого текста предполагается альтернативный: 12 (однородные члены) или 24 (обособленные приложения).

Задание 25. Тема «Средства связи предложений в тексте»

Здесь выпускники прошлого года допускали ошибки в определении разряда местоимений. А ведь местоимения довольно часто позволяют установить связь между предложениями.

Например: Лена подошла к отцу. Его (притяжательное местоимение) глаза светились от радости. НО: Лена подошла к отцу. Его (личное местоимение) девочка не видела год.

Предложение может содержать местоимение, но данная часть речи не участвует в связи предложений.

Например: Сейчас ощущение этой высокости на костлявой хребтине животного было странным – тревожным, но радостным. Я ударила Мальчика пятками по бокам, и он поскакал.

Задание 27. Сочинение

Отрадно, что более 90% выпускников верно формулируют проблему исходного текста.

Читайте также

В то же время массово допускаются ошибки в развернутом ответе по следующим критериям: К2 («Комментарий проблемы исходного текста»), К5 («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения»), К8 («Соблюдение пунктуационных норм»), К9 («Соблюдение грамматических норм»), К10 («Соблюдение речевых норм»).

Причины ошибок ребят при комментировании проблемы исходного текста (критерий К2) заключаются в следующем:

• в комментарии приводятся примеры, не относящиеся к заявленной проблеме;

• в комментарии допускаются грубые фактические ошибки, связанные с пониманием текста;

• смысловая связь между примерами и ее анализ носят формальный характер («Оба примера дополняют друг друга, и мы понимаем, насколько важна дружба людям»);

• смысловая связь, установленная между примерами, не проанализирована (Между примерами причинно-следственная связь. Первый пример описывает случай, произошедший с рассказчицей, а второй – влияние на ее отношение).

Перейдем к критерию К5 («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения») – это не только логичное, мотивированное деление текста сочинения на абзацы, но и соблюдение логической связи внутри абзацев.

Распространенная логическая ошибка заключается в том, что выпускник выдвигает один тезис, а доказывает другой.

Самые «коварные» моменты на ЕГЭ по русскому языку: как не повторять ошибки

Depositphotos

Например: О.К. Кожухова считает, что животные играют важную роль в жизни человека, так как с ними могут быть связаны самые яркие воспоминания. Я согласна с автором. Животные успокаивают в стрессовых ситуациях...

Несоблюдение пунктуационных норм (оценивание по критерию К8) прежде всего связано с отсутствием запятой в сложноподчиненном предложении, при вводных словах и конструкциях и, как ни странно, при обособлении причастных и деепричастных оборотов.

Чтобы избежать ошибок по критерию К9 («Соблюдение грамматических норм»), выпускники должны проявить осторожность с такими оборотами: рассуждая над проблемой; автор приводит в пример; доктор сказал, что «мне надо подумать»; «в продолжение к этому можно добавить» и другие. Эти обороты – ошибочные!

Особое внимание при подготовке к написанию экзаменационного сочинения нужно уделить соблюдению речевых норм (оценивание по критерию К10).

Здесь типичные ошибки связаны:

• с лексической несочетаемостью: Андрей Соколов объединился с маленьким мальчиком; помогает справиться с отрешенностью;

• с неуместным повтором, речевой избыточностью: автор, желая показать свою привязанность к коню, показывает…; примеры взаимодополняют друг друга; примеры противопоставлены друг другу;

• с речевой недостаточностью: в подтверждение приведу пример; не вступился за человека в беде;

• с неудачным употреблением местоимений: Девочка общалась с конем. Он (это уже об отце) понимал ее.

Имейте в виду: речевые ошибки, допущенные в сочинении, автоматически снижают балл и по критерию К6 («Точность и выразительность речи»).

Полезные ресурсы

При подготовке к экзамену нужно пользоваться только проверенными, надежными источниками и информационными ресурсами. Среди них эксперт советует следующие.

Открытые варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ на сайте ФИПИ.

Записи вебинаров по разбору заданий единого государственного экзамена на сайте МЦКО и на сайте РЦОИ города Москвы.

Видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ на сайте Московского образовательного телеканала.

Библиотека Московской электронной школы, где вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия. Там же можно пройти самодиагностику.

Фото: Depositphotos

Новости партнеров
Семейный гороскоп
Интересное в сети