Почему к дистанционному образованию в России нет доверия
Почему к дистанционному образованию в России нет доверия
© Depositphotos
При сегодняшнем уровне развития техники стала доступна новая форма образования – дистанционная. Ее выбирают все больше студентов во всем мире, но в России пока большинство решившихся на дистанционную форму обучения не доходят до диплома. При всех несомненных плюсах этого вида образования, есть ряд минусов, которые стоит учитывать при выборе вуза. Рамблер/Семья поинтересовалась мнением у экспертов, стоит ли обратить внимание на дистанционную систему образования.
В Турции дистанционно обучается более половины всех студентов. В Индии такую форму обучения выбрал 1 миллион человек. 80% вузов США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения. В России есть несколько вузов, специализирующихся на дистанционном образовании. Казалось бы, новый тренд с успехом шагает по планете и скоро все студенты будут обучаться дистанционно. Однако пока ведущие вузы, даже разрабатывая дистанционные курсы, не планируют полностью переходить на эту форму обучения. Почему? Разбираемся вместе с экспертами.
Плюсы дистанционной формы обучения
Конечно, это образование хоть и платное, но цена его снижена за счет стоимости аренды помещений и найма преподавателей. Студенту же оно обходится дешевле из-за отсутствия переездов к месту обучения и проживания. Однако для успешного прохождения дистанционного курса нужны ноутбук, хороший выход в интернет с быстрой скоростью соединения, а также понадобится дополнительная литература по предмету.
Студент имеет возможность сам выбирать темп занятий и их время. Поэтому дистанционное образование хорошо сочетается с работой или может служить для переквалификации и получения второго высшего образования.
Современные средства подачи информации делают курс интересным и насыщенным.
Отсутствует психологическое давление группы на неуспевающего студента или дискомфорт при сдаче зачетов и экзаменов.
Студент может быть мобильным и учиться из любой точки мира, лишь бы там был интернет.
Кроме того дистанционное обучение прекрасно подходит для инвалидов, молодых матерей и других социальных групп населения, не имеющих возможности для активных передвижений и отлучения из дома на длительное время.
Индивидуальная программа обучения у каждого студента помогает ему справиться с трудностями обучения. Есть возможность второй раз пройти тему, перечитать лекции и т. п.
Диана Авсюкевич, представитель сервиса онлайн-репетиторства TutorOnline:
«Дистанционное образование вряд ли должно рассматриваться в качестве субститута по отношению к традиционным «живым» форматам обучения. Если мы, например, сравниваем занятия с репетитором в режиме оффлайн и онлайн, то между этими двумя способами получения учеником новых знаний будет лишь одно отличие – по форме, но никак не по содержанию. Суть обучения и коммуникации останется прежней: ученик обучается – учитель обучает, используя, как правило, классические образовательные методики, литературу, риторические приемы и пр.
Слишком большой акцент сегодня делается именно на формате занятий: онлайн или оффлайн. Но качество образовательных услуг, оказываемых той или иной компанией, коммерческим или государственным учебным заведением или конкретным педагогом, определяется вовсе не теми способами, которые обучающий и обучаемый используют для взаимодействия. Образование онлайн не может заменить образование оффлайн прежде всего по той причине, что это два равновозможных варианта достижения одной цели, и каждый решает для себя, какой дорогой, «реальной» или «виртуальной», ему пойти.
Ведя речь о достоинствах и недостатках дистанционного образования, важно понимать, что качество образования не исчерпывается способом, которым знания были приобретены. Обучаясь у талантливого и ответственного преподавателя, ученик получит желаемый результат, независимо от того, проходили занятия в виртуальном кабинете или в реальной аудитории. Онлайн-режим занятий становится все более популярным, поскольку позволяет экономить время, средства, силы и преодолевает пространственные барьеры (ученик из Москвы и учитель из Мозамбика – вполне реальная история, если уроки проводятся, например, при помощи «скайпа»).
Хотелось бы, чтобы в обществе сформировалось правильное отношение к таким современным формам обучения и, особенно, дистанционным педагогам. Онлайн-образование развивается главным образом потому, что современный человек ощущает острую потребность получать квалифицированную помощь быстро и таким способом, который позволяет быть независимым от пространственных и временных барьеров. И если говорить о выборе, то его делать вовсе не обязательно, отдавая предпочтение чему-то одному. Вполне нормально, когда образование, получаемое в студенческой аудитории, дополняется занятиями с онлайн-репетитором, посещением каких-то узкоспециализированных курсов, просмотром обучающих роликов в интернете и пр. Главное – выбирать, основываясь на собственных желаниях и возможностях, а не на чужих сомнениях, стереотипах и модных веяниях».
Лучшие вузы страны, разочаровавшие Министерство образования
5 профессий, которым не нужно учиться в вузе
Владимир Княжицкий, генеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России и СНГ:
«На мой взгляд, дистанционное образование в течение 25 лет будет составлять около 80% всего образовательного процесса. Эффективность личного контакта, конечно, выше, но удобство и общая результативность у дистанционного образования в разы лучше. Скорее всего, личный формат останется для дошкольного образования и младшего школьного (по понятным причинам), а также в сегменте редких, но востребованных лекций и мастер-классов такой уникальной прослойки, когда великий гуру лично приезжает, чтобы слушатели могли пообщаться с ним face-to-face».
В кадре и в вузе: 7 самых красивых актрис-студенток
Минусы дистанционного образования
Чтобы обучаться дистанционно, нужна сильнейшая мотивация. Потому что навыков самоорганизации и поиска нужной информации у вас еще может не быть в начале учебы, и они разовьются постепенно. А вот мотивация в процессе учебы вряд ли появится. Зато появятся сложности: никто не будет вас подгонять и «висеть над душой», что порой так необходимо российскому студенту для овладения знаниями.
Не будет ярких, образных лекций от преподавателей от Бога, скорее всего, будет просто машинописный текст лекции. А ведь многие начинают искренне интересоваться предметом именно после присутствия в аудитории с таким замечательным преподавателем.
К тому же очень мало настоящих профессионалов-разработчиков дистанционных курсов. Это должна быть сплоченная команда специалиста по образованию, программиста и художника. В целом один час интересного курса готовится порядка 1 000 часов рабочего времени разработчиков. Но это на Западе. У нас, конечно, никто так долго с курсами не занимается, поэтому они бедны инфографикой и визуализацией предмета вообще.
Есть дистанционные вузы, которые приглашают студентов к себе для сдачи сессии. А есть вузы, которые и сессию принимают дистанционно. С одной стороны, это возможность «халтуры» для студента, потому что преподаватель не может проверить, кто там на другой стороне провода отвечает на его вопросы. С другой стороны, многим легче отвечать устно, а приходится все сдавать в письменной форме. К тому же контакт с экзаменатором иногда облегчает сдачу экзамена, а дистанционно его практически нет.
Вообще, дистанционные студенты лишаются лучшей поры жизни – студенческой, здоровой конкуренции внутри группы и курса и многого другого, что дает очное обучение.
Кроме того, обучаясь дистанционно, студент не получает практических навыков. А многие профессии вообще не могут быть получены дистанционно – такие, например, как пилот или врач.
Тимофей Гончаров, студент 1 курса МАИ: «Выбрал очное образование, потому что москвичу нет нужды учиться дистанционно».
Абитуриентам на заметку: топ-5 вузов России
Что-то новенькое: правила получения соцвычета на обучение
Гаранина Татьяна Александровна, доцент кафедры финансов и учета, академический директор программ EMBA, Высшая школа менеджмента, СПбГУ:
«Время сегодня становится достаточно дорогим ресурсом. И даже при желании получить качественное университетское образование, часть потенциальных слушателей интересуются наличием онлайн-компонентов в процессе обучения.
Наш опыт показывает, что российский менталитет – как студентов основных образовательных программ, так и слушателей EMBA – отличается от иностранного. Наши обучающиеся не настолько привычны к тому, чтобы тратить свое личное время до и во время прохождения курса для его лучшего усвоения. Наиболее усваиваемым материалом является тот, который преподается в аудитории. Поэтому я нисколько не удивляюсь тому, что по статистике лишь 1% учащихся успешно оканчивает полноценные онлайн-программы.
К введению дистанционной компоненты на программах EMBA нужно подходить очень обдуманно и осторожно. Просто слушать преподавателя в течение полутора часов (обычное время лекции) будет легко далеко не всем слушателям. В онлайн возможно перевести лишь небольшие по времени части курсов с детальной проработкой материала, показываемых на фоне преподавателя.
Это также могут быть вводные или факультативные курсы, прохождение которых нужно не всем слушателям, а лишь тем, кому не хватает базового образования по тому или иному курсу. Ни один онлайн-компонент не заменит интерактивной работы с преподавателем при разборе кейса или обсуждении актуальной проблемы в аудитории, когда слушатели еще дополнительно учатся друг от друга в силу различного управленческого и жизненного опыта».
Проректор по учебной работе Российского нового университета (РосНОУ), доктор педагогических наук, профессор Григорий Александрович Шабанов:
«Еще недостаточно конкретных форм контроля электронного обучения и не всегда готовы преподаватели. Если ранее развитие дистанционного обучения сдерживала техника, недостаток дидактического потенциала, то сейчас его сдерживает квалификация преподавателей. Пока далеко не все преподаватели способны использовать современные средства обучения, которые имеются в вузе.
Перспективы — электронное обучение и дистанционное обучение — будут все больше сопровождать классическое обучение. Наиболее активно дистанционное обучение будет развиваться как система повышения квалификации, переподготовки или второго и последующих высших образований. А вообще, я считаю, что сегодня все студенты вуза должны иметь дистанционную педагогическую познавательную поддержку вне зависимости от формы обучения».
Михаил Мордасов, генеральный директор «Смарт курс»:
«Мотивация – пожалуй, самый важный момент, который сложнее всего отследить дистанционно. По статистике самого крупного в мире онлайн-портала Coursera.org, от общего количества записавшихся на курс людей до успешной сдачи финального теста доходит 5-7%, притом, что на самые популярные курсы записываются по 100-200 тысяч человек. Когда есть обязательство приходить в школу/институт, в силу системного/средового обязательства, доучивать предмет удается большему количеству людей».
Полина Матвеева, исполнительный директор, Camomile Quotient:
«Как известно, более 70% слушателей онлайн-курсов их просто не заканчивают. Даже оплатив обучение, люди находят тысячи причин, чтобы бросить свое образование. Это как с абонементами в фитнес-клубы, когда люди покупают их сразу на год в порыве энтузиазма и перестают появляться на тренировках через месяц.
Несмотря на очевидные недостатки дистанционного образования, оно должно и будет развиваться – давая доступ к знаниям тем ученикам, которые не смогут получить их традиционным способом в силу удаленного места проживания, рабочей загрузки или других причин. Стоимость онлайн-программ также будет играть не последнюю роль. Скорее всего, со временем уйдут в прошлое дистанционные программы обучения прежних форматов (заочное образование, вечерние курсы), которые совмещают относительно высокую стоимость с большинством недостатков виртуального обучения».
Без страха и упрека: как не сойти с ума перед ЕГЭ
Отвечает генетик: как определить способности по ДНК
Имеет ли смысл дистанционно учиться?
Повторимся, если у вас высокая мотивация к будущей профессии, то да. Лучше всего, если вы начнете работать в отрасли вашей мечты и, постепенно получая знания теории дистанционно, будете расти по служебной лестнице. В конце концов, в Европе первый заочный вуз открылся только в 1969 году, а наша страна имеет хорошую школу заочного образования. Дистанционное образование почти тоже заочное, но облегченное для студента возможностями современной техники.
Также имеет смысл учиться дистанционно, если вы – человек с ограниченными возможностями или молодая мама и при этом не хотите отстать в плане образования от своих сверстников. Но опять же, чтобы окончить курс, необходимо стимулировать свой интерес к будущей профессии.
Хорошо дистанционно получать второе высшее образование, которое необходимо для вашего рода деятельности. А вот переквалифицировываться лучше очно, с большим количеством практических занятий. Замечательно сочетать очное образование с дистанционными курсами по отдельным предметам.
Татьяна Ковалева, 11 класс: «Готовясь к Всероссийской Олимпиаде школьников, с удовольствием прослушала дистанционный курс Высшей Школы Экономики «Экономика для неэкономистов». Очень доходчиво, а главное, смотреть его можно было в свободное от основной учебы время».
Изучаем иностранные языки: искусственный билингвизм
Светлана Коробейникова, директор программы «Доктор делового администрирования» Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, кандидат экономических наук:
«Online-образование, конечно же, главный тренд современности. Все больше сегментов рынка образования будут уходить в интернет-пространство, оно будет захватывать новые сферы.
Что же, «живые» занятия станут невостребованным архаизмом?
Для меня в этой связи очень близка аналогия с музыкой: сейчас у потребителя просто безграничный выбор – слушай где хочешь, когда хочешь, в любой точке, с кем угодно. И что? Привело ли это к вымиранию «живой» музыки? Отнюдь. Интерес к живой музыке не падает, причем не только у старшего поколения, но и технологичной молодежи. Просто этот интерес стал гораздо более избирательным, более индивидуализированным, разделенным по направлениям и интересам. При этом стоимость билетов на «живые» концерты выросла в несколько раз.
Что-то подобное происходит и с образованием – в онлайн уходит, во-первых, все, что можно отработать дистанционно – стандартные решения, типовые подходы, обязательные инструменты и методы и их контроль. В онлайн уходит обучение, связанное с взаимодействием один-на-один с преподавателем, тренером, коучем.
В то же время повышается интерес к «живым» занятиям высококвалифицированных специалистов, ведущих ученых, известных консалтеров. И существенно повышаются требования обучающихся к качеству и результативности таких занятий. Соответственно, и стоимость таких форм обучения тоже растет.
В бизнес-образовании дистанционные формы обучения приживаются легко и просто из-за параллельного развития онлайн-коммуникаций в бизнесе.
Однако, если говорить о формировании и развитии интуиции, предпринимательской активности, способности быстро и нестандартно мыслить, уметь увидеть и быстро перенять опыт других, генерировать и отстаивать лицом к лицу свои управленческие решения и бизнес-идеи, то живое присутствие в аудитории таких же активных и нестандартных людей в десятки раз усиливает эффект обучения.
Я много раз слышала, особенно на программах Еxecutive МВА, DBA ВШКУ РАНХиГС, от успешных опытных бизнесменов: «Я понял на занятиях, что эта проблема решается в других компаниях совершенно иначе…», «Я вышел за рамки собственного опыта…», «такой мощный обмен мнениями, споры по самым актуальным вопросам…» и т. п.
Но технологии на месте не стоят, возможно, мы с вами в обозримом будущем увидим, как будет обеспечен эффект живого, личного присутствия обучающихся и преподавателей, передача не только информации, но и живых эмоций. И это, возможно, создаст и новые форматы обучения, и новые формы образовательных организаций».
Михаил Паталаха, директор по развитию студии мобильного маркетинга АppLead:
«Онлайн-курсы существуют в таких областях, куда еще не добралась академическая наука, но которые очень необходимы уже сегодня.
Конечно, регулярность обучения в онлайн присутствует, но она не такая строгая. К тому же курсы лекций по SMM-маркетингу уже давно можно прослушать, но вот изучают ли такие дисциплины студенты на своих занятиях? Это вопрос.
Перспективы у онлайн-образования отличные. Курсы становятся все более и более качественными. Дополнительная возможность образования и развития. Раньше прослушать курс лекций по проектному менеджменту от профессора Гарвардской бизнес-школы не было никакой возможности. А теперь слушай, сколько хочешь, применяй новые знания и работай лучше.
Но обучение – это не только знания, но и навыки. Знания получить можно с онлайн, а вот навыки надо уже самому развивать».
Анна Верба, CEO&Founder online-Академии etutorium.ru:
«Современная система школьного образования, к сожалению, до сих пор не избавилась от пережитков прежней, советской «командно-приказной» образовательной системы. В этой связи активное внедрение дистанционных форм обучения: онлайн-курсов, вебинаров, различных форм онлайн-тестирования – позитивный и естественный в XXI веке инновационный процесс.
У обеих форм обучения есть свои характерные преимущества и недостатки, и необходимо стремиться к гармоничному сочетанию обоих подходов, созданию новой интегральной концепции школьного образования.
В числе преимуществ онлайн-образования:
– отсутствие привязки к месторасположению;
– социальная значимость. Зачастую онлайн – единственная возможность получить образование для детей с ограниченными возможностями, уверенней чувствовать себя в процессе обучения детям со сложностями социальной адаптации.
– преодоление форс-мажорных ситуаций. Такие события, как длительные карантины в школах, крайне негативно влияют на процесс обучения и на успеваемость в целом, ведь ученикам затем приходится наверстывать пропущенные занятия в крайне сжатые сроки.
– гибкость. Онлайн-инструменты дают учителю возможность собрать посредством, например, вебинара группу учеников, действительно заинтересованных в теме.
В числе недостатков онлайн-образования:
– ограниченность каналов восприятия. Онлайн-образование задействует только визуальный и аудиальный канал восприятия, в ущерб кинестетическому;
– онлайн-образование не в состоянии на данный момент предоставить унифицированную систему фундаментальных знаний, в отличие от традиционного образования;
– обедненность личностных контактов, социального взаимодействия в группе/классе;
– ограниченность для восприятия личностных параметров воздействия преподавателя, его «харизмы»;
– мотивационные проблемы. Если из учебного класса нельзя выйти без уважительной причины, то выключить компьютер, сославшись, например, на плохое самочувствие — отличное решение для учеников с дефицитом самомотивации.
Кроме того, я не приветствую повальное внедрение модной на сегодняшний день концепции геймификации образовательного процесса. Эта концепция — также продукт из сферы корпоративного обучения, весьма уместная для подготовки, скажем, кассиров или менеджеров торгового зала. Она позволяет в легкой и доступной форме усвоить некий свод специальных навыков и знаний, необходимых на той или иной должности. Однако геймификация образовательного процесса, на мой взгляд, – недопустимое упрощение, способное негативно сказаться на широте кругозора и мотивации ребенка».
Саша Оленина, CEO, StudyQA:
«Для начала стоит уточнить, что под онлайн-образованием понимаются как отдельные курсы (например, проект https://www.coursera.org/, где преподаватели «топовых» университетов ведут курсы для всех желающих), так и полноценное образование, когда учащийся получает степень бакалавра или магистра. Важно понимать, что онлайн-образование на Западе не равно заочному обучению в России. Если заочное образование предполагает сдачу экзаменов и тестов только во время сессий, то онлайн-образование является полноценным обучением с лекциями, семинарами, промежуточными тестами и т. п.
Когда мы говорим об онлайн-обучении, то в первую очередь думаем о доступности, низкой стоимости и широком выборе дисциплин. Зачастую онлайн-образование даже более продуктивно, нежели образование оффлайн. Например, информационный ресурс ecampusnews провел исследование, согласно которому студенты онлайн-курсов справляются с тестами на 10% лучше, чем студенты очного обучения.
Но несмотря на огромную популярность онлайн-образования, у этого вида обучения существует ряд серьезных минусов:
Устройство на работу. Далеко не каждый работодатель, даже за рубежом, признает диплом, который был получен онлайн. А если же вы хотите занимать хорошую должность в российской компании, то диплом очного обучения просто необходим.
Практика. Онлайн-обучение просто невозможно, если вы хотите стать биологом, химиком, физиком или врачом. Эти виды профессий предполагают постоянную практику в лабораториях и больницах. Конечно, существуют компьютерные программы, которые позволяют «работать в лаборатории», но, в конце концов, в будущем вам придется иметь дело с живыми людьми, а отнюдь не с симуляторами. Поэтому онлайн-обучение пока не может предоставить эффективную замену привычным образовательным практикам.
Деловые контакты. Очень важным моментом оффлайн-обучения является завязывание дружеских и деловых контактов. Поэтому университеты часто предлагают стажировки своим студентам. От того, какие отношения у вас сложатся с научным руководителем, зависит и ваша будущая характеристика. Посредством онлайн-обучения весьма проблематично наладить «живой» контакт с профессорами и сокурсниками.
Престиж. Что бы кто ни говорил, но престиж диплома МГУ или диплома Оксфорда неоспорим. К сожалению, этим не могут похвастаться онлайн-университеты.
Несмотря на минусы онлайн-образования, такой вид обучения на данный момент является самым доступным. Во-первых, это связано и со стоимостью обучения (средняя стоимость обучения онлайн-образования в год – 30 000 долларов против 85 000 долларов в обычных университетах). А во-вторых, множество людей просто не могут позволить себе учиться за рубежом (кто-то из-за работы, кто-то из-за ребенка, кто-то из-за болезни). Кроме этого, онлайн-образование вполне приемлемо для многих специальностей, которые не предусматривают работу в лабораториях.
Например, можно выучиться на программиста, филолога, математика онлайн и ничего при этом не потерять. В будущем такие специальности, возможно, будут преподаваться именно онлайн. Ведь сейчас большинство онлайн-курсов специализируются именно на программировании. Что же касается возможного будущего онлайн-образования, то сооснователь знаменитой платформы Coursera Дафна Коллер считает, что будущее онлайн-образования заключается в оттачивании уже приобретенных навыков и знаний. Иными словами: большой успех будут иметь онлайн-курсы повышения квалификации и программы магистратуры и аспирантуры. Это удобно. Ведь вам в этом случае не нужно никуда уезжать и бросать работу, чтобы получить долгожданный диплом».
Спорные предметы в школьной программе
Александр Левитас, эксперт по маркетингу и бизнес-тренер, «Алекс Левитас Консалтинг»:
«Применять ДО имеет смысл, по большому счету, в двух ситуациях:
Когда ученик по какой-либо причине не имеет доступа к компетентным преподавателям (либо условия доступа неприемлемы для ученика). Например, дочка моих знакомых, живущих в коттеджном поселке в двух часах езды от Москвы, обучается в интернет-школе, поскольку тратить по 4-6 часов в день на дорогу семья не готова.
Когда преподаватель настолько хорош и востребован, что лишь небольшой процент желающих учиться у него смогут сделать это живьем. Например, у абсолютного большинства студентов-физиков в мире нет возможности побывать на живом выступлении Стивена Хокинга».
Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС):
«Онлайн-образование позволяет экономить время, позволяет учиться и получать информацию в современных форматах, а главное, учит еще и эффективно искать, фильтровать информацию с помощью онлайн-средств.
С другой стороны, онлайн-формат имеет ряд минусов, так как в меньшей степени учит публичным выступлениям, умению отстаивать свою позицию, навыкам ведения дискуссии и спора, что не менее важно, чем наличие самого знания или умения найти нужную информацию. Ведь сотни замечательных мыслей и идей так и умирают в головах умных людей, которые не способны их донести или отстоять перед аудиторией».
Александр Трифонов, главный эксперт юридического сервиса 48Prav.ru:
«У профессионального образования в онлайн-форматах отличные перспективы. Например, у юристов и адвокатов возникает необходимость подтянуть свои знания по каким-то узким правовым направлениям, будь то защита интеллектуальной собственности или актуальные тенденции арбитражной практики. Именно онлайн-форматы позволяют без отрыва от работы и без затрат на транспорт в Москву получить необходимые знания и навыки от реально практикующих преподавателей-экспертов. Например, совсем недавно появился проект дополнительного обучения именно в юридическом деле – LexTorium. Полагаю, что у таких образовательных проектов большое будущее и хорошая ниша на рынке».