Опубликовано 19 января 2016, 11:44

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

Об особенностях подготовки к школе современных детей, а также о том, почему каждому ребенку в 4 года стоит пройти обследование у специалиста, мы беседуем с нейропсихологом, кандидатом психологических наук Алексеем Анатольевичем Сергиенко из Научного Центра психического развития.
Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

© Кадр из фильма "Приключения Электроника"

Об особенностях подготовке к школе современных детей, а также о том, почему каждому ребенку в 4 года стоит пройти обследование у специалиста, Рамблер/Семья беседует с нейропсихологом, кандидатом психологических наук Алексеем Анатольевичем Сергиенко из Научного Центра психического развития.

Когда, с точки зрения современной нейропсихологии, стоит начать готовить ребенка к школе?

Это сложный и неоднозначный вопрос. Сложен он, потому что развитие каждого ребенка индивидуально. Оно проходит со своими особенностями, как психофизиологическими, так и с особенностями воспитания и окружения. С другой стороны, нам нужно понимать, к чему, собственно, готовить ребенка, какие функции развивать.

Требования современной школы очень высоки и различны в разных учебных заведениях. В первом классе ребенок должен уметь читать и писать, то есть выполнять ту деятельность, которую раньше формировали уже в учебном заведении. Но эти требования – совсем не те, которые нужно предъявлять к ребенку, исходя из задачи его гармоничного развития. С точки зрения нейропсихологии, науки о взаимосвязи мозга с психикой, перед школой мы должны развивать не навыки письма и чтения, а базисные составляющие этих сложных видов деятельности. Тогда уже в школе, в первом классе, ребенок легко и без излишнего напряжения освоит письмо, чтение и счет.

Специалисту, занимающемуся с детьми, нужно хорошо себе представлять, в каком возрасте какие функции развиваются наиболее эффективно и с наименьшими энергетическими потерями для ребенка, для его мозга. Также нужно учитывать, что мозг ребенка развивается неравномерно, и каждый его отдел может иметь самые разнообразные особенности развития или нарушения. Нейропсихолог изначально выявляет, какие отделы мозга и функции нарушены или недостаточно сформированы, на формирование каких функций нужно направить силы в первую очередь.

В любом случае готовить ребенка к школе нужно с раннего возраста. Но это не означает, что в возрасте 3, 4, 5 лет его нужно учить читать, писать и считать. Это значит, что нужно развивать главные составляющие этих процессов, начиная с двигательной сферы (сначала крупной, а затем мелкой моторики), восприятия зрительного, зрительно-пространственного, различных видов памяти, сферы образов представлений. И все это должно быть в совокупности.

Так, только во взаимосвязи с образами, стоящими за словами, у малыша развивается слухоречевая память. Слуховое восприятие готовит базис для правильного развития фонематического слуха, без которого невозможно грамотно писать и т. д.

В современном обездвиженном мире эти функции плохо сформированы. Особенно страдают двигательная сфера, энергетический фактор, или, по-другому, фактор общей нейродинамики (как правило, это связанно с минимальной мозговой дисфункцией). Могут быть не сформированы и другие составляющие. А это базис для развития не только навыков письма, счета и чтения, но и в целом интеллекта ребенка.

Правильно ли отдавать ребенка на курсы по подготовке к школе, где учат только считать, писать и читать? Какими должны быть идеальные курсы по подготовке к школе?

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

В ответе на ваш первый вопрос мы уже косвенно коснулись этой темы. Кратко можно сказать следующее: если базисные функции не сформированы и не развиты, то обучение просто письму, счету и чтению ничего не даст. И в первом классе ребенок все равно столкнется с определенными трудностями, на которые нужно будет определенным образом реагировать. Как именно реагировать, это отдельный сложный вопрос.

Для иллюстрации сложности устройства любого психического процесса, а следовательно, сложности его формирования, возьмем письменную речь: ее нейропсихологический анализ позволяет наглядно показать сложность и сложный системный состав любого психического процесса.

Так, письменная речь может быть нарушена по разным основаниям, и механизмы этого нарушения могут быть разными, в зависимости от того, на каком уровне и в каком звене произошли нарушения. Можно рассматривать психологический, психолингвистический, психофизиологический и, наконец, мозговой уровни анализа. И на каждом из этих уровней решаются свои задачи, и каждый из них состоит из ряда звеньев, нарушение которых может привести к нарушению правильной работы психического процесса письма в целом.

Так, на психологическом уровне решаются задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регуляции и контроля за деятельностью письма.

Психолингвистический уровень, состоит из целого ряда звеньев:

  • Это звено, на котором происходит процесс звукоразличения;
  • Второе звено связано с объемом акустического восприятия и слухоречевой памятью. На этом этапе обеспечивается восприятие определенного объема информации и удержание его в оперативной памяти;
  • Третье звено связано с актуализацией образа слова на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровкой в соответствующие буквы;
  • Четвертое звено связано с актуализацией моторного образа буквы и ее перешифровкой в соответствующую букве серию движений руки;
  • Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий.

Из представленной сложности состава и анализа любой психической деятельности вытекает необходимость в первую очередь точного анализа нарушений или особенностей формирования этих базисных составляющих функций у ребенка.

В современной школе и дошкольных учреждениях, а также в специальных коррекционных центрах многие психологи продолжают использовать стандартные методы исследования детей, результатом которых становятся диагнозы типа: нарушение навыков счета, задержка речевого и психического развития, нарушение навыков письма или чтения, общее недоразвитие речи (ОНР) и др.

Эти диагнозы не дают никакой практической ценности, т. к. не выявляют механизм, из-за которого нарушается та или иная психическая функция. Они также не дают и направления для дальнейшей работы по коррекции или формированию нарушенных или несформированных психических процессов.

Почему я об этом всем говорю? Потому что перед подготовкой ребенка к школе необходимо точно и как можно раньше выявить, какие базисные функции у него отстают. Т. е. для того, чтобы записать ребенка на идеальные для него курсы по подготовке к школе, в первую очередь необходимо выявить как можно раньше его особенности. Желательно определить это где-то с 4 лет.

Итак, первое – это правильная диагностика, потом – работа над отстающими функциями, а далее, если это необходимо, можно начать обучать письму и счету. Впрочем, можно это делать и параллельно, но тут должны быть особые методы.

Современные дети сильно отличаются от своих сверстников предыдущих десятилетий, почему?

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

В настоящее время действительно резко возросло число детей с различного рода отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости детей подчас практически неразрешимы.

Так, в последние десятилетия психологи, педагоги и врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда особенностей: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и сбой биоритмов в организме ребенка. Наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикомании, иных форм девиантного поведения и, что особенно важно, резкое снижение их возрастного порога.

Масса детей демонстрирует различного рода задержки и искажения психоречевого развития. К основным можно отнести несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д.; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. Все это в совокупности приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

Почему это происходит? На примере тех детей, с которыми мне приходится работать, можно сказать, что у подавляющего большинства из них в анамнезе наблюдается пре- или перинатальная патология. Очень мало детей, у которых какая-то функциональная недостаточность связана с неправильным воспитанием. Как правило, это биологический фактор, который в обычной школе встречается у 40% детей с трудностями в обучении, а в специальных школах (V,VII вида) у 100% учеников. Перинатальная патология - это следствие стрессов и различных патогенных влияний на плод во время вынашивания, трудностей родов или определенных заболеваний на первом году жизни ребенка.

Также есть проблема «старородящих» родителей, которые начинают задумываться о ребенке, когда уже построена карьера. Так устроен современный мир. Но это говорит о том, что у детей с таким анамнезом уже с рождения есть определенные функциональные недостаточности, и количество таких детей возрастает. И хотя заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций, специалисты коррекционных и обычных центров и др. детских учреждений утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом—мишень», во многих случаях перестали приносить результаты.

Для всех уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.

Что такое минимальная мозговая дисфункция и к чему она может привести?

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

К сожалению, до недавнего времени развитие психики ребенка рассматривалось в отрыве от развития его мозга, несмотря на общее признание того факта, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция. Но сегодня резкое возрастание числа детей с трудностями обучения и школьной дезадаптацией, которая во многом происходит из-за когнитивного отставания, заставили исследователей и практиков обратиться к проблеме анатомического развития мозга, его морфогенезу.

Наиболее значимым стимулом в этом направлении явились данные о том, что большая часть неуспевающих детей имеет некоторые мягкие неврологические симптомы (минимальные мозговые дисфункции - ММД), свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе ребенка, но недостаточные для постановки собственно медицинского диагноза ребенку. При обычном обследовании у невролога такие ММД не проявляются.

Их можно обнаружить лишь при нейропсихологическом обследовании или инструментальном неврологическом обследовании (ЭЭГ - электроэнцефалографии, исследовании мозгового кровотока и др.) Вследствие своей минимальности эти мозговые дисфункции не попадают в поле зрения родителей, воспитателей и детских неврологов в период дошкольного детства, но начинают ярко проявлять себя в начальных классах школы.

Сам термин минимальная мозговая дисфункция – устаревший. Он не говорит, в чем эта дисфункция выражается. Задача нейропсихолога как раз определить это. Привести эта минимальная мозговая дисфункция может к различным нарушениям, искажениям или несформированности психических функций.

В нейропсихологии условно принято делить мозг на три функциональных блока: энергетический – подкорковые структуры, блок приема и переработки информации – затылочные и височные отделы мозга – и блок контроля и программирования деятельности – лобные отделы. Работа этих отделов может нарушаться. Мы можем выявить по характерным симптомам, какой блок в первую очередь нарушается у ребенка. Как правило, у детей на первый план выступает несформированность 1-го энергетического блока мозга.

Такой ребенок не может долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, часто воспринимается учителями или воспитателями как не очень сообразительный, при этом он имеет хороший интеллект, но из-за того, что он быстро истощается, не может долго работать над задачей. Для таких детей нужны специальные условия работы с ними специалиста, и нужно понимать, как с ними работать в школе, а это знает далеко не каждый педагог. Зачастую такие дети могут быть эмоционально нестабильными.

На втором месте дети, у которых страдает третий блок мозга. Это неусидчивые дети, которые быстро отвлекаются, как правило, гиперактивные, они не могут удержать программу деятельности. Как раз с этими детьми связаны наибольшие проблемы в первых классах школы. Ясно одно, что для этих детей жизненно важно как можно раньше установить причину дефекта, основываясь на ранней нейропсихологической диагностике и коррекции психических функций. Так как это дает возможность в той или иной мере приблизить аномальный вид онтогенеза к нормальному течению, существенно облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду.

Какие методы коррекции использует современная нейропсихология?

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

Здесь нужно определиться с понятиями. В отношении детей мы, в большей степени, говорим не о коррекции, а о формировании функций. И, следовательно, методы формирующего обучения. Если придерживаться терминологии дефектологии и говорить о детях со значительной недостаточностью и отклонениями в психическом развитии, методы коррекции разделяются на два основных направления.

Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем.

Цель их внедрения — восстановление или формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Таким образом, в сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы (по представлению автора метода А.В. Семенович) должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Для дифференциально-диагностической квалификации и коррекции различных типов онтогенеза в нейропсихологии разработана специальная технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Фундаментом этой технологии является «метод замещающего онтогенеза», созданный в 1990-1997 годах выдающимся детским нейропсихологом Семенович Анной Владимировной в коллективе соавторов. Смысл его заключается в том, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ).

Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим и восстанавливающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, происходит с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

В каких случаях обращение к нейропсихологу с дошкольником обязательно?

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

Основываясь на собственной практике, порекомендовал бы провести обследование у нейропсихолога перед школой всем детям. Это может помочь выявить проблемы, а также готовность или неготовность к обучению в школе, обозначить проблемные или не до конца сформированные функции. Это полезно даже в том случае, если у ребенка нет неврологической симптоматики. К тому же при нейропсихологическом обследовании можно выявить способности ребенка, его психофизиологическую склонность к тому или иному виду деятельности.

Но в ряде случаев показать ребенка нейропсихологу нужно обязательно. Это необходимо, когда родители отмечают следующие симптомы: ребенок не такой, как все; гиперактивен или, напротив, слишком медлителен; быстро отвлекаем, ему трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности; часто болеет; раздражителен, раним, агрессивен по отношению к сверстникам; быстро истощается, не может долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости; многоречив и при этом не может завязать шнурки на собственном ботинке, моторно неловок, сшибает предметы на своем пути.

Или такие симптомы: ребенок с трудом понимает объяснения правил игры, не запоминает их, отстает в речевом развитии; поздно заговорил или, наоборот, у него слишком раннее речевое развитие на фоне неразвитости двигательных функций крупной моторики. Все эти симптомы указывают на определенную функциональную нестабильность или нарушения в развитии психики.

С этими симптомами перед школой надо обратиться к нейропсихологу, хотя лучше, если это произойдет еще раньше, с 4 лет. Основные нейропсихологические методики рассчитаны на диагностику начиная именно с этого возраста, хотя есть методики, рассчитанные и на более ранний возраст. В заключение хочется отметить, что чем раньше приступить к занятиям, тем они будут эффективнее и продуктивнее.