Спорные предметы в школьной программе
Спорные предметы в школьной программе
Близится первое сентября, когда для детей и подростков наступит очередной учебный год, а значит, они познакомятся с новой школьной программой. Интересно, что по поводу пользы некоторых предметов регулярно возникают споры между родителями, учителями, чиновниками и самими учениками.
Обучение искусствам
Уроки изобразительного искусства, пения и музыки давно вызывают раздражение у сторонников прагматичного подхода к школьному обучению: они не без оснований полагают, что за счет часов, выделенных на эти предметы, можно было бы значительно углубить изучение школьниками полезной математики, физики или географии.
По мнению адептов этой точки зрения, «ненужные предметы» можно было бы вовсе исключить из учебного плана, оставив в школьной программе в качестве дополнительных занятий, которые занимали бы в расписании место последних уроков. В некоторых школах уже сейчас руководствуются таким подходом при формировании расписания.
В свою очередь, педагоги, преподающие пение, музыку и ИЗО, приводят свои аргументы. В первую очередь они говорят о гармоничном развитии ребенка, которому необходимо тренировать не только логическое мышление, но и чувство прекрасного.
Кроме того, руководствуясь опытом, они отмечают, что обучение искусствам способно помочь детям почувствовать себя более уверенно. Ведь далеко не всем хорошо даются математика или русский язык, но при этом у таких детей могут проявляться способности к рисованию, пению или музицированию. Поэтому, проявляя свои таланты на соответствующих уроках, ученики демонстрируют себе и окружающим, что могут добиваться успехов, а это положительно влияет на детскую самооценку.
Наконец, отмечают педагоги, при грамотном встраивании таких предметов как изобразительное искусство, музыка и пение в общий образовательный процесс можно добиться гораздо лучших результатов, чем при изолированном изучении этих предметов. Например, можно связать между собой историю и ИЗО (или музыку), ставя перед детьми задачу нарисовать костюм той эпохи, которую они проходят на уроках истории, или разучить мелодию, распространенную в определенный исторический период.
Технология, физкультура и допризывная подготовка
Два других «аутсайдера» — уроки технологии и физической культуры, которые нередко считают необязательными, не несущими существенного вклада в дело интеллектуального развития ребенка. Правда, к урокам технологии обычно относятся более лояльно, предлагая всего лишь сделать их более утилитарными, посвятив основную часть времени обучению основам делопроизводства, а вот физкультуру решительно отодвигают на второй план — мол, там дети работают исключительно руками и ногами, тогда как основная цель школы — воспитать мыслящего человека.
Вместе с тем, отмечают психологи, периодическая разгрузка в виде перерывов в интенсивной мозговой деятельности не только не препятствует ее развитию, но и, напротив, делает более эффективной. С этой точки зрения число таких уроков следовало бы не уменьшить, а увеличить, сделав их как минимум ежедневными.
Не следует ставить крест и на традиционных уроках ручного труда, уверяют специалисты. Шитье полезно для девочек, выточка деталей на токарном станке - для мальчиков. Такая работа - это не просто набор механических действий, но и применение на практике теоретических навыков, которые ученики получают на уроках геометрии и физики.
Что же касается физкультуры, то с противниками данного предмета зачастую солидарны и сами школьники, с неприязнью относящиеся к стометровкам на время и выматывающим марафонам на стадионе. Здесь, согласны с ними специалисты, стоило бы отказаться от требований по выполнению спортивных нормативов, придав уроку физкультуры в большей степени игровую направленность. Если вместо поочередных прыжков в длину школьники будут участвовать в командных играх вроде волейбола или баскетбола, это будет не только способствовать их физическому развитию и снимать усталость от продолжительных занятий за партой, но и формировать командный дух и умение действовать сообща. А бонусом к такой системе станет гораздо более высокая посещаемость уроков физкультуры, которые нынешние школьники по большей части прогуливают.
Наконец, не слишком целесообразными принято считать и занятия по допризывной подготовке юношей, на которых они отрабатывают довольно специфические навыки — перемещение по-пластунски, метание гранат и прочее. Однако те ребята, которые вскоре после школы отправятся в ряды Вооруженных сил, наверняка оценят значимость школьной военной подготовки: она поможет им не только лучше выполнять приказы, но и чувствовать себя увереннее в общении с сослуживцами.
Религиозное и светское воспитание
Введение в школьную программу предмета, известного как «Основы религиозных культур и светской этики», продолжает вызывать горячие споры. Нередко они продиктованы тем, что их участники не до конца информированы о механизме внедрения данного предмета в школьное обучение. Это и неудивительно: ведь до 2012 года религиоведение имело статус пилотного проекта, который реализовывался только в нескольких субъектах РФ, и лишь в последние годы стал обязательным компонентом школьной программы.
Дело в том, что содержание предмета вовсе не подразумевает обязательного изучения православной культуры: эта тема является лишь одним из шести образовательных модулей, наряду с основами мусульманской, буддийской, иудейской культур, а также двумя модулями более общего характера, которые посвящены изучению общих основ мировых религиозных культур и светской этики.
Школьники или родители школьников вправе самостоятельно выбрать один из учебных модулей, который станет обязательной частью образовательной программы. Некоторые школы внедряют в процесс обучения даже два-три модуля. Однако в любом случае преподавать основы религии должны люди, не являющиеся служителями того или иного религиозного культа: ведь цель предмета — не обратить ребенка в ту или иную веру, а дать ему представление о сущности и основных постулатах религии и этики. Как показывает трехлетняя практика изучения этого курса в качестве обязательного, именно такую роль в результате и выполняет данный предмет. Около половины обучающихся во всех регионах Российской Федерации выбирают общий модуль «Основы светской этики» в качестве компонента школьной программы.
Вывод: спорные школьные предметы не такие уж бесполезные, как может показаться на первый взгляд, а принцип всестороннего развития ребенка дает очевидный положительный эффект. Екатерина Орлова