Литература через хип-хоп и еще 2 предмета, которые никого не удивят в школе будущего
Такие уроки станут привычными© Depositphotos
Мир меняется на наших глазах, и образование — не исключение. Все идет к тому, что скоро мы забудем о привычной модели, когда школьники сидят за партами, а учитель стоит у доски и объясняет новую тему. Что придет на смену традиционной схеме? Решили обсудить этот вопрос с учителем обществознания и права Алиханом Динаевым — обладателем титула Народный учитель Чеченской Республики и абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России 2018». В этом году он выступит в роли спикера на ежегодной образовательной конференции EdCrunch Glocal. Педагог дал оценку вероятности появления новых технологий в привычных предметах в школе.
Детективная история
Представьте себе, что ученики, которые пришли на урок истории, вместо того, чтобы слушать лекцию по истории Древнего Рима, попадают в класс, в котором парты сдвинуты к стенам, а на полу мелом очерчен силуэт — прямо как в детективных фильмах. И вместо того, чтобы читать учебник, школьники, как самые настоящие следователи, весь урок ищут разбросанные по всему классу улики и информацию, чтобы раскрыть убийство Гая Юлия Цезаря и понять, кто и за что убил его. Именно так строит свои уроки учитель истории из США и автор книги Teach with magic Кевин Рафтон.
Он считает, что такие уроки помогают развивать почти все навыки, требуемые на уроках истории: ребята учатся анализировать документы, критически оценивать информацию на предмет ее объективности и используют несколько источников, чтобы докопаться до истины.
Но самое главное: такой подход вовлекает детей в процесс!
Вероятность появления в российских школах: 9 из 10
Детективы не теряют своей популярности. Их пишет даже Джоан Роулинг, ими зачитываются по всему миру, детективные фильмы и сериалы востребованы и любимы. Так почему бы не попробовать такое в школе? Очевидно, что Кевин Рафтон не использует эту технологию на каждом уроке.
Но если использовать ее во время изучения таких знаковых исторических тем, как убийство царя Александра Второго, убийство Столыпина или расстрел царской семьи в 1918 году, дети запомнят этот урок надолго, а может, и навсегда.
Почему же тогда вероятность только 9? Возможно, многие учителя, которых заинтересовал подобный подход, испугаются особо чувствительных родителей, которые найдут в «расследовании убийства» школьниками что-то неподобающее, неправильное и психологически опасное для их любимых чад.
Литература через модный хит
Можете вообразить: вы открываете дверь в класс литературы, а там вовсю «качает бит» и преподаватель совсем не против. Больше того: это он включил музыку. Так вот, это вовсе не шутка: в западных образовательных методиках термин Hip-Hop Based Education, то есть обучение, использующее рэп-тексты в качестве учебных материалов, уже никого не удивляет. Во-первых, потому что он помогает говорить с учениками на их языке. Во-вторых: многие популярные исполнители черпают вдохновение в классической поэзии и литературе. Доказательством может служить интерактивная карта, которую создала команда Яндекса.
А главное преимущество музыкального подхода в том, что он идеально подходит для всех возрастных категорий.
В итоге в 2021 году педагогический факультет одного из колледжей в Огайо начал предлагать первую в мире программу подготовки учителей на основе хип-хопа, а многие учителя в российских школах начали включать музыку на своих уроках.
Вероятность появления в российских школах: 10 из 10
Мы уже видели это в кино. И даже в реальной жизни. Рэп необычайно популярен среди молодежи, уже сегодня многие учителя литературы используют песни рэп-исполнителей на своих уроках. Так что это не просто МОЖЕТ появиться в российских школах, это УЖЕ есть в наших школах. Разумеется, этим не будут заниматься все учителя. Сомневаюсь, что наши педвузы будут обучать использованию хип-хопа в школах. Наше общество к этому, мягко говоря, не готово. А факультативные курсы на эту тему? Очень даже вероятно!
Что наш урок? Игра!
Может ли быть реальной такая ситуация: вы заходите в комнату и видите, что ваш ребенок играет в компьютерную игру. «Ты когда за домашнюю работу примешься?» — спрашиваете вы. «А что я, по-твоему, делаю?» — разводит руками прилежный ученик.
Да! Учиться можно и с помощью компьютерных игр. Например, играя в Minecraft — самую популярную игру в мире, в которую каждый месяц заходит больше ста миллионов игроков. После того как компания создала образовательную версию игры, которую могут купить только школы, MinecraftEdu стала обязательной частью образовательной программы в Швеции. А потом игру стали использовать учителя во всем мире: к 2020 году более 400 школ начали регулярно использовать Minecraft: Education Edition с набором инструментов, созданных специально для учителей, на уроках.
Простота и универсальность позволяют применять Minecraft практически во всех базовых школьных предметах. И не только: во вселенной игры можно, например, создавать уроки по сохранению живой природы, чтобы наглядно показать, к каким последствиям приводят браконьерство и загрязнение лесов.
К слову, для уроков подходит не только вселенная Minecraft: в школьную программу Польши хотят включить игру This War of Mine. Симулятор выживания мирных граждан на основе событий гражданской войны в Югославии будет доступен во всех средних школах страны, но только для тех учеников, которым уже исполнилось восемнадцать.
Вероятность появления в российских школах: 10 из 10
И снова мы говорим о том, что уже есть в наших школах. Как минимум во время внеурочной работы Minecraft в образовательных целях применяют многие учителя. Такие образовательные игры, как Kahoot, Castle Quiz, Quizizz и другие, используются учителями уже много лет. Применение более сложных компьютерных игр на историческую тематику — это один из современных трендов, который обычно вызывает у детей исключительно положительные эмоции.
Одно дело — слышать про технические характеристики танка Т-34 или самолета Як-9 времен Великой Отечественной и совсем другое дело — посидеть за штурвалом танка или принять участие в воздушном бою.
Сегодняшним детям можно даже позавидовать.
Выводы
Современные технологии уже позволяют «с головой» погрузиться в образовательный процесс. Зачем моделировать детектив по Древнему Риму, если можно просто надеть шлем виртуальной реальности и оказаться в этой эпохе? Первые серьезные попытки внедрить технологии виртуальной реальности начались в начале 2000-х годов — это был совместный проект Университета штата Айова и Iowa Public TV, который охватил 86 сельских школ с помощью оптоволоконной сети. А в 2014 году появилось недорогое картонное устройство для смартфонов Google Cardboard и разговоры о массовом применении виртуальной реальности на школьных уроках перестали казаться чудом.
Прямо сейчас проходит второй этап программы апробации виртуальной реальности в образовании, к которой подключились более 950 общеобразовательных школ со всей страны. И технологий в школе будет больше с каждым годом.
Помните, как в «Звездных войнах» некоторые присутствовали на военном совете в виде голограммы? Так вот это тоже уже не фантастика: в 2018 году в Имперском колледже Лондона прошла первая лекция, которую читала голограмма профессора. А в 2019 году в Гавайском университете запустили проект HoloCampus, который дает возможность голограмме не просто читать лекции, но и отвечать на вопросы студентов.
Хотите найти больше ответов на вопрос как будет выглядеть расписание школьника будущего? Подключайтесь к крупнейшей в Европе образовательной конференции EdCrunch Glocal, которая стартует 7 декабря. Вас ждут два дня в компании самых ярких звезд образования и педагогики и десятки увлекательных дискуссий, мастер-классов и презентаций. Вот ссылка на сайт, на котором можно купить билет.
Фото: Depositphotos