«Зачем мне история»: как рассказать ребенку о важности этого школьного предмета
Разбираемся с экспертом© Depositphotos
О том, как пробудить в детях интерес к истории, «Летидору» рассказала Эвелина Алиева, и.о. директора Федерального института развития образования РАНХиГС. Материал подготовлен по мотивам выпуска подкастов «Как говорить с детьми о войне», созданного ФИРО РАНХиГС совместно с платформой СберЗвук.
Зачем ребенку знать историю
Вопрос первый и главный. Но далеко не все родители смогут сразу на него ответить.
Изучение истории помогает детям сформировать такие важные качества, как аналитическое и критическое мышление, приобрести навыки коммуникации и выработать рассудительный подход к решению задач.
Без знания истории взрослеющему человеку бывает трудно сложить свою картину мира.
Еще сложнее – понимать, что в мире происходит и как на это реагировать. И, кстати, к экзаменам будущим гуманитариям готовиться проще, когда есть живой интерес к предмету.
Почему важен родительский пример
Ребенок впитывает все, что видит и слышит вокруг себя. Он наблюдает и повторяет за родителями – так работают зеркальные нейроны в его мозге, особенно в младшем возрасте. Это касается моральных установок, взглядов на жизнь, отношения к окружающим и еще очень многих вопросов. И отношения к истории тоже.
Если родители сами не проявляют интереса к истории, то ждать этого от ребенка будет, по крайней мере, странно. Припомним здесь известную пословицу про зеркало.
Вы спросите: _«А как же школа? Дети ведь ходят на уроки истории и что-то учат по этому предмету. Неужели этого недостаточно?» _
Безусловно, школа здесь вкладывается колоссально, дает основу, но ее может не хватать. Плюс очень многое зависит от конкретного учителя. От того, как он подает материал, какие формы использует в общении с детьми. Ученики увлекутся предметом, только если учитель сам им «горит».
Поэтому не исключайте себя из этого дела и не снимайте с себя ответственность.
Как заинтересовать ребенка историей
Лучше вас вашего ребенка не знает никто – так что у вас все карты на руках. Ищите подход, пробуйте разные варианты. Что-то обязательно зацепит, от чего-то точно загорятся детские глаза!
Вот несколько способов прощупать почву:
Изучение происхождения своей семьи
Лучше всего начать именно с этого – беседы с дедушками и бабушками, старые семейные фотографии и альбомы (которые, кстати, можно и оцифровать – многие дети с интересом подключатся к такому занятию), семейные истории и байки.
Ребенок сможет понять, что история – это не что-то абстрактное и далекое. Это его корни, его близкие и он сам.
Фильмы, сериалы, игры и книги
В истории есть буквально все – человеческие драмы и трагедии, кровавые битвы, коварные заговоры, любовь и предательства. Многое из этого стало основой по-настоящему захватывающих художественных произведений.
Конечно, фильмы, сериалы и компьютерные игры – это не предметная дисциплина. Но они рисуют яркие и наглядные картинки, создают визуальные образы, погружают в детали, помогают прочувствовать эпоху.
Музеи, поездки и мероприятия
Историю можно увидеть своими глазами. А часто даже и потрогать своими руками. Начните с достопримечательностей и памятных мест, связанных с вашей семьей, объездите округу или же нацельтесь на что-то более дальнее. Кстати, путешествовать можно не только во время отпуска или каникул – небольшая познавательная поездка на выходные возможна в любое время года.
Не забывайте про исторические мероприятия – это крайне интересный опыт и для родителей.
В любом случае вы не только узнаете новое, но и проведете время со своими детьми. Кто знает, может, именно сейчас вашим отношениям не хватает простого диалога и общения.
Обсуждение будущего и прошлого
Попробуйте говорить с ребенком о будущем. Задавайте вопросы, как человек видит свое будущее, будущее страны. Говорите о том, что происходит прямо сейчас.
Проводите параллели и ищите аналогии в прошлом.
Это как задачки на логику и поиск причинно-следственных связей. Как не совершить те же ошибки, которые многие совершили раньше? А еще здесь можно попрактиковаться в психологии, попробовать проанализировать поступки и действия исторических персонажей, вдруг и это заинтересует.
Для каждого из нас история начинается с семьи. Ребенок должен чувствовать, что она близка ему и он может до нее дотронуться. Главное, будьте бережны, деликатны и аккуратны – не давите и не настаивайте. Историей сложно заинтересовать через силу. Она этого не заслуживает.
Фото: Depositphotos