Помнить свои корни: как поддержать интерес детей к истории своей семьи и страны
© VOSTOCK
Пожалуй, никакие другие поколения не отличались друг от друга так сильно, как Y (1982 — начало 1990-х гг.) и Z, или зумеры, (1990-е – 2020 гг.) отличаются от поколения X (1968—1981 гг.) и беби-бумеров (1943—1960 гг.).
В числе главных причин — кризис 90-х, технологический бум 2000-х и его последствия. Во многом процессу поспособствовали реформы образования, затронувшие самую основу — ценности и приоритеты. Так что тема «отцов и детей» сейчас актуальна как никогда.
Это глобальная неисчерпаемая проблема, которая встает перед людьми разных поколений из века в век практически каждые 20 лет: именно такой период обозначили авторы теории поколений Уильям Штраус и Нил Хау, а в последние десятилетия границы этих циклов прослеживаются особенно явно. Иногда нам действительно бывает сложно понять друг друга из-за социокультурных отличий, обусловленных разницей поколений. И чем дальше, тем явственнее эта разница.
Почему?
Существует такое явление, как «проблема четвертого поколения»: потомки, которые не застают в живых свидетелей исторических событий прошлого, теряют связь поколений.
К примеру, для многих современных детей Великая Отечественная война — не более чем глава в учебнике. Казалось бы, зачем напоминать новому поколению о страшных страницах истории?..
Многие отмечают, что в советские времена связь поколений и родовая преемственность ощущались сильнее и имели большее значение. Практически в каждой семье знали о своих исторических корнях, поскольку семья — это часть рода. Сейчас порой бывает сложно узнать, откуда родом (вдумайтесь, кстати, в смысл этого выражения) твои прабабушки и прадедушки. Однако, если не каждая, то большинство семей сегодня хранят воспоминания военных лет, письма, фотографии и другие семейные реликвии, связанные с Великой Отечественной войной, которая красной нитью соединяет миллионы людей сквозь года.
Возможно, именно поэтому сегодня, когда между нашими бабушками и дедушками и нашими детьми — историческая пропасть, особенно остро встает вопрос возрождения традиций патриотического воспитания.
Такая потребность существует — и она всколыхнула в обществе мощную волну интереса к истории, судьбам людей. На этом фоне поднимаются архивы, идет активная работа с ветеранами, все больше молодежи записывается в волонтеры, запускаются патриотические проекты.
Один из проектов, направленных на связь поколений и передачу исторической памяти, — фотопроект «Герои России, какими их не видел никто», организованный благотворительным фондом «Память поколений». Участники проекта — Герои России, Советского Союза, ветераны ВОВ, участники обороны Ленинграда и Сталинграда, ветераны боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе.
Зоя Смирнова в 10 лет попала в партизанский отряд под Брестом, Михаил Береговой служил в войсках ПВО, отвечая за развертку инновационных устройств радиолокационной разведки, а космонавт Сергей Крикалев стал рекордсменом Земли по суммарному времени пребывания в космосе.
Быть героем можно не только на поле боя и найти героев можно не только в книгах и фильмах: они живут среди нас.
Задача проекта — показать лица героев наших дней и рассказать о самом главном — о мире, о жизни, о любви — и о том, какую цену порой приходится за все это платить.
— Патриотизм — широкое понятие, которое имеет множество граней и проявляется по-разному: в любви к своей семье и близким, заботе о природе, в научной работе — во всем, во что ты вкладываешь душу. Поэтому героем может стать кто угодно: врач, айтишник, маркетолог, ученый или учитель — каждый, кто делает мир вокруг себя немножечко лучше, — отметила Катерина Круглова, исполнительный директор фонда «Память поколений». — Мы, взрослые, всегда ответственны за детей и должны не только учить их добру, но и учиться ему сами. Мы хотим показать, что люди хотят и могут объединяться не только в праздники и памятные даты, но и в других ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи здесь и сейчас.
Один из участников проекта, Андрей Ольшанский, родился 22 июня. В день, когда началась война, ему исполнилось 17 лет.
Начал он свой боевой путь рядовым наводчиком станкового пулемета в 17-м гвардейском воздушно-десантном полку на Северо-Западном фронте, а закончил войну в 600-м авиаполку военно-транспортной авиации, где летал на ЛИ-2 воздушным стрелком-радистом.
Трижды был ранен и трижды возвращался на фронт.
Необычный профессиональный путь Андрея Григорьевича, объединивший военное дело с призванием учителя, начался после первого ранения, когда по возвращении на фронт его назначили командиром отделения учебного взвода. Затем — Тамбовское летное училище, учебный центр ВВС и школа в Троицке, где он вел физику и военную подготовку. В 1983—1984 гг. Андрей Ольшанский прошел переподготовку в пединституте в Москве и до 1987 проработал в школе № 2.
Школа была передовой, с сильным педагогическим составом: занимала первые места по военной подготовке и выпускала хорошо подкованных ребят. Большинство успешно поступало в высшие учебные заведения, многие выбирали офицерские училища.
— После распада СССР у детей в школах понизилась дисциплина. Ей как понятию стали уделять меньше внимания. У нас в училище, если курсант не отвечал, за него заставляли отвечать его младшего командира. Мне приходилось отвечать за своих курсантов в таких ситуациях. В результате я научился поддерживать дисциплину среди учеников и мотивировать их учиться лучше. При этом каждый учебный курс всегда заканчивался опросом по пройденному материалу и экзаменом. Благодаря такой системе, если и случались отчисления, то не из-за неуспеваемости — здесь все было в порядке, — рассказывает Андрей Григорьевич.
По его мнению, чтобы поддерживать дисциплину в классе, необходимо терпение и доверительные отношения с учениками.
— Я никогда не оскорблял своих учеников, поскольку, в первую очередь, нужно всегда оставаться человеком. Каждый имеет право на ошибку, и твоя задача как учителя — не только показать, в чем она заключается, но еще и постараться разобраться в причинах, чтобы избежать повторения. Главное — терпение. Очень важно иметь хороший контакт со своими учениками.
В современных условиях эта задача осложняется тем, что сама система обучения стала сложнее, а школьная программа — насыщеннее. У педагогов стало объективно меньше времени и возможностей для психологической и социальной работы в классе. Многим детям приходится дополнительно заниматься с репетиторами, так как некоторые вещи родители уже не могут им объяснить самостоятельно.
— Помимо этого, образование потеряло одну очень важную составляющую — труд в коллективе, детские, юношеские и молодежные организации, которые помогали решать многие задачи,
— отмечает ветеран Андрей Ольшанский. — Работа пионерских и комсомольских объединений помогала развивать организаторские способности, лидерские качества, способность принимать решения и брать на себя ответственность. Всевозможные газеты и стенгазеты, кружки, хобби-клубы — сейчас все это тоже есть, но упущен главный момент: самоуправление и вовлеченность всего коллектива — больной вопрос, с которым приходится сталкиваться каждому учителю.
Возможно, сегодня это действительно именно то, что стоит вернуть в систему образования, как, например, старается воспитать в молодежи чувство памяти и уважения благотворительный фонд «Память поколений», создав фотопроект «Герои России, какими их не видел никто» — естественно, с учетом современных реалий.
Фото: VOSTOCK