Опубликовано 29 апреля 2021, 09:30
5 мин.

Когда игра помогает ребенку стать умнее, а когда нет

И как использовать ее, чтобы дети лучше учились.
Когда игра помогает ребенку стать умнее, а когда нет

© Depositphotos

Эдьютейнмент (англ. Edutainment = education + entertainment) — неологизм, получившийся при слиянии двух сфер: образования и развлечения. Впервые он был использован Робертом Хэйманом в 1973 году в рамках создания документалок для Национального географического общества (National Geographic Society, да-да, тот самый канал с эмблемой в виде желтого прямоугольника).

Идея казалась крайне привлекательной: совместить приятное с полезным! Вместо того чтобы заставлять детей ходить в школу и делать уроки, можно включить развлекательную программу, и знание без труда будет доставлено прямиком в мозг юного ученика.

Но все ли так просто? Может ли игровые образовательные шоу заменить полноценное образование и уместно ли использовать эдьютеймент в обучении подростков? В этих вопросах «Летидору» помогла разобраться Таня Медведева, эксперт STEAM-образования, автор научно-популярных книг для детей (@tania_medvedeva_science).

Таня Медведева, эксперт STEAM-образования, автор научно-популярных книг для детей

Таня Медведева, эксперт STEAM-образования, автор научно-популярных книг для детей

Каким бывает эдьютейнмент

Эдьютейнмент — это в первую очередь про развлечение, однако контент подбирается таким образом, чтобы донести до аудитории что-то полезное.

Наверняка вы слышали про «Улицу Сезам» (Sesame Street) — это классический пример передачи в духе эдьютейнмента. Или, скажем, Bill Nye the Science Guy — научное шоу производства Walt Disney (они напрямую связаны с Nat Geo).

Рассказывая, например, о Солнечной системе, ведущий шоу пытается воссоздать ее модель на футбольном поле, забавно смешивая научные и спортивные термины. Здесь главное от теории перейти к действию!

Когда игра помогает ребенку стать умнее, а когда нет

© Кадр из шоу «Улицу Сезам»

Упоминая Солнечную систему в своей книге «Наука для детей. Как издать научный журнал, если ты Енот», я предлагаю детям самостоятельно создать модель, а также изучить принцип работы гравитации при помощи банки с вареньем! А еще предлагаю порассуждать о том, светят ли звезды на самом деле и как из обломков звезд можно собрать Панамский канал у себя дома.

Конечно, в 70-80-е годы эдьютейнмент стал настоящим прорывом: дети и взрослые начали все больше интересоваться наукой.

Отчасти благодаря новому подходу важность научно-популярных шоу и литературы сейчас неоспорима.

Авторы научно-популярных книг все больше предлагают погрузиться читателям в игру: делятся подробными инструкциями, как провести тот или иной эксперимент, как организовать дома познавательный квест с путешествием по разным локациям и перевоплощением в ученых, журналистов, фотографов.

Также широко используются QR-коды, ведущие к видео экспериментов, которые команда издательства снимает специально под книгу. Такое смешение разных видов медиа — прекрасный пример интеграции эдьютейнмента в книжной сфере.

Помимо нон-фикшн книг, есть много сайтов, приложений, видеоканалов, которые позволяют ребенку учиться через игру.

Возьмите хотя бы чудесное приложение Khan Academy Kids или всем известную «Дашу-путешественницу» (Dora the Explorer), Google Earth или Google Arts & Culture, Curious World или Майнкрафт.

Однако главная цель такого контента — привлечь внимание, вызвать первоначальный интерес, заинтриговать зрителя.

Когда игра помогает ребенку стать умнее, а когда нет

© Кадр из мультфильма «Даша-путешественница»

О противоречивости эдьютейнмента и геймификации, или Почему игра не всегда уместна

И не стоит путать такие образовательные шоу с полноценным образованием.

Говоря об эдьютейнменте, важно упомянуть схожий термин — геймификацию, или игровое обучение (отличается от первого тем, что обучение не превращается в игру, но использует лишь ее элементы: рейтинги, система поощрений очками и т.д.).

Немало дебатов ведется вокруг игрового обучения в профессиональной среде. С одной стороны, элементы игры включаются в образовательный процесс интуитивно, с другой — нет единых инструментов, правил и рекомендаций. То есть дети (в некоторых исследованиях более 95% опрошенных) геймификацию любят, но большинство учителей попросту не знают, как применять эти новые технологии. Это не входит в сферу их компетенций, а урок превращается в скучный монотонный нарратив.

Существует даже такая специальность — педагогический дизайнер (Instructional Designer). Это эксперт по созданию образовательных программ, которые учитывают особенности психологии, то, как формируются знания и убеждения, а также используют современных технологии. То, что называется blended learning — смешанное обучение.

Отрадно, что в России появляется все больше грамотных экспертов в этой сфере, а учебные программы и курсы становятся все более продуманными и качественными.

Кстати, именно педагогические дизайнеры увидели на примере опыта создания конкретных курсов, что геймификация — не всегда хорошо.

Когда игра помогает ребенку стать умнее, а когда нет

© Depositphotos

Ведь внедрение элементов игры — крайне дорогостоящий и часто длительный процесс. Зачастую информацию можно и нужно усваивать напрямую. Плюс всегда есть опасность «заиграться» в геймификацию, впасть в зависимость от клипового мышления (особенность восприятия информации только в виде коротких фрагментов, потеря концентрации при работе с длинными текстами или видео. На этом принципе основан, например, TikTok). Ведь большая часть информации доступна в необработанном виде, и человеку, выросшему на образовательных играх, может быть сложно прочитать длинную «скучную» статью, книгу или научный труд.

С этим я сталкиваюсь и в книжной среде: нужно донести научную информацию, не потеряв при этом интерес ребенка. Один из игровых моментов, которые я всегда продумываю, включает создание эффектных научных иллюстраций.

Работая с издательством Альпина и иллюстратором Лизой Зоровой над проектом «Наука для детей», я писала подробное техническое задание, рисовала черновики научных схем и картинок, ведь художник книги не может разбираться во всех тонкостях научной иллюстрации.

Этот же прием я использую и в остальных своих книжных проектах для российских и европейских издательств.

Элементы эдьютейнмента доступны ученикам любого возраста: и малышам, и подросткам, и взрослым. Взять хотя бы различные приложения для изучения иностранных языков — Lingualeo, Busuu или Duolingo. Все они основаны на методе интервального повторения: новое слово или фраза встречаются (условно) каждую минуту в течение урока, затем каждые пять минут, полчаса и так далее все реже и реже, пока не закрепятся в нашей памяти.

Для новичков этот метод, а также красочные приложения и захватывающие игровые техники становятся прекрасным способом начать изучать язык.

Однако нужно понимать, что волшебных таблеток не существует. На уровнях выше среднего приложение уже не так эффективно, и, возможно, стоит отдать предпочтение другим, более классическим формам обучения.

Фото: Depositphotos

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!