Геймификация, «класс без бумаги» и еще 4 метода обучения, которых не было в советской школе
© Shutterstock/VOSTOCK
Традиционная модель «учитель говорит — ученик слушает» уже себя изжила. И дело не только в том, что появился простор для учительского творчества — педагоги показывают презентации, видео, дают онлайн-уроки, но и в том, что современным детям не идет на пользу пассивное слушание.
Нынешние школьники плохо воспринимают информацию в режиме лекции. Для лучшего усвоения ими материала в течение урока лучше менять виды деятельности, чтобы ученики могли и слушать, и читать, и говорить.
Педагогика не может стоять на месте, и появляются новые методы, которые уже доказали свою эффективность в школах.
Проектный метод
Старые добрые индивидуальные проекты на бумаге уходят в прошлое, уступают место творческим коллаборациям учеников для освоения новых тем. Правда, для использования этого метода на полную катушку нужно изменить учебную систему.
Проектный метод подразумевает отмену разделения обучения на предметы: для освоения всех дисциплин разом учителя с ребятами проводят исследования в той или иной области. Например, осваивая биологические термины, они работают в саду, а изучая экосистему, вместе готовят научный материал, скажем, про местный пруд.
Разработчик этого метода — Кен Робинсон, педагог с более чем 40-летним стажем, — предлагает устранить барьеры между школой и реальной жизнью и изучать научные факты не в теории, а на практике.
Интересно, что в США 70% подопечных учителей, использовавших этот метод, поступают в высшие учебные заведения.
Также этот метод применяют вместе с сингапурским методом, где дети делятся на группы и каждому дают высказать свою точку зрения:
— По окружающему миру много проектов, и мы их делаем в конце урока, — объясняет педагог начальных классов школы №1368 Светлана Гаврилова. — Например, по теме «природные зоны» строим урок так: на стенах кабинета я пишу названия природных зон «Арктика», «Зона лесов», «Субтропики», «Пустыня»… Дети получают карточки с растениями или животными, подходят к той зоне, к которой относится слово с карточки. Затем ребята получают карточки с названием климата и делятся по группам — каждая отвечает за свою зону. На ватмане они прикрепляют карточки с животными и растениями и защищают свой проект, рассказывая о природной зоне.
Метод «перевернутого класса»
Один из популярных в современной школе методов — «перевернутый класс».
Казалось бы, такое решение лежит на поверхности: учитель задает детям новый материал в качестве домашнего задания, а потом в классе педагог и ребята вместе разбирают непонятные моменты. Метод хорошо зарекомендовал себя с учениками младших классов.
Обычно дети в качестве подготовки к уроку просматривают обучающие минивидео, а с учителем обсуждают практические задания: решают задачи, выполняют упражнения.
Учитель получает больше возможностей как для индивидуальной работы, так и для работы в малых группах, а ученики легче усваивают материал и чувствуют себя более успешными, осваивая программу дома.
Для того чтобы овладеть этой практикой, педагоги-предметники даже ходят на занятия. Так, в школе №2065 на мастер-классе «Перевёрнутый урок в библиотеке МЭШ» (Московской электронной школы) учителя физики, химии, информатики испытали, что называется, на себе эффективность методики, узнали принцип работы «перевернутого класса» при помощи интерактивных технологий и планируют применять методику на уроках.
Метод «клубных часов»
— «Перевернутый класс» прекрасно подходит для начальной школы, а для дошкольников мы используем метод «клубных часов», — отмечает заместитель директора школы №2117 Ксения Шлямова.
Занятия в форме «клубного часа» — это тематические уроки, они проходят примерно раз в две недели по два часа.
Для дошколят выбирается одна тема, например «Космос». Воспитатели организуют несколько тематических площадок, на которых дети могут применить свои таланты. Они сами делают выбор, куда им пойти. Так, дошколята могут спроектировать космический корабль, слепить ракету из пластилина или бисера.
За «клубный час» малыши успевают посетить несколько мастер-классов, а в конце все собираются в актовом зале и происходит рефлексия — что-то наподобие «открытого микрофона» для детей.
— Одна из площадок всегда посвящена теме «знакомство с профессиями». Интересно наблюдать, как кто-то из детей каждый раз «меняет профессию» — сегодня он решил стать ветеринаром, через две недели — инженером, потом сотрудником МЧС… Есть дети, которые, наоборот, стабильно выбирают одну и ту же мастерскую, — рассказывает Ксения Шлямова.
Такая технология помогает детям подойти к понятию профориентации и, главное, научиться выбору, правилам поведения, общению с людьми — ведь, выбирая площадку для «клубного часа», ребенок занимается с детьми из разных групп и с неизвестными ему воспитателями.
Главная идея этой методики — социализация и повышение коммуникативных навыков дошколенка.
В школе №2117 провели «клубные часы» День кукол, Букварь, Прощание с Азбукой в целой параллели первых классов. Дети были в восторге!
«Класс без бумаги»
Еще один популярный метод. В его основе лежит использование гаджетов вместо традиционных письменных принадлежностей.
Целый год класс учительницы Керри Галлахер в качестве эксперимента пользовался вместо тетрадей и ручек смартфонами, планшетами и ноутбуками. Учительница, внедряя метод, подобрала для учеников приложения для iOS и Android — Evernote и Skitch, облачное хранилище Google Drive, приложения для работы с мультимедиа Animoto, Educreations, ChatterPix и Videolicious.
По результатам каждого учебного дня ребята делали публикацию на сервисах Blogger или WordPress.
Этот метод подходит для тех, кто уделяет внимание экологии, ведь отсутствие кип исписанных бумаг спасут не одно дерево!
«Класс без бумаги» пока активно не используют в российских школах, хотя детям дают задания сделать проект в онлайн-сервисах Google Docs и домашние задания в онлайн-учебниках, ведь в столичных учебных заведениях есть для этого все условия — система МЭШ («Московская электронная школа»). Она направлена на создание в школе высокотехнологичной образовательной среды, дает возможность продуктивно работать с интерактивными досками, ученическими планшетами, электронными журналами и дневниками. Для МЭШ любой педагог может разработать свой индивидуальные сценарий урока.
— Использование МЭШ возможно на любых этапах урока, как для проверки домашнего задания, так и для объяснения нового материала, закрепления, выполнения контрольных работ, — рассказывает Вадим Анипко, учитель биологии школы № 2120. — МЭШ дает много возможностей для выполнения лабораторных и практических заданий. Для меня как для биолога это ценно. При нехватке оборудования можно сделать видео рабочего эксперимента, включив как теоретическое обоснование, так и вопросы по эксперименту. Так, для изучения химического состава клетки педагоги-биологи провели эксперименты, так как на уроке выполнять это долго. Мы записали видео по обнаружению белков, жиров и углеводов, нуклеопротеидов, нуклеиновых кислот и показали в классе.
Геймификация образования
Другой метод, отлично стимулирующий детей учиться, — геймификация образования.
Объединение обучения и игр лучше всего заинтересовывает детей, а если еще прибавить компьютеры и гаджеты, то метод обречен на успех! Особенно это актуально для старшеклассников.
Геймификация — это использование игровых механик и элементов в неигровых ситуациях.
Например, в играх обучение на ошибках — это принцип, который не принижает игрока, а помогает ему достичь успехов.
В игре дети понимают, что ничего плохого в неудаче нет: мы проигрываем и подыскиваем новое решение, чтобы одержать победу в следующий раз.
Ученик, даже сдавший контрольную на «5», не испытывает такого удовлетворения, как от прохождения сложного уровня в любимой игре. Из этого следует, что процесс обучения на собственных ошибках позволяет ученикам испытывать воодушевление и желание двигаться вперед.
Чему еще могут научить педагога игры? Какие методы можно использовать при работе с детьми?
— Уровни — расширение и открытие доступа к контенту. Чем больше ученик знает, тем больше он имеет возможность узнать.
— Очки — цифровое обозначение значимости чьей-то работы.
— Достижение — получение общественного признания за завершение работы.
— Совместная работа — нужно действовать сообща, чтобы достигать глобальных целей.
— Бонусы — неожиданные вознаграждения за труды.
— Открытия — открытие новых фрагментов знаний при исследовании доступных источников.
— Обратный отсчет — выполнение заданий за отведенный промежуток времени.
— Предотвращение потерь — новая игра, чтобы предотвратить потерю результатов старой. Новый взгляд на пословицу «Повторение — мать учения».
Существует множество экспериментов, доказывающих, что элементы игр в обучении полезны. Так, например, Ли Шелдон в книге «Многопользовательский класс» рассказал о том, как провел в одном учебном заведении авторский курс по образу и подобию многопользовательской игры. Успеваемость учеников по этому курсу была чрезвычайно высока.
Преподаватель добавил в обучение такие элементы, как балльная система, отметка в начале семестра — ноль баллов и определенное количество баллов за каждое задание.
Все ученики знали, что имеют равные условия со всеми остальными и что к хорошей оценке может привести только один путь. При этом ошибаться можно сколько угодно, а правильная версия ведет к увеличению баллов и, как следствие, к успеху. Этому сопутствует повышенная концентрация на учебе и уменьшение количества ошибок.
Метод выездных уроков
Уроки-экскурсии нужны для того, чтобы дети узнали новое и увидели все своими глазами.
Так, в школе №2065 уроки проходят не только в классе, но в торговом центре и в суде. Во время практического занятия школьники побывали в Солнцевском районном суде, познакомились с работой юристов и судей. Ребятам показали, как проходят гражданские и уголовные процессы, дали возможность задать специалистам вопросы.
Еще один необычный урок школьники провели в фойе здания образовательного учреждения, где они изучали углы, плоскости, прямые — словом, стереометрию. А ОБЖ у ребят из школы №2065 прошел в торговом центре.
Им объяснили, как действовать в чрезвычайных ситуациях: не паниковать, помогать маленьким, искать аварийные выходы.
В этом же соседнем от школы ТЦ проходят уроки по основам предпринимательства, школьники узнают об экономике и потребительской грамотности, а на уроках биологии — про пользу тех или иных продуктов.
Занятия по окружающему миру, проведенные на агропредприятии, тоже не прошли для школьников даром: они видели роботов, сажающих рассаду, опыляющие растения шмелей. Младшеклассники собрали конструкции для полива и даже приготовили весенний салат из зелени.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK