И как использовать ее, чтобы дети лучше учились. Эдьютейнмент (англ. Edutainment = education + entertainment) — неологизм, получившийся при слиянии двух сфер: образования и развлечения. Впервые он был использован Робертом Хэйманом в 1973 году в рамках создания документалок для Национального географического общества (National Geographic Society, да-да, тот самый канал с эмблемой в виде желтого прямоугольника). Идея казалась крайне привлекательной: совместить приятное с полезным! Вместо того чтобы заставлять детей ходить в школу и делать уроки, можно включить развлекательную программу, и знание без труда будет доставлено прямиком в мозг юного ученика. Но все ли так просто? Может ли игровые образовательные шоу заменить полноценное образование и уместно ли использовать эдьютеймент в обучении подростков? В этих вопросах «Летидору» помогла разобраться Таня Медведева, эксперт STEAM-образования, автор научно-популярных книг для детей (@tania_medvedeva_science).Каким бывает эдьютейнмент Эдьютейнмент — это в первую очередь про развлечение, однако контент подбирается таким образом, чтобы донести до аудитории что-то полезное. Наверняка вы слышали про «Улицу Сезам» (Sesame Street) — это классический пример передачи в духе эдьютейнмента. Или, скажем, Bill Nye the Science Guy — научное шоу производства Walt Disney (они напрямую связаны с Nat Geo). Рассказывая, например, о Солнечной системе, ведущий шоу пытается воссоздать ее модель на футбольном поле, забавно смешивая научные и спортивные термины. Здесь главное от теории перейти к действию!Упоминая Солнечную систему в своей книге «Наука для детей. Как издать научный журнал, если ты Енот», я предлагаю детям самостоятельно создать модель, а также изучить принцип работы гравитации при помощи банки с вареньем! А еще предлагаю порассуждать о том, светят ли звезды на самом деле и как из обломков звезд можно собрать Панамский канал у себя дома. Конечно, в 70-80-е годы эдьютейнмент стал настоящим прорывом: дети и взрослые начали все больше интересоваться наукой.Авторы научно-популярных книг все больше предлагают погрузиться читателям в игру: делятся подробными инструкциями, как провести тот или иной эксперимент, как организовать дома познавательный квест с путешествием по разным локациям и перевоплощением в ученых, журналистов, фотографов. Также широко используются QR-коды, ведущие к видео экспериментов, которые команда издательства снимает специально под книгу. Такое смешение разных видов медиа — прекрасный пример интеграции эдьютейнмента в книжной сфере. Помимо нон-фикшн книг, есть много сайтов, приложений, видеоканалов, которые позволяют ребенку учиться через игру. Возьмите хотя бы чудесное приложение Khan Academy Kids или всем известную «Дашу-путешественницу» (Dora the Explorer), Google Earth или Google Arts & Culture, Curious World или Майнкрафт. Однако главная цель такого контента — привлечь внимание, вызвать первоначальный интерес, заинтриговать зрителя.О противоречивости эдьютейнмента и геймификации, или Почему игра не всегда уместна И не стоит путать такие образовательные шоу с полноценным образованием.Говоря об эдьютейнменте, важно упомянуть схожий термин — геймификацию, или игровое обучение (отличается от первого тем, что обучение не превращается в игру, но использует лишь ее элементы: рейтинги, система поощрений очками и т.д.). Немало дебатов ведется вокруг игрового обучения в профессиональной среде. С одной стороны, элементы игры включаются в образовательный процесс интуитивно, с другой — нет единых инструментов, правил и рекомендаций. То есть дети (в некоторых исследованиях более 95% опрошенных) геймификацию любят, но большинство учителей попросту не знают, как применять эти новые технологии. Это не входит в сферу их компетенций, а урок превращается в скучный монотонный нарратив. Существует даже такая специальность — педагогический дизайнер (Instructional Designer). Это эксперт по созданию образовательных программ, которые учитывают особенности психологии, то, как формируются знания и убеждения, а также используют современных технологии. То, что называется blended learning — смешанное обучение. Отрадно, что в России появляется все больше грамотных экспертов в этой сфере, а учебные программы и курсы становятся все более продуманными и качественными.Ведь внедрение элементов игры — крайне дорогостоящий и часто длительный процесс. Зачастую информацию можно и нужно усваивать напрямую. Плюс всегда есть опасность «заиграться» в геймификацию, впасть в зависимость от клипового мышления (особенность восприятия информации только в виде коротких фрагментов, потеря концентрации при работе с длинными текстами или видео. На этом принципе основан, например, TikTok). Ведь большая часть информации доступна в необработанном виде, и человеку, выросшему на образовательных играх, может быть сложно прочитать длинную «скучную» статью, книгу или научный труд. С этим я сталкиваюсь и в книжной среде: нужно донести научную информацию, не потеряв при этом интерес ребенка. Один из игровых моментов, которые я всегда продумываю, включает создание эффектных научных иллюстраций. Работая с издательством Альпина и иллюстратором Лизой Зоровой над проектом «Наука для детей», я писала подробное техническое задание, рисовала черновики научных схем и картинок, ведь художник книги не может разбираться во всех тонкостях научной иллюстрации. Этот же прием я использую и в остальных своих книжных проектах для российских и европейских издательств.Элементы эдьютейнмента доступны ученикам любого возраста: и малышам, и подросткам, и взрослым. Взять хотя бы различные приложения для изучения иностранных языков — Lingualeo, Busuu или Duolingo. Все они основаны на методе интервального повторения: новое слово или фраза встречаются (условно) каждую минуту в течение урока, затем каждые пять минут, полчаса и так далее все реже и реже, пока не закрепятся в нашей памяти.Однако нужно понимать, что волшебных таблеток не существует. На уровнях выше среднего приложение уже не так эффективно, и, возможно, стоит отдать предпочтение другим, более классическим формам обучения. Фото: Depositphotos О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!