Иоганн Песталоцци: «Развитый ребёнок – тот, кто умеет анализировать и использовать свои знания в жизни»
Иоганн Генрих Песталоцци – швейцарский педагог-гуманист, который внёс значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, нравственных, физических — и назвал свою теорию природосообразной.
Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, когда ребёнок наблюдает за миром и размышляет над наблюдениями под руководством учителя.
Он был противником теорий формального и материального образования, которые в его время были ведущими. Формальное образование ставило на первый план развитие у детей памяти, внимания, восприятия и прочих психологических функций; материальное — напротив — считало своей задачей обеспечить детей знаниями. И лишь теория природосообразности Песталоцци соединила в себе оба взгляда на воспитание и доказала, что они являются взаимодополняющими и неразрывными.
Природосообразное образование Песталоцци основано на том, что, изучая природу ребёнка, взрослые помогают раскрыть в нём таланты, которые заложены от рождения:
«Самое существенное в методе состоит в том, что он пробуждает в ребёнке сокровеннейшие задатки, какие только у него имеются».
Иными словами, нет смысла учить всех всему. Стоит каждого учить тому, к чему у него есть склонность, открыть и развивать его дар.
«Природосообразное образование осуществляется без вталкивания в ребёнка знаний извне, не находящихся во внутреннем соответствии с достигнутым ребёнком уровнем развития. В этом случае сущность приобретаемого образования проистекает из внутреннего оживления задатков и сил, заложенных в самих детях».
Нам полезно помнить, что ребёнок занимается самовоспитанием, выхватывая из огромного мира то, что ему интересно и нужно. Наша задача – заметить это и развивать: «Не торопись навязывать знания ребёнку. Пускай истинный мир, явления и предметы, сложные или такие, которые могут обернуться к ребёнку разными сторонами, проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему».
Песталоцци одним из первых заметил, что в людях заложена определённая скорость обучения.
И у всех она разная: «Заставляют ребёнка читать, прежде чем он умеет говорить; хотят учить его говорить посредством книг, отвлекают его искусственно и насильно от наблюдения – этой природной основы речи, и самым неестественным образом делают мёртвую букву исходным пунктом познания вещей».
Песталоцци предупреждал: «Природа и правильное воспитание требуют созревания», отсюда наша задача – внимательно наблюдать за ребёнком, понимать, какая скорость развития для него комфортна, и следовать ей.
«Моей самой существенной точкой зрения является следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно является единственной основой человеческого познания».
Вместе с тем, Песталоцци предостерегал родителей: «Всё, всё, что ты когда-либо беззаботно поручаешь внешней, слепой природе, всё погибает».
Получается, наша задача – не просто следовать за природой, а развивать то, что заложено в ребёнке.
Мы можем предоставить для этого разные возможности: найти центр развития, секции, кружки, где ребёнок сможет заниматься тем, что ему интересно и, главное, нравится делать.
Одним из ключевых показателей развития человека Песталоцци считал способность человека изъясняться. Он писал, что язык – это то, что отражает опыт наблюдений. Знать язык – значит, понимать смыслы слов: «Наблюдение в единстве с языком воспитывает полного сил и пригодного к жизни человека, который чувствует себя одинаково подготовленным ко всем условиям жизни и всюду ощущает своё превосходство над человеком, получившим чисто словесное воспитание. Полнота наблюдения придаёт его языку силу, а полнота языка выражает его наблюдения с такой силой, с какой они живут в нём самом».
«Все три способности: способность наблюдать, способность речи и мыслительная способность, должны быть признаваемы составными частями всех средств для развития умственной способности».
Проще говоря, схема обучения по Песталоцци выглядит так: наблюдение – размышление – вывод.
«Ребёнок хочет всего, что охотно делает. Он хочет всего, что вызывает в нём большие ожидания. Он хочет всего, что возбуждает в нём силы, что заставляет его сказать: «Я могу это сделать!».
«Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и неловкости и стать развитой силой, которая в неразвитом виде находится в нас лишь как зародыш силы, а не как сама сила».
Другими словами, ребёнок стремится к тому, чтобы его способности развивали.
Развитый ребёнок – не тот, кто знает всё обо всём, а тот, кто умеет анализировать и использовать свои знания в жизни.
Метод Песталоцци называют природосоответствующим, потому что он делает человека соответствующим его природе.
Фото: Shutterstock.com