Готов ли первоклассник к школе: 7 вопросов для родителей
Ответьте на них и узнаете, какие навыки вашего ребенка нуждаются в прокачке© Freepik.com
О чем должны себя спросить родители первоклашек, чтобы убедиться в том, что их дети готовы к школе? Об этом мы попросили рассказать победителей Международного конкурса имени Льва Выготского – Екатерину Русанову, замдиректора по воспитательной работе МБОУ «Лингвистический лицей №22» (Ижевск), и Викторию Баранскую, методиста, учителя высшей квалификационной категории ОАНО «Образовательного комплекса школа-сад “Наша Школа”», Новосибирск.
Конкурс Выготского – инициатива Рыбаков Фонда, который развивает образование, ориентированное на интересы семьи. Одна из разработок фонда – онлайн-тест «Готова ли ваша семья к школе».
Вопрос № 1. Насколько самостоятелен мой ребенок?
На самом деле это вопрос ко взрослому: насколько я сам даю ребенку быть самостоятельным? А в школе от детей требуется уже гораздо больше самостоятельности: переодеться, переобуться, найти кабинет, найти нужные вещи в портфеле, пойти на обед, собраться на прогулку, записать задание в дневник, собрать вещи.
Уже сейчас старайтесь как можно больше делать не вместо ребенка, а вместе с ним.
Детализируйте задачу и обязательно проговаривайте каждый шаг. Например, вы собираетесь на прогулку. Какие есть варианты? Можно молча одеть ребенка самому, можно сказать: «Иди одевайся». Но гораздо эффективнее будет вести диалог: «Смотри, сегодня холоднее, чем вчера. Как ты думаешь, что нужно надеть? Ветровку или джемпер? Шерстяной или хлопчатобумажный? Открой шкаф и найди, где у тебя шерстяной джемпер. Посмотри в окно, есть ли тучки? Может быть, возьмем зонт?».
Со временем ребенок поймет алгоритм: что надо сделать, какие решения принять, чтобы собраться на прогулку. И будет пробовать применять этот алгоритм к другим действиям, например к сбору рюкзака.
Вопрос № 2. Готов ли мой ребенок учиться с утра?
Утро в течение учебного года – стрессовое время и для ребенка, и для родителей. Большинство детей бредут в школу понурые, вялые: поднять-то их подняли, а разбудить забыли.
Первые два урока для них точно выпадут.
Чтобы такого не происходило, родителям стоит выработать систему приятных утренних ритуалов. Например, разбудите ребенка за пять минут до того, как надо вставать, включите любимую музыку. Сядьте рядом, спокойно поговорите и настройте на этот день: «Смотри, какие у нас планы, сколько нового ты узнаешь».
Для ребенка семейные ритуалы очень важны – это стабильность, уверенность.
Начните прямо сейчас! Плавно переходите на тот режим сна и питания, который будет ждать ребенка во время учебы: ложиться, вставать, есть в одно и то же время, свести к минимуму перекусы между приемами пищи.
Вопрос № 3. Может ли ребенок рассказать мне, что было в мое отсутствие?
Переход в школу – это время, когда ребенку особенно нужно ваше внимание и поддержка. А для вас – возможность укрепить доверительные отношения с ним. Но часто родители в ответ на вопрос «Как дела в школе?» слышат лишь короткое «Нормально» и все.
Ребенок будет отвечать, когда почувствует живой интерес. Как этого достичь? Тут уже следует готовиться не только ребенку, но и вам.
Ведь вам нужно будет мысленно прожить весь день ребенка в школе. Чтобы лучше все представить, заранее поговорите с учителем: чем занимаются дети на уроках, чему их учат, как организована школьная жизнь.
Тогда вы сможете задать уже другие вопросы. Например, «С кем ты сидишь за партой?», «Знаешь имена тех, кто сидит рядом?», «Что вы делали на уроке математики?», «А на переменах?», «О чем ты спрашивал учителя?», «А что спрашивали другие?»
Начать «тренироваться» в таком диалоге стоит уже сейчас.
Если ребенок в лагере, у бабушки или просто играет с детьми на детской площадке – у вас есть масса поводов задать предельно точные вопросы.
Вопрос № 4. Умеет ли ребенок преодолевать трудности и просить помощи?
В первом классе начинается переход от игровой деятельности к учебной, цель которой – сформировать познавательные способности. И тут могут возникнуть сложности.
В учебе ребенок каждый день будет сталкиваться с чем-то непонятным. Очень важно, как он реагирует на такие ситуации. Многие ребята сразу пасуют: «Я не знаю, как это делать».
Самое важное – подстегнуть работу ребенка с чем-то неизвестным.
Не объяснить, как сделать, а запустить самостоятельный поиск решений.
Каким образом? Спросите себя: а у ребенка уже был опыт, когда что-то не получалось, – или он всегда имел дело только с готовыми ответами? Например, ребенок говорит: «Я хочу пить», – и вы наливаете воды. А что, если помочь ребенку понять, что именно мешает ему удовлетворить свою потребность, и переформулировать запрос так: «Я не могу дотянуться до стакана – достань, пожалуйста, и я сам налью себе воды».
Умение распознавать препятствия на пути к решению поможет ребенку не пасовать перед непонятным, а правильно формулировать запрос и обращаться за помощью. В школе он уже не скажет учителю: «Я не могу решить задачу, потому что ничего не понял». Он скажет: «Я не понимаю, что значит это слово в задании». Такой подход поможет ребенку не просто решать конкретную задачу, но и понять, как он организовал свое мышление, свою деятельность, чтобы прийти к этому решению. И можно ли тем же способом решить другие задачи. Это запускает познавательную активность, интерес ребенка пробовать, искать новые решения.
Вопрос № 5. Умеет ли ребенок общаться с другими людьми?
В повседневной жизни можно легко и безопасно для ребенка создавать такие ситуации, где он начнет общаться с другими – и с ровесниками, и со взрослыми.
Например, спросит у мамы друга на детской площадке, который час. Или вы пришли вместе в магазин: попросите ребенка узнать у продавца, где находится отдел с крупами.
Доверьте ему самому рассчитаться на кассе, пока вы будете стоять рядом.
Чтобы развить навык коммуникации, очень важен пример взрослого. Когда ребенок видит, как его родитель обращается с вопросом или просьбой к учителю, продавцу, соседям или родителям на детской площадке, ему легче поступать так же.
Вопрос № 6. Понимает ли ребенок свою физиологию?
Порой дети стесняются попросить выйти в туалет с урока или думают, что они потерпят до перемены, но переоценивают свои возможности.
Когда ребенку хочется в туалет и он говорит вам об этом, попросите его описать свои ощущения: как он это понял?
Пусть ребенок знает: если у него возникнут такие же ощущения на уроке, совершенно нормально и не стыдно поднять руку и выйти в туалет.
Еще одна проблема – ухудшение зрения. В первом классе резко возрастает нагрузка на глаза. Если в подготовительной группе детского сада почти никого нет в очках, то ко второму классу часто уже процентов 30 детей вынуждены их носить.
Объясните ребенку, как работает глаз, что есть мышцы, с помощью которых мы можем смотреть близко и далеко, и как их тренировать.
Разучите с первоклашкой простую зрительную гимнастику и делайте в течение дня вместе с ним.
А когда ребенок пойдет в школу – предложите делать ее на переменах самостоятельно.
Вопрос № 7. Принимает ли ребенок особенности других детей?
В школе детей уже больше, чем в садике. И они все разные.
Кто-то левша, кто-то картавит, у кого-то рыжие волосы, кто-то носит очки, кто-то очень высокий или полненький, быстро считает, медленно бегает, не умеет завязывать шнурки.
Расскажите ребенку, что каждый человек – особенный, а когда мы все разные – это здорово и интересно.
И совсем не важен цвет волос одноклассника, вместе с которым ты можешь решить трудную задачу или подурачиться на перемене.
Найдите примеры знаменитых людей, которые показывают: с любыми особенностями можно достичь успеха и каждый человек важен.
Фото: Depositphotos, Freepik.com