Цифровые дети: как клиповое мышление влияет на развитие ребенка
© Freepik.com
Новые форматы – короткие и динамичные видео, яркие картинки, дополненные стикерами – меняют наши привычки усваивать информацию.
Поверхностное восприятие информации, невозможность держать фокус внимания и долго сосредотачиваться на одном и том же – так проявляется клиповость мышления у детей. В некоторых случаях речь может идти даже о препятствии для развития ребенка.
Но не все так однозначно.
О преимуществах и недостатках клипового мышления, а также о том, как можно минимизировать его негативные последствия, «Летидору» рассказала главный методист по английскому языку онлайн-школы для занятий с репетиторами Учи.Дома @uchi.doma Мария Аникина.
Минусы клипового мышления
• Ребенок хуже концентрирует свое внимание
Среди негативных последствий клипового мышления можно выделить снижение концентрации внимания. Один из ярких примеров – лента социальных сетей.
Постоянный просмотр ленты формирует у ребенка привычку не замечать то, что ему не интересно, быстро концентрироваться на одном, а потом также быстро забывать об этом.
И если у детей старшего возраста подобный навык можно назвать многозадачностью, то у детей начальных классов клиповое мышление способно вызывать проблемы с концентрацией внимания – вплоть до того, что ученику сложно воспринимать информацию от учителя на протяжении всего урока.
Ученики могут отвлекаться, перескакивать с мысли на мысль, плохо запоминать предмет.
• Ребенка становится зависимым
При активном использовании гаджетов у ребенка может возникнуть желание постоянно присутствовать в информационном поле, каждые пять минут проверять обновления, игнорируя важные дела, читать оповещения.
То есть ребенок попадает в своего рода зависимость.
Так происходит в том числе потому, что регулярная проверка обновлений и условное «решение» небольших задач (например, ответ на сообщение) вызывают в организме всплеск гормона дофамина, который отвечает за систему вознаграждения головного мозга.
Многие специалисты отмечают, что гаджеты являются источником «дешевого» и некачественного дофамина, к которому легко привыкнуть.
• Ребенка хуже усваивает знания
Клиповое мышление мешает ребенку усваивать знания. Особенно, если речь идет о классических форматах обучения: объемных текстах в учебниках, длинных списках правил.
Кроме того, заучивание большого количества материалов требует дисциплины и усидчивости, чего также может не доставать детям со сниженной концентрацией внимания.
Плюсы клипового мышления
• Ребенок умеет решать несколько задач одновременно
Высокая скорость потребления информации формирует у ребенка умение делать несколько дел одновременно, при этом без ущерба качеству. Взрослым, которые выросли без гаджетов и социальных сетей, порой сложно работать в подобных условиях в отличие от молодого поколения.
Многозадачность позволяет детям легко переключаться с одной задачи на другую, не теряя из виду детали каждой из них.
Главное, грамотно сформировать данный навык и правильно его использовать в процессе обучения.
• Ребенок быстрее реагирует
Вместе с клиповым мышлением у детей развивается умение быстро обрабатывать входящую информацию и оперативно на нее реагировать.
Один из самых ярких примеров, позволяющих продемонстрировать, как формируется данный навык, – коммуникация в социальных сетях и мессенджерах, где нужно быстро принимать решения, кому поставить лайк, какой комментарий написать, с кем поделиться публикацией и как сформулировать свое мнение о ней.
Впоследствии клиповое мышление помогает ребенку схватывать знания на лету, быстро вникать в суть и на высоких скоростях переваривать информацию.
По той же причине современные дети зачастую лучше взрослых разбираются в устройстве техники и гораздо быстрее родителей общаются в мессенджерах.
Все это – результат быстрой реакции, выработанной благодаря клиповому мышлению.
• Ребенок умеет фильтровать информацию
Еще одно преимущество состоит в том, что дети с раннего возраста учатся отфильтровывать нужную и полезную им информацию от лишнего «шума».
Этот важный навык, с одной стороны, помогает не концентрироваться на бесполезной или даже вредной информации, а с другой – вырабатывает аналитический подход и умение проверять и обдумывать увиденный контент.
Как снизить негативные последствия клипового мышления
Многие родители уверены, что клиповое мышление – это сплошной вред для их детей. Но важно понять, что это та реальность, в которой мы живем, и все, что нам остается, – это учиться правильно с ней взаимодействовать.
Например, многие школы дополнительного образования уже активно используют особенности клипового мышления в процессе обучения: уроки становятся динамичными, активно добавляется игровой формат, позволяющий длительное время удерживать внимание ребенка, информация подается в количестве, удобном для запоминания.
Есть несколько рекомендаций для родителей, которые помогут снизить негативные последствия клипового мышления у ребенка и, напротив, будут способствовать формированию у него полезных навыков.
- Как бы банально это ни звучало, но стоит приучить ребенка соблюдать цифровую гигиену.
Во-первых, надо ограничить время пользования гаджетами, не запрещать их совсем, но выделить несколько часов в день в качестве максимума. Во-вторых, стоит рассказать малышу, как вести себя в интернете, что не стоит читать сообщения от незнакомых людей, вступать в подозрительные сообщества и так далее.
- Обязательно следите за тем, чтобы ребенок регулярно посвящал время чтению и творческими занятиям, например, лепке из пластилина, рисованию и созданию аппликаций.
Творческий процесс требует вдумчивого подхода и усидчивости и благотворно влияет на психику.
- Прекрасным дополнением к интеллектуальной нагрузке станут занятия спортом. Детям помладше подойдут плавание и гимнастика, а школьникам можно попробовать командные виды спорта, единоборства.
Фото: Depositphotos, Freepik.com
Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!