Надо, но не хочется: 4 подсказки, как сформировать у ребенка здоровую привычку
Надо заниматься спортом. Надо хорошо учиться в школе. Надо читать книги… Да мало ли полезного нужно делать ребенку с точки зрения родителей. Но разве можно насильно заставить ребенка выполнять полезное? В принципе, можно, но хорошо ли это — вопрос.
Наш эксперт Анна Владимирова, врач, основательница Школы оздоравливающих практик Wu Ming Dao, преподаватель практик цигуна, рассказывает, как мотивировать ребенка заниматься полезными видами деятельности без принуждения и только по той причине, что это нравится ему самому.
Слово «польза» даже у взрослых вызывает прилив скуки: ну, да… Полезно. Когда-нибудь я обязательно начну это полезное делать… Что уж говорить про детей, которые не готовы заниматься тем, что не радует в данный момент, а даст плоды потом?
Дети и взрослые не так уж сильно отличаются друг от друга — по крайней мере, в том, что касается «полезных» занятий.
Если какое-то дело принесет пользу в будущем, но не дарит удовольствие здесь и сейчас, делать его можно только на силе воле. У взрослых это качество сильнее. Однако, так же конечно, как и у детей.
Именно поэтому рано или поздно мы отказываемся от «полезных» занятий, которые делаются по принуждению: не выходим на утомляющую пробежку, пропускаем скучный урок иностранного языка.
Один из немногих эффективных способов сделать полезные занятия регулярными — это ввести их в привычку.
Как, например, чистку зубов. Как же это сделать?
Личные исследования
Я преподаю гимнастику Синг Шен Джуанг, которая дает потрясающие результаты по оздоровлению позвоночника, но при одном условии: если делать упражнения каждый день по 15 минут.
Обучить гимнастике — это полдела. Но как помочь людям сделать занятия полезной привычкой? Над этим вопросом я билась не один год. И разработала комплекс мероприятий, который, как показала практика, дает результаты: 80% студентов моей Школы оздоравливающих практик продолжают регулярно заниматься после окончания семинара.
Относительно недавно задача усложнилась: как помочь детям добиться таких же результатов? Это оказалось намного сложнее.
Если посмотреть на гимнастику глазами ребенка, приходится признать: это очень скучно!
Медленные плавные движения, концентрация внимания, развитие здоровья… Тоска!
Поэтому я до сих пор приглашаю на занятия людей старше 16 лет — за некоторыми успешными исключениями. К ним относятся те дети, родители которых принимают наши правила игры и соглашаются им следовать.
Взрослый подход
Единственное и главное условие, которое я ставлю перед семьей, что хочет помочь ребенку восстановить осанку с помощью нашей гимнастики: он должен заниматься сам!
Никто не имеет права его контролировать, напоминать, задавать вопросы, терроризировать.
Однажды объяснив, чем важна хорошая осанка, делегируйте ему заботу о своем здоровье. Ребенок имеет право заниматься, потом бросать, потом вспоминать упражнения — в своем ритме. Если такое решение принято, то приступаем к выстраиванию полезной привычки.
Правила формирования привычки
На то, чтобы та или иная деятельность стала привычной, мозгу нужно в среднем два месяца. И эти два месяца занятия должны быть регулярными. Если режим сбивается, появляются пропуски, результаты обнуляются. И мы начинаем сначала.
Если ребенок готов взять на себя самостоятельные обязательства по соблюдению того или иного режима в течение двух месяцев, двигаемся дальше.
Вот какие правила необходимо соблюдать:
1. Не разбрасываться. Сила воли, необходимая для внедрения занятий в расписание, не бесконечна. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок одновременно стал делать физические упражнения, учить языки и просыпаться в 6 утра — это перебор.
Выберите одну дисциплину — и позвольте ему прицельно работать над ней.
2. Вход в привычку. Что это такое? Возьмем пример с курением: эта привычка формируется достаточно быстро, потому что в нее очень много входов. Сделал работу — есть повод перекурить.
Коллега позвал, пачка сигарет подвернулась, запах дыма почувствовал. Люди, которые бросают курить, очень часто вспоминают, с каким трудом им давалась первая сигарета за день: она вызывала кучу неприятных ощущений. Но я ведь выпил кофе! (А кофе — это еще один вход в привычку).
У полезных привычек меньше входов. Но чтобы привычка сформировалась, их надо найти. Например, в случае с гимнастикой для позвоночника это может быть ощущение дискомфорта или боли в спине, ощущении затекания мышц после сна.
Это то, от чего хочется скорее избавиться.
Объясните ребенку, что эти неприятные ощущения не надо игнорировать — это его ключ к успеху! Разжигай их, ищи их — чтобы скорее сделать нужные упражнения.
3. Заниматься на троечку. Лучше сделать упражнения так себе, чем не сделать совсем. Мало того, я призываю именно так их и делать: на троечку! Если сегодня ребенок потратит час на упражнения, сделает все очень хорошо, от и до, и поставит себе твердую пятерку за старания — это ощущение «я молодец» может сохраниться не только сегодня, но и завтра, и послезавтра… Знакомая история: я вчера так хорошо позанимался, что сегодня можно пропустить? Нет!
Сегодня на троечку, чтобы завтра хотелось сделать на троечку с плюсом.
4. Получить самовознаграждение. Это те приятные ощущения, которые человек получает после выполнения своего дела. В случае с упражнениями — легкость, гибкость, подвижность, больше сил. Если не обращать на эти детали внимания специально, то их можно не заметить. Поэтому на каждом семинаре я призываю студентов: вылавливайте, культивируйте, раздувайте эти приятные ощущения!
Отслеживайте, записывайте, отмечайте.
В случае с ребенком фактором внешней оценки на первых порах может быть взрослый: отмечайте перемены, которые видите в ребенке, учите его замечать, как он меняет себя к лучшему.
Фото: Shutterstock.com