Вот как эмоциональный интеллект влияет на успеваемость в школе
Когда ребенок начинает учиться в школе, он проходит через множество стрессовых ситуаций: новая среда, знакомство с другими детьми, необходимость налаживать взаимоотношения с одноклассниками. При всем этом он находится под давлением родителей и педагогов, которые требуют высоких результатов: ты должен знать, получать только хорошие оценки, много заниматься. Дети и сами стремятся учиться хорошо, но уже спустя год большинство из них теряют интерес к школе.
Уменьшить этот разрыв можно. Как? Необходимо пересмотреть процесс обучения и при помощи технологий социально-эмоционального обучения (social emotional learning, SEL) сделать его интересным для ребенка!
Как ни странно, эта технология способствует повышению не только успеваемости ребенка, но и улучшает поведение детей и их отношение к школе и учителям в целом. Исследования одной из главных организаций по академическому, социальному и эмоциональному развитию и обучению (The Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning – CASEL, США) показывают, что 83% детей, обучающихся по SEL, достигают более высоких результатов в учебе, чем их сверстники из классической школы.
В России технологии SEL представлены в программах «Академии Монсиков». Это первые отечественные курсы развития эмоционального интеллекта (emotional intellegnce, EI) и социальных навыков детей разного возраста.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей.
Эмоциональный интеллект является основой социализации ребенка.
Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают лучшими коммуникативными, вербальными и когнитивными навыками. Развивая эмоциональный интеллект, мы учим детей справляться со сложными ситуациями – они не замыкаются в себе, проще находят язык со сверстниками, лучше понимают себя и окружающих.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект еще до школы
Командная работа
От уровня развития эмоционального интеллекта зависит умение понимать чувства и эмоции других людей, а также влиять на них для выстраивания отношений сотрудничества. Если ребенок понимает то, что чувствуют окружающие, он понимает то, что движет людьми, их цели, их настроение. Таким образом, и работать в команде ему будет проще, комфортнее. А умение взаимодействовать с другими людьми позволяет получить больше опыта, расширить свой кругозор, избежать конфликтных, а, значит, стрессовых ситуаций.
Выбор будущей профессии
Понимая свои эмоции, ребенок осознает реакцию своего организма на ту или иную ситуацию. Развитие внутренней модели «я чувствую» помогает ребенку понимать свои интересы, а это – ключ к открытию собственных талантов.
Если такого ребенка погрузить в разную среду и познакомить с различными профессиями, он очень быстро поймет, что ему особенно интересно, и начнет развивать те или иные навыки.
Восприятие информации
В зависимости от эмоционального состояния и обстановки вокруг дети абсолютно по-разному воспринимают информацию. В качестве примера можно привести известный эксперимент: взрослым показывали фотографию человека и говорили, что это преступник, осужденный за тяжелые деяния. В другой группе показывали эту же фотографию и говорили, что на ней запечатлен ученый, отец двоих детей, путешественник и так далее. Убрав фотографии, представителей групп попросили описать внешность человека. В первой группе говорили, что видели низкий лоб и злой взгляд, представители второй группы увидели открытое лицо, уверенный и, наоборот, добрый взгляд.
Этот эксперимент наглядно показал, что в зависимости от контекста мы совершенно по-разному воспринимаем информацию.
Стоит не забывать, что даже отрицательные эмоции могут быть полезными: гнев усиливает способность различать сильную и слабую аргументацию, а легкая грусть может помочь проанализировать и отредактировать письменные документы.
Самое главное — мы должны позволить детям выражать все свои чувства и эмоции. Но не нужно принимать все модели поведения, запускаемые этими эмоциями!
Мотивация
Во многих школах до сих пор руководствуются базовыми принципами обучения: ребенок обязан «знать», «понимать», «уметь». Никому не интересно, почему школьник не воспринимает новый материал, неохотно выполняет домашнее задание и вообще не хочет идти в школу. В данном случае достаточно вспомнить теорию пирамиды Маслоу, во главе которой стоят познавательные потребности. Однако данная потребность возникает только после удовлетворения первостепенных требований человека: физиологических и, конечно же, потребностей в любви, заботе и признании. Родители не задумываются об этом, забывая спросить у своего ребенка: «А что ты чувствуешь? Почему тебе это не нравится?»
Работа с эмоциональным интеллектом помогает развить в ребенке мотивацию – он не боится неудач, учится идти к своей цели и добиваться желаемого. Вовлеченность зависит и от того, понимает ли ребенок смысл заданий — для чего мы это будем делать? Зачем это ему? Как он сможет применить это в реальной жизни?
Чем лучше вы объясните цели и задачи, тем более осмысленно и активно ребенок будет участвовать в процессе.
Для дошкольников и младших школьников можно использовать сказочную реальность и воображаемые цели. Задача обучения — передать ребенку навык и развить в нем мотивацию: школьнику важно почувствовать радость и собственную значимость от применения новых изученных навыков. А радость, в свою очередь, мы чувствуем от реализации собственных целей.
Поэтому после изучения навыка важно побуждать детей к применению нового навыка. Выучили стишок — попросите сделать иллюстрации или записать видеоролик. Желательно, чтобы результат был осознан и признан.
Таким образом, мы видим, что эмоции и эмоциональный интеллект — это настоящие помощники не только в жизни, но и в обучении ребенка.
Уже этой осенью группа компаний «Просвещение» выпускает в свет первые отечественные книжки-тетради для развития эмоционального интеллекта детей серии «Академия Монсиков».
Фото: Shutterstock.com, архив издательства «Просвещение»