Опубликовано 07 августа 2018, 08:00

Диссы, панчи и биты: как рэп-баттлы помогают в изучении английского

Преподаватель Марина Хотькина — о том, как с помощью рэп-баттлов качественно улучшить разговорный английский язык школьника.
Диссы, панчи и биты: как рэп-баттлы помогают в изучении английского

После поединка Oxxxymiron’a и Гнойного в 2017 году о существовании рэп-баттлов узнали даже те, кто был от них в стороне. И пусть хайп на это явление уже прошел, они по-прежнему чрезвычайно интересны подросткам и... учителям. Опустив такие характерные особенности оригинальных рэп-баттлов, как оскорбления в адрес оппонента и нецензурная лексика, их можно успешно интегрировать в образовательную методику и получать отличные результаты.

Преподаватель английского языка Центра образования «Коалиция» Марина Хотькина рассказала «Летидору», почему полезно устраивать подобные поединки между учениками и как они могут быть эффективны в освоении иностранной лексики, грамматики и не только.

Марина Хотькина

Марина Хотькина

Легкое погружение в изучаемую тему

Обычно я привязываю это задание либо к какой-то исторической теме, либо к обсуждению важных личностей и их действий. Так как мы в первую очередь работаем именно над развитием речи и навыками применения изученного материала, ребята получают задание внутри темы: использовать определенное количество идиом, фразовых глаголов или иных сложных выражений, которые мы разбирали до этого.

Таким образом, они применяют и запоминают пройденный материал в интересном и комфортном для них формате.

Безусловно, все баттлы проходят под четким контролем преподавателя и исключают нецензурные выражения и любые стремления опустить собеседника — мы здесь не за этим.

Как-то раз мы с детьми разбирали историю Великобритании и рэп-баттл был посвящен Войне Алой и Белой розы. В этой войне присутствовали два дома, которые боролись за власть, — Ланкастеры и Йорки. Дети представляли свои дома и их глав: Генри VII Тюдора и короля Ричарда III. Пары накануне были посвящены идиомам по тематикам «Страны» и «Деньги», а также фразовым глаголам. После объяснения сути события ребятам было дано задание представить свой дом, разделившись на две группы, и рассказать со своей стороны это событие в виде баттла.

Например, ученики, представляющие Ланкастеров, начали свой текст следующим образом:

«House of York

House of Lancaster

Rolling in money (idiom)

Doesn’t make you a broadcaster…»

Таким образом происходила одновременная отработка как лексического материала, так и говорения, грамматики и страноведения. Обычно мы проводим 1-2 раунда — их вполне хватает на усвоение материала.

Диссы, панчи и биты: как рэп-баттлы помогают в изучении английского

Тренировка скорости мышления, дикции и аудирования

Рэп-баттл — это по большей части импровизация, где нет времени на долгие размышления.

Мои ученики получают на подготовку к баттлу не более 20-25 минут.

Это, безусловно, положительно сказывается на развитии скорости мышления и их умении формулировать свои мысли в режиме реального времени.

Почему это так важно? В разговоре с собеседником у них не будет времени выстраивать фразы в своей голове, а затем их озвучивать — реагировать на реплику придется сразу и быстро, чтобы не потерять нить разговора. Создавая тексты, ребята прежде всего учатся как раз этому.

Не стоит также забывать о дикции и произношении. В этой области можно сравнить изучение английского языка при помощи рэп-баттлов с русскими скороговорками, поскольку здесь работает тот же механизм.

При быстром произнесении текста ученики отрабатывают как навык произношения (так как любые ошибки исправляются по окончании преподавателем, который следит за ходом баттла), так и способность понимать беглую речь, ведь носители языка в потоке разговора порой бывают крайне быстры и ухватить смысл фразы не так-то просто.

Помимо этого, рэп-баттлы прекрасно тренируют навыки спиннинга и аудирования — понимания речи на слух.

Диссы, панчи и биты: как рэп-баттлы помогают в изучении английского

Развитие командного духа, умения побеждать и мыслить творчески

Любой поединок всегда подразумевает под собой дух соперничества и командную работу, если в нем задействовано несколько человек. Я всегда даю ребятам свободу для выбора количества участников, которые будут в итоге представлять команду на баттле, и для выбора бита, если они хотят его использовать. Далее они выбирают капитана, координирующего подготовку, и начинают работать.

Они учатся договариваться внутри коллектива и конкурировать с другими, а также слушать своего коллегу-оппонента.

Это умение крайне важно как для олимпиадного и экзаменационного английского, так и для их дальнейшей жизни в целом.

Конечно, в рэп-баттлах есть и креативная составляющая, ведь текст ученики пишут сами. В задании им даются ориентиры и ограничения по объему, все остальное — полет фантазии группы. В процессе составления они учатся распределять между своими одногруппниками содержание задания и подстраиваться друг под друга, ведь их цель — выдать конечный результат от команды.

Освоение разговорной лексики

Изначально рэп-баттлы — явление американское, и там они давно пользуются огромной популярностью. Записи таких поединков можно смело брать, растаскивать на цитаты и по ним изучать разговорную лексику и языковые конструкции. При этом, конечно же, преподаватель должен четко понимать, какие куски записей можно давать ученикам для разбора, а какие лучше откладывать.

Так как любой язык — гибкая система, то его нельзя изучать по одним только учебникам, где многое устаревает быстрее, чем они выходят в тираж.

Разговорный английский порой может сильно отличаться от академического, поэтому пренебрегать этим ресурсом никак нельзя.

Например, на прошедшем баттле Oxxxymiron’a и американского рэпера Dizaster’a есть очень интересные для изучения лексические конструкции. У последнего встречается следующая фраза в речитативе: That ain't no support group. Она характерна для американского разговорного английского. Казалось бы, как же может быть двойное отрицание в одном предложении, ведь в школе нам твердят, что в английском языке в таких случаях оно может быть только одно, а иное невозможно. Однако в разговорном языке конструкция ain't no вполне себе активно употребляется и занимает важное место в лексиконе англоговорящих. Сегодня слово ain’t заменяет пять конструкций: am/is/are not, has/have not. А иногда еще и эти три: don’t, doesn’t, didn’t. И даже эти две: won’t и shan’t.

До сих пор считается, что ему не место в литературном английском, например в официальных документах и деловых письмах.

Кроме того, просмотрев этот рэп-баттл, мы узнаем о том, что американская система измерений отличается от общепринятой мировой: в строке Oxxxymiron’a есть слова Who measures height in Fahrenheit? — отсылка к американской системе измерений.

Диссы, панчи и биты: как рэп-баттлы помогают в изучении английского

Также в баттлах часто используются фразовые глаголы, в принципе, сложные для запоминания сочетания, которые лучше всего усваиваются при непосредственном употреблении их в речи. Что мы и видим на наглядном примере в данном баттле: слова Dizaster’a If you plan to take over… или слова Oxxxymiron’a By the people above who still hanging out today….

Таким образом, используя рэп-баттлы в изучении английского языка, можно обратить внимание учеников на реальное употребление того, что они изучают, и помочь им легко запомнить материал.

Выступая перед аудиторией, дети преодолевают страх публичных выступлений, становятся увереннее в себе, не боятся высказывать свою позицию, учатся слушать и слышать других. Эти умения опять же пригодятся им не только на экзаменах и олимпиадах, но и в реальной жизни.

Фото: Shutterstock.com