Опубликовано 22 марта 2021, 10:30
10 мин.

Чего ждать от советников по воспитанию в школах — уроков политинформации или честных историй

«Летидор» собрал мнения о новом проекте «Патриотическое воспитание».
Чего ждать от советников по воспитанию в школах — уроков политинформации или честных историй

© Depositphotos

Уже этой весной в российских школах появятся советники по воспитанию, которые займутся внеучебной деятельностью – то есть досугом детей (проект «Патриотическое воспитание»). Ожидается, что эти работники смогут отвлечь школьников от улицы и интернета и воспитать в них уважение к родине.

Действительно ли школы и наши дети нуждаются в советниках по воспитанию? Хорошо ли это, что на досуг детей начнут влиять школьные работники? Что может входить в патриотическое воспитание, а что недопустимо? Какие плюсы и минусы вы видите в этой программе? Приживется ли такая практика в России?

На эти и другие вопросы нам ответили эксперты в области образования и просто неравнодушные жители нашей страны. Публикуем самые интересные ответы.

Чего ждать от советников по воспитанию в школах — уроков политинформации или честных историй

© Visualrian.ru

Мнение 1. Воспитывает ребенка не специалист по воспитанию, а экосистема

Комментирует Максим Натапов, основатель сети детских садов и школ ONE! @oneischool.kids

Максим Натапов, основатель сети детских садов и школ ONE!

Максим Натапов, основатель сети детских садов и школ ONE!

Результат внедрения этой идеи, полагаю, будет разнороден, но предсказуем. Для педагога, особенно в регионе, эта новая ставка – существенная прибавка к зарплате, а для ребенка…

Ключевой вопрос здесь: как проконтролировать результаты воспитательной работы, по каким критериям? По количеству часов, проведенных с детьми специалистом-воспитателем? По количеству проектов, подготовленных ими? Понятно, что это количественный подход. Критерии оценки работы «советника по воспитанию» будут разрабатываться одновременно с внедрением самой этой должности, что, мягко говоря, выглядит не очень продуманно.

А пока их нет, советники будут, видимо, действовать на свой страх и риск и кто во что горазд.

В нашей школе вопросы этикета, поведения, воспитания рассматриваются и выносятся на обсуждение как самими учителями во время уроков (ведь если ты не можешь их решить, ты не учитель, а функция), так и на специальных факультативах по этикету, которые включены в школьное расписание. Но мы частная школа, мы можем себе это позволить.

А для государственной школы, прежде всего, важно жестко установленное количество уроков. И куда тут вставить работу с детьми «советника по воспитанию»?

За счет свободного времени детей? Это пока не очень понятно.

Относительно патриотического воспитания как одной из обязанностей новых советников: прежде, чем доносить основы патриотизма до детей, неплохо бы взрослым договориться, что подразумевается под этим понятием, на чем оно строится. Пока в обществе нет согласия по этому вопросу, нет внятного определения его от руководителей образования, но зато уже готово решение, что патриотическое воспитание надо внедрять в школах. Какое? Как? На основе чего?

Вот у нас в школе есть, например, шахматы в предметной сетке, и дети изучают не только правила игры, но и узнают о великих русских шахматистах, разбирают их матчи, понимают, как сложно давались победы.

Вот через это и передается патриотизм.

То же самое можно делать и на уроках литературы, истории, культуры, физики, биологии, физкультуры – рассказывать детям о наших выдающихся деятелях, прививая интерес к ним и понимание их роли в истории человечества.

Такие знания должны органично интегрироваться в учебный процесс, а не существовать как отдельная тема. И это, безусловно, работа методистов, проектирующих программу, и учителя.

Вообще воспитывает ребенка не специалист по воспитанию на ставке, а экосистема, куда входят и родители, и школа, и сверстники, и уличная среда.

Дети смотрят на нас, на наше поведение каждый день, копируют его. Поэтому здесь проблему не решить отдельными уроками по патриотическому воспитанию.

Боюсь, это будет больше похоже на скучные и формальные уроки «политинформации», когда детям надо было приходить в школу к 8 часам утра, чтобы послушать последние новости о разрядке международной напряженности.

Чего ждать от советников по воспитанию в школах — уроков политинформации или честных историй

© Depositphotos

Мнение 2. Если взрослые уважают ребенка и его право на выбор, патриотическое воспитание не нужно

Комментирует Максим Меженков, директор по развитию сети автопрокатов в России и за рубежом «Мой Автопрокат» @mycarrentalrussia

Максим Меженков, директор по развитию сети автопрокатов в России и за рубежом «Мой Автопрокат»

Максим Меженков, директор по развитию сети автопрокатов в России и за рубежом «Мой Автопрокат»

Как вообще между досугом детей и патриотическим воспитанием можно ставить знак равенства? Досуг – это когда дети весело проводят время друг с другом, радуются, смеются. Очередной рассказ о том, как деды и прадеды погибали во время ВОВ, не вызовет у детей положительные эмоции.

Чтобы отвлечь школьников от улицы, нужно не патриотическое воспитание, а альтернатива, куда пойти. Нужна инфраструктура для досуга детей, а не очередной пропагандист. Необходимо сделать библиотеки такими, чтобы детям хотелось туда идти. Открыть скейт-парки.

Современного ребенка от интернета не может отвлечь ничто.

Это факт. Он родился вместе с интернетом. И любовь к родине невозможно насильно вбить в голову с помощью патриотического воспитания. Любовь к родине для ребенка 10-12 лет – это осознание того, что его родина – это классная страна, в которой ему хочется жить. Такой ребенок не мечтает переехать за границу сразу после совершеннолетия.

Действительно ли школы и наши дети нуждаются в советниках по воспитанию? Конечно же, нет. У нас учителя учат детей по устаревшим программам из советских школ. Дети все время должны что-то через силу учить. Выполнять задания по предложенной системе.

Несистемных детей обесценивают, вбивая им в головы, что ничего из них не получится.

Именно по этой причине у современных детей нет желания учиться в школах. Все школьники, которых я знаю, твердят о том, что школа – это ад и не хотят туда ходить.

Хорошо ли это, что на досуг детей начнут влиять школьные работники? Следить, чтобы дети не ходили за гаражи, понимать, чем они там могут заниматься, и вовремя перенаправлять детей на какой-то интересный и правильный досуг – это, конечно же, хорошо.

Но повесить портрет президента в каждом классе и вбивать 12-летним детям в голову, что верность режиму — их лучшее качество, – это не досуг.

Не нужно воспитывать в ребенке патриотизм, если в стране все хорошо. Чтобы ребенок хотел быть частью общества, в котором он живет, общество должно принимать его таким, какой он есть, а не ломать через колено, указывая на то, что хорошо, а что плохо.

Если взрослые уважают ребенка и его право на выбор, патриотическое воспитание не нужно.

К сожалению, патриотическое воспитание в школах будет заключаться в уроках о том, какой плохой интернет, критикующий нашу великую партию «Единая Россия».

Политика никак не должна участвовать в патриотическом воспитании. Как и тема победы в ВОВ. Постоянная эксплуатация темы войны создает у детей впечатление, что за последние 80 лет помимо победы в ВОВ гордиться нечем. А как же полет в космос и огромное количество придуманных в нашей стране лекарств, технологий?

Тема войны спорная, потому что она освещает события давно минувшие, но продолжающие вызывать у детей страх и агрессию, которая к нашим современникам уже не имеет никакого отношения. Это взращивать в детях категорически нельзя.

В детях нужно взращивать любовь, сострадание, уважение, а не воинственность.

Вместо того чтобы заставлять детей маршировать, нужно учить их вальсировать и получать удовольствие от жизни.

Чего ждать от советников по воспитанию в школах — уроков политинформации или честных историй

© Depositphotos

Мнение 3. Вмешательство в досуг с утра до вечера вызовет агрессию

Комментирует Петр Галигабаров, психолог, член Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии @petr_galigabarov

Петр Галигабаров, психолог, член Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии

Петр Галигабаров, психолог, член Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии

Давайте вспомним пионерию. Было ли это мотивирующим фактором для школьников? Как успевший надеть галстук и стать пионервожатым отвечаю утвердительно. Но мотивация вступить в уважаемые ряды действовала не на всех. Дети из социально неблагополучных семей сменить значок октябренка на алый галстук особо не спешили.

Именно на детей, родители которых не интересуются их взрослением, в первую очередь может быть направлено внимание советников по воспитанию.

Вмешательство в досуг ребят, занятых с утра до вечера, только агрессию вызовет.

Если советники смогут стать школьникам наставниками, взрослыми друзьями, как это организовано в некоторых детских домах России, ребята обретут поддержку.

Если все будет сведено к бумажной волоките и наставлениям, то проку будет минимум.

Мнение 4. Патриотическим воспитанием лучше заниматься внутри школьных предметов

Комментируют Юрий Гребенюк и Михаил Лазарев, основатель и директор по методической части образовательной онлайн-платформы для школьников ИнтернетУрок @school.interneturok

Михаил Лазарев (основатель образовательной онлайн-платформы для школьников ИнтернетУрок) и Юрий Гребенюк (директор по методической части)

Михаил Лазарев (основатель образовательной онлайн-платформы для школьников ИнтернетУрок) и Юрий Гребенюк (директор по методической части)

Чтобы убедиться в том, что патриотическое воспитание в школе необходимо, достаточно провести опрос среди 10-11-классников. Выяснить, слышали ли они про нашего соотечественника Кнорозова, чем знаменит Циолковский, почему весь мир читает Достоевского и Толстого, кому были посвящены заголовки европейской прессы «Россия – родина электричества» и «Свет приходит к нам с Севера – из России».

Да, в последнее время много внимания уделяется памяти о ВОВ, в том числе и в школьной программе. Но «на соседних» уроках детям рассказывают про то, что Наполеона победил «генерал Мороз».

Другой вопрос, как это будет реализовано.

Отдельная должность и уроки вряд ли будут эффективными, поскольку многие школьники будут воспринимать это как допнагрузку, бесполезный предмет.

Экзамена по нему не будет, оценок в аттестате – тоже. Поэтому воспитателям будет сложно завоевать авторитет, особенно в старших классах. И результат может быть не только околонулевым, но даже и отрицательным (если котенка силой подтягивать к миске с молоком, то вырастет кошка, ненавидящая молоко).

Более эффективным выглядит разработка и внедрение методических рекомендаций по патриотическому воспитанию внутри школьных предметов.

Практически в любой сфере у России есть выдающиеся личности и открытия, которые перевернули или сильно повлияли на ход мировой истории и развитие мировой науки. И это нужно подчеркивать, не стыдиться, а гордиться и воспитывать на положительных примерах будущих гагариных, менделеевых и достоевских.

Героями времени Пушкина и Лермонтова были Лобачевский и Крузенштерн, а не Онегин и Печорин. О настоящих героях нашего прошлого и нужно говорить, чтобы воспитать героев настоящего и будущего.

Чего ждать от советников по воспитанию в школах — уроков политинформации или честных историй

© Visualrian.ru

Мнение 5. У этой программы есть шансы прижиться в нашей стране

Комментирует Анастасия Горелова, руководитель программ обучения Хаб Знаний МойОфис

Анастасия Горелова, руководитель программ обучения Хаб Знаний МойОфис

Анастасия Горелова, руководитель программ обучения Хаб Знаний МойОфис

Действительно ли школы и наши дети нуждаются в советниках по воспитанию? Нет однозначного ответа.

Школа в большей степени — про получение знаний, а вопросы воспитания — больше прерогатива родителей. При этом сейчас часть просветительских функций берут на себя специалисты школьных библиотек, которые становятся центром социокультурного развития. Часто школы реализуют музеи победы, поисковые отряды — это про память предков и уважение.

Хорошо ли то, что на досуг детей начнут влиять школьные работники? Это не хорошо и не плохо.

Досуг должен быть полезен и интересен. Если школа поможет — отлично. Кружковое движение, например, в Москве развито очень хорошо и представлено многообразными формами активностей: от вязания до программирования дронов.

Основной плюс этой программы — вовлеченность и понимание траектории развития, создание уверенности в будущем.

Главное — без «бряцания оружием», которое всегда всплывает в голове при слове «патриотизм».

Минус — перекосы на местах. Важно решать вопрос мягко и ответственно, не давить, а предлагать то, чем реально стоит гордиться. Наукой, технологиями, инновациями. Но никак не навязывать военные подвиги как единственное, что достойно внимания.

Если не будет перегибов, то такая практика приживется. К примеру, стоит говорить о том, что ты можешь своими руками создавать продукты мирового уровня. Не выезжая из дома, написать код, который будет установлен на миллионах устройств. Это мотивирует и вселяет уверенность в том, что ты нужен стране.

Чего ждать от советников по воспитанию в школах — уроков политинформации или честных историй

© Visualrian.ru

Мнение 6. Беседы о том, чем хороша наша страна, детям не помешают

Комментирует Маргарита Пшинник, домохозяйка и путешественник @ps_love_me_

Маргарита Пшинник, домохозяйка и путешественник

Маргарита Пшинник, домохозяйка и путешественник

Мне кажется, что проект «Патриотическое воспитание» вполне оправдан, если его цель – расширение кругозора о стране, ее истории и выдающихся людях самых разных времен.

Но только если ребенку позволят не соглашаться и высказывать свою точку зрения, а не начнут навязывать какую-либо религию и любовь к действующему президенту.

Название «советник по воспитанию» мне не очень нравится, но идея вполне оправдана в наше время, когда родители заняты работой.

Хочется, чтобы с детьми обсуждали не только образование, но и другие вопросы. Хочется больше рефлексии. В общем-то, и сейчас почти во всех школах есть продленка, где школьные сотрудники занимаются досугом детей или не занимаются, пуская все на самотек. Поэтому уделить полчаса-час беседе о том, чем хороша наша страна, вполне уместно, на мой взгляд.

Лично мне хотелось бы больше истории, упоминаний об ученых и простых людях, которые оставили вклад в развитие России. О спортсменах, которые заставляли и заставляют ценить нас на мировой арене. О разнообразии культур и религий, уживающихся на огромной территории. Размышлений о том, почему в одни времена наши ученые были впереди планеты всей, и что изменилось сейчас.

И совсем не хочется, чтобы это были разговоры исключительно об армии, поддержке нынешнего правительства и Русской православной церкви.

Фото: Depositphotos, Visualrian.ru

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!