Как правильно рассказывать детям о Великой Отечественной войне
© Варвара Гертье/РИА Новости
В детских садах устраивают фотосессии малышей в военной форме, школьники ставят сценки из военных книг, не совсем понимая, что именно переживали герои этих трагических историй. В этом году страну захлестнула новая волна патриотизма, и о событиях Великой Отечественной войны не слышал разве что младенец.
«Летидор» спросил у экспертов, нужно ли рассказывать о событиях ВОВ и как это правильно делать.
О том, с чего начать разговор о событиях войны отвечают мама, психологи и учителя.
Алена Август, психолог, эксперт по коммуникациям
Рассказывать о войне, конечно же, нужно. Это огромная часть нашей истории, часть, закладывающая основы понимания национального характера. Другое дело — как рассказывать. Дедушки и бабушки, помнящие и знающие войну, к большому сожалению, уходят от нас.
Некому уже посмотреть с внуками старые черно-белые фото, неспешно рассказывая, как захватывали высоты, какими были боевые друзья. Та самая живая «ткань» военного бытия теряется, ветераны уходят, а рассказы тех, кто ответственен за так называемое патриотическое воспитание большей частью сложно назвать живыми, эмоциональными и... человечными.
Ибо первое правило, которое должен соблюдать человек, повествующий о войне — рассказывать о ней не только как о большом историческом событии, тем самым переводя ее в разряд «одного из событий в учебнике», а как о событии, в котором участвовали живые люди с живыми судьбами.
Такие разговоры (о живых историях) приемлемы с самого нежного возраста, лет с пяти.
В это время у детей происходит становление самооценки и чувств «правильно-неправильно/справедливо-несправедливо/по совести или нет». То есть можно довольно легко уложить рассказ в логику интересов ребенка.
Конечно, не стоит малышу рассказывать о миллионах погибших и реках крови, а вот о том, как сложно бывало и как становились героями — вполне. Рассказывать о войне не должны, а могли бы и учителя, и родители. Почему не должны? Потому, что это слово не дает особой свободы и превращает живое общение в обязаловку.
Пока есть возможность организовывать встречи разных поколений, этим надо пользоваться.
Просматривать вместе мультимедийные композиции, рассматривать вещи, оставленные нам историей — именно так должна строиться работа с детьми, через живой интерес с учетом психологических особенностей возраста, а не для галочки и отчетов. Сам же праздник, посвященный победе в Великой Отечественной войне, является хорошей стартовой точкой, чтобы запустить среди детей и родителей диалог о войне, а не рассматривать его с точки зрения «отметили и забыли», как это часто случается.
Кирилл Загустин, учитель истории и обществознания (Санкт-Петербург), колумнист «Летидора», автор Telegram-канала «Здравствуйте, Кирилл Александрович»
В учебной программе Великую Отечественную войну проходят в 9,10 и 11 классах. Что касается детей средней школы: события ВОВ мы рассматриваем на обществознании, в теме «Моя страна». Ни один хороший учитель не будет продвигать свою точку зрения относительно любых событий. Мнения всегда остаются мнениями, а задача преподавателя истории — в первую очередь, научить ребёнка размышлять самостоятельно.
История состоит из фактов. Мы изучаем сами события, разбираем их причины. Обсуждая ВОВ, никто не говорит, что немецкие войска пошли войной, потому что считали, что принадлежат к лучшей нации на свете. Никто не сгущает краски. Причины у войны есть не только политические и идеологические, но и экономические.
Наша задача на уроках — разбираться во всех причинах войны.
Моя цель — сделать так, чтобы у детей было пространство для собственного мнения. Я против идеологического навязывания единственной точки зрения. Это крайне непрофессионально.
С другой стороны, в нашей стране есть определённые традиции, которые игнорировать не получится. Например, мы отмечаем День Победы. Важно, чтобы дети не просто относились к этому событию как к празднику, но знали его историю.
Великая Отечественная война для современной культуры России имеет не меньшее значение, чем празднование Дня Независимости в США или Взятия Бастилии во Франции.
Это часть нашей культуры, и знакомить детей с ней — абсолютно нормальная практика.
К тому же дети очень проникаются теми событиями.
Недавно мы писали всероссийскую проверочную работу по истории. Одним из заданий было указать исторические события, которые произошли в вашем городе. Больше половины класса писало о блокаде Ленинграда. Дети рассказывали довольно внятные вещи: не только исторические факты (вроде того, что блокада длилась 871 день или про операцию по прорыву блокадного кольца, Дорогу жизни), но и о страданиях людей, о том, какой подвиг совершили жители города.
В школе распространено стереотипическое суждение, что снятие блокады стало главнейшим событием в войне. Это не совсем так.
Но мы упрощаем некоторые события для восприятия детей. Благодаря этому они становятся фундаментом для понимания истории и культуры страны.
Детям не важно, какое значение победа играла для мировой геополитики, но они понимают, как тяжело жилось во время войны простым людям. Для школьников тема войны — история про солдат, которые защищали не строй, не государство, а свою землю, своё Отечество.
Я считаю, что каждый ребёнок должен быть информирован о событиях 1941 – 1945 годов, а дальше он уже сам решит, как к ним относиться.
Ирэна Пахомова, семейный психолог
Безусловно, детям нужно рассказывать о войне. Это часть нашей истории, а, значит, часть жизни наших детей, и они должны о ней знать! Начинать рассказывать о войне нужно не раньше 5-летнего возраста, когда ребенок уже может рассказать о своих чувствах и переживаниях, задать открытые вопросы.
Самое главное в рассказах о войне - описывать не только факты, события, но и чувства людей.
Как они это проживали, чем жили, во что верили. И особенно о том, что это все дало в итоге – свободную страну, сплоченность и т.п.
Лучше всего, если про войну расскажут те, кто имеет к ней какое-то отношение: дедушка, который воевал или был ребенком во время войны, родители, которые будут передавать рассказы о войне, которые они услышали из уст своих родителей. Тогда это будут живые чувства и события, которые кровно связаны с ребенком и произведут большее положительное впечатление на малыша. Главное, чтобы рассказы о войне не были формальными, чтобы учителя рассказывали о войне не как об очередной теме, которую им необходимо пройти.
Чтобы рассказы о войне не напугали ребенка, очень важно после рассказа не оставлять малыша наедине со своими мыслями и переживаниями.
Важно спросить, что он об этом думает, что чувствует, что его удивило, о чем он еще хотел бы узнать. Иначе у ребенка рассказы о войне могут вызвать сильную тревогу, причин которой мы впоследствии можем и не понять.
Заместитель директора по воспитательной работе школы №1354 Карина Задикян
Наши дети, к сожалению, воспитаны в конформизме, очень мало слышат о той войне, не знают о цене победы. Праздник 9 мая стал для них формальным. Это выходной, парад, салют.
Великая Отечественная почти уравнена в правах с Первой мировой — далекая, покрытая пылью история. Без личного смысла. Без всякого жизненного урока.
Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас, уже давно нет. Остались только дети войны, да и им не всегда удается передать тот надрыв, ту боль, что пережил народ в то страшное время.
Ведь у кого-то бабушка рыла окопы, у кого-то родственники в в тылу работали для фронта. А может в блокадном Ленинграде переживали бомбёжки и падали в голодные обмороки, и хоронили близких. Кто-то был в концлагере, а кто-то ухаживал за ранеными и стирал одежду для бойцов. У кого-то родственники тушили «зажигалки» на крышах городов и разносили треугольники фронтовые письма). Чьи-то деды в боях на фронте проливали кровь за Родину, а чьи-то были в партизанах и боролись в тылу врага за наше будущее.
Почти каждою семью коснулась война. Сколько боли, страданий и мук перенесли люди.
Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!
Это не должно повториться!
Расскажите детям о войне. Ваши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, спектакли, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен пока ещё не прервётся.
Анна Алиева, мама двоих детей (4,4 и 1,4)
Нужно ли рассказывать? От этого не уйдешь, по телевидению постоянно идёт реклама кино о войне, новости то и дело твердят об атаках. Ребенок естественно спрашивает, что происходит.
Поэтому приходится мягко рассказывать о том, что такое война.
Дочка стала интересоваться этой темой с 3,5 лет. Я рассказываю, что война очень опасна, на войне многие теряют пап, мам, родных и друзей. Тут встает другой вопрос у ребенка «а куда они деваются». Я отвечаю, что они становятся звездами, которые смотрят на нас по ночам. Иногда дочка начинает нервничать и спрашивает: «А мы не умрем?». Я отвечаю, что нас ждет долгая и счастливая жизнь, что мы убежим от войны и спрячемся, что мы ее убережём.
Считаю, что о войне необходимо рассказывать в том случае, если у ребёнка появляются вопросы и он сам готов это обсуждать.
Неделю назад мы были в школе (младшие классы) на концерте, посвящённом событиям Великой Отечественной войны. Так вот впечатления: тема серьезная и глубокая, но дети не могут понять и прочувствовать её. Они читают стихи, поют песни, показывают сценки… У взрослых — слёзы на глазах, а у школьников на лицах непонимание, недоумение. Они читают стихи о проводах на войну, потерю мама и родного дома. Но это как-то не сходится с их возрастом, они ещё не готовы к этой теме.