5 обучающих онлайн-сервисов: как подготовить ребенка к школе
5 обучающих онлайн-сервисов: как подготовить ребенка к школе
© depositphotos.com
Репетиторы и внеклассные часы в школе постепенно отходят на второй план. Современные школьники теперь получают дополнительные знания дома, используя онлайн-сервисы. Рамблер/Семья составила топ-5 ресурсов, которые позволяют подготовиться к ЕГЭ и не только. Также мы узнали у экспертов, как они относятся к подобному дистанционному обучению.
Учи.ру — интерактивная математика
Ресурс пригодится детям из начальных классов. В интерактивной форме ребята могут изучать математику. Более 700 заданий — это весь курс начальной школы. Для удобства он разбит на взаимосвязанные разделы, разработанные опытными методистами.
Переходя от одной темы к другой, ребенок постепенно формирует базу знаний, которой сможет воспользоваться для решения сложных задач в будущем.
Занятия с 9 утра до 6 вечера — бесплатны.
Лучшие вузы страны, разочаровавшие Министерство образования
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия — учимся и играем
Еще один полезный портал для учеников начальных классов. Сборник представленных здесь уроков охватывает с 1 по 4 класс. Дети могут обучаться русскому языку, математике, выполнять упражнения по предмету «Окружающий мир».
Задания не требуют чрезмерно напряженной умственной деятельности, они просты и понятны. Это значит, что мамам и папам не нужно сидеть рядом с ребенком, готовясь в любую минуту прийти на помощь.
Для отдыха малыша разработчики предусмотрели развлекательный раздел, состоящий из игр, сказок, раскрасок и мультфильмов. Для взрослых есть полезные блоки: «Учителям» и «Родителям». Обучающие материалы портала соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту.
На личном опыте: как списать на ЕГЭ?
Директор школы «Интеллектуал»: ученикам нужна мотивация
ЯКласс — школьникам, учителям, родителям
Этот образовательный портал, начавший работу в 2013 году, будет полезен как детям, так и взрослым. Как отмечено на сайте, пользуются им ученики и педагоги из более чем 20 000 школ России, Украины и Белоруссии.
В электронной базе — 6 000 000 уникальных заданий по девяти предметам. К услугам школьников — база электронных рабочих тетрадей и тренажер по школьной программе. Самые целеустремленные получают возможность занять позиции лидеров в классе и в школе.
При помощи ЯКласс можно быстро и эффективно подготовиться к контрольной работе или экзамену. По данным разработчиков проекта, при регулярных занятиях средний показатель повышения успеваемости составляет 15%.
Что касается учителей, то посредством ЯКласс они могут в электронном формате давать задания на дом и проверять уровень подготовки учеников.
5 профессий, которым не нужно учиться в вузе
College.ru — в помощь тем, кто сдает ЕГЭ
Ресурс заметно упрощает процесс подготовки к экзамену. Здесь собраны учебные и методические материалы, разработанные профессиональными методистами, учителями и преподавателями из лучших отечественных вузов.
Для пользователей доступны календарь ЕГЭ, иллюстрированные теоретические комплекты, тесты, тематические игры по математике, физике, информатике, русскому языку, истории, обществознанию, биологии, химии, географии и английскому языку. Также можно воспользоваться автоматизированными рекомендациями для повторения пройденного материала и составить план дальнейшего индивидуального обучения. Для проверки знаний разработчики предлагают воспользоваться блоком «ЕГЭ в режиме экзамена».
Кроме того, пользователи знакомятся с информацией о том, как правильно подать апелляцию по результатам ЕГЭ и каких ошибок избегать при поступлении в вуз.
Доступ к платным ресурсам College.ru можно обеспечить на 1, 7 и 30 дней. При этом онлайн-сервису доверяют даже самые скептически настроенные родители, так как организатором проекта выступает компания «Физикон», специализирующаяся на разработке учебных курсов для школьников. В числе заказчиков компании — Минобрнауки и Национальный Фонд подготовки кадров.
Почему к дистанционному образованию в России нет доверия
ЕГЭ: как получить максимум баллов при минимуме знаний
MAXIMUM — готовимся к ЕГЭ по индивидуальной программе
Еще один незаменимый ресурс для тех, кому вскоре предстоит сдавать ЕГЭ и ОГЭ. Ребята могут изучать представленный материал, делать работу над ошибками, пользоваться индивидуальными программами. Также детям предлагают психологическую подготовку к экзаменационному испытанию и семинары для тех, кто хочет учиться максимально продуктивно.
Школьников ждут курсы: математика (ЕГЭ и ОГЭ), русский язык (ЕГЭ и ОГЭ), английский язык, обществознание, физика, химия, биология, история — ЕГЭ. Пользователи могут выбрать подходящий вариант курсов: автоматизированные тренажеры, вебинары или имитацию экзаменов.
Обучающие материалы для проекта подготовлены высококвалифицированными преподавателями, некоторые из них являются экспертами в области ЕГЭ.
«Количество интернет-ресурсов по подготовке к экзаменам перевалило за сотню. Такое обилие ресурсов обуславливается и тем, что сейчас легко создать такую страницу, не сложно найти контент, и все это – без ответственность за результат. Эффективность интернет ресурсов в перспективе может превысить привычные форматы обучения. Повышение эффективности нашей онлайн-платформы – наша приоритетная задача, но из-за обилия интернет-ресурсов, большую их часть нельзя назвать даже сколько-нибудь полезной. – отмечает генеральный директор учебного центра по подготовке к ЕГЭ MAXIMUM Михаил Мягков. – Радует, что школьник может выбирать, каким ресурсом ему пользоваться. Никто не будет стоять перед вами с пистолетом, требуя записаться на курс видеолекций. У нас в школах все еще есть отличные учителя, занятия идут своим ходом и в школы активно внедряются инструменты контроля успеваемости учеников. Платное онлайн-образование это такая же опция, на которую человек идет добровольно, если видит в этом необходимость. Это как записаться в спортивный зал, если хочешь заниматься спортом больше, чем ты это делаешь на уроке физ-культуры».
Отвечает генетик: как определить способности по ДНК
Мнения экспертов
Гавриил Леви, основатель Дневник.ру, член Молодежной общественной палаты России
«За время работы над проектом Дневник.ру нам удалось убедиться, что за онлайн-образованием будущее. Множество интернет-ресурсов помогают ученику и его родителям выстроить индивидуальную образовательную траекторию, находясь при этом в любой точке мира.
Разнообразные подходы, которые предлагают разработчики интернет-сервисов, дают ребенку возможность выйти за рамки школьной программы, усвоить материал в интерактивном формате. Например, в Дневник.ру интегрировано сразу несколько сервисов для подготовки к ЕГЭ и углублению знаний по школьной программе. Самые востребованные: Якласс, Экзамер и Облако знаний. С их помощью к экзаменам готовятся более 175 000 пользователей Дневник.ру.
Мы связываем рост популярности подобных сервисов с тем, что ребята со всей страны хотят использовать при подготовке лучшие практики и методики, недоступные в их регионах. Ведь не секрет, что многие абитуриенты стремятся поступить в престижные вузы Москвы и Петербурга с высоким проходным баллом.
Кроме того, многим семьям не по карману услуги репетиторов для подготовки к экзаменам. Онлайн-сервисы могут обеспечить полноценную подготовку к экзамену за меньшие деньги. Так, в столице средняя цена за час занятий с репетитором в 2015 году составила 1172 рублей. За эти же деньги можно приобрести доступ к учебному курсу на одном из онлайн-сервисов на 3 месяца!»
Лицей НИУ ВШЭ: школы учат жизни в обществе, которого нет
Без страха и упрека: как не сойти с ума перед ЕГЭ
Екатерина Днепровская, основатель, директор, консультант по раннему детскому техническому развитию, преподаватель по конструированию; Центр робототехники для детей Эду-Крафт
«Так как мы предоставляем услуги онлайн-курсов для детей, мониторим и контролируем ситуацию в отрасли в общем, могу сказать, что к онлайн-курсам сложилось определенное предвзятое отношение, основанное на множестве стереотипов.
Отрасль образования развивается. В мире онлайн-курсы — это тренд. А все потому, что они доступны любому человеку из любой точки мира. Какова эффективность этих курсов? Если обратимся к статистике, которую приводят основатели таких онлайн-ресурсов, как EdX, Khan Academy, выясняется, что студенты, которые помимо основной учебы занимались также онлайн, могли повысить свои финальные результаты более чем на 10%. В России такой опыт тоже есть. Онлайн-курсы стали выходом для тех учеников, чьи школы находятся в удалении от городских центров, а потому доступность образования снижена. По данным экспертов, процент детей, которые занимались дистанционно и сдали ЕГЭ по математике, вырос на 7%.
Есть определенный стереотип, что дети с появлением в их жизни онлайн-курсов станут меньше общаться. На самом деле один-два курса в режиме онлайн не лишат ребенка общения. Вы же не запираете его дома, он продолжает ходить в школу, посещать различные секции.
Некоторых пугает, что ребенок и так много времени проводит за компьютером и играми. Родители обеспокоены возможностью развития компьютерной зависимости. Здесь опять же — вопрос личной информационной культуры.
Преимуществом же онлайн-подготовок является и их доступность (при этом никуда не нужно ехать), и более низкая стоимость. Ребенок сидит дома, и вы всегда можете проконтролировать, чем он занят. При этом часто контроль при таких занятиях строже, а результат — выше.
Некоторым не нравится, что большинство онлайн-курсов на платной основе. Я считаю, что каждая работа должны быть оплачена. Все онлайн-ресурсы предлагают альтернативу самостоятельному сидению над учебниками и при этом являются дополнением к основной программе в школе, поэтому никакого ущемления здесь и близко нет. Чтобы онлайн-курсы стали бесплатными, надо, чтобы кто-то был готов оплачивать работу целого штата сотрудников, которые трудятся для создания эффективного контента.
Также у родителей существует опасение, что онлайн-курсы будут упрощать обучение ребенка, ведь некоторые предлагают готовое пошаговое решение задач.
Наверное, в сети можно найти десятки сервисов для ленивых учеников. В данном случае я бы сказала, что это личная ответственность школьника. Всегда (и не только в школе, но и в других местах) будут люди, которые захотят пойти более простым путем. Какой результат они от этого получают, чего хотят достигнуть, чего хотят избежать — на это можно повлиять только личным примером или предоставив свободу выбора. Закрытие таких сервисов не поможет, ведь останутся шпаргалки, списывание у отличников и другие варианты. Будут ли дети ими пользоваться, зависит от их моральных ценностей».
Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов
Рейтинги лучших вузов России: выбираем, где учиться
Андрей Сиденко, учитель информатики, абсолютный победитель школьного мастерства России 2013, член Молодежной общественной палаты России
«Потребность в онлайн-ресурсах не образовалась резко и неожиданно. Ресурсы, которые помогали в подготовке по предметам, существовали и 10 лет назад. Постепенно спрос на них возрастал и, на мой взгляд, будет продолжать расти.
В настоящее время в сети можно найти достаточно много эффективных методик работы, которые пользуются популярностью среди учеников и родителей. Я не вижу ничего плохого в интернет- подготовке, если это подходит вашему ребенку. Если по каким-то причинам он пропустил занятие, то можно все наверстать, прослушав или прочитав курс на интернет-ресурсе.
Есть также ресурсы, которые позволяют готовиться к ЕГЭ, они не такие эффективные, как индивидуальная работа с преподавателем, но тем не менее тоже имеют место быть, так как это в первую очередь практика; чем больше практики, тем легче будет на самом экзамене.
Большая часть ресурсов — бесплатная, как правило, если требуется оплата, то за диплом или сертификат о прохождении курса.
Минусы онлайн-образования: решение задач попадает в широкий доступ, и таких случаев становится все больше. Не стоит уверять себя в том, что посмотрев решение, учащийся самостоятельно рефлексирует и в следующий раз не воспользуется подобным приемом. Здесь уже работа должна проводиться учителем, необходимо придумывать интересные, нестандартные задачи, которые будут интересны ученику и помогут ему в самостоятельном развитии по предмету. Важно найти ту грань, когда задание не является легким и одновременно не должно быть очень сложным. Уверен, что учителя вашего ребенка смогут подобрать такие задания».
Какие онлайн-сервисы еще рекомендуют эксперты и как советуют их выбирать:
Юлия Епифанцева, директор по развитию бизнеса в России PROMT (переводчик и онлайн-словарь):
«Современные дети активно используют различные онлайн-сервисы для выполнения школьных заданий, и в этом случае их функция – не замена самостоятельной работе, а помощь в выполнении урока. Например, по статистике нашего сервиса Translate.ru, за последние несколько лет самым популярным запросом на перевод являются как раз задания по английскому языку – это около 20% от общего количества обращений в англо-русском и русско-английском сегменте (5–6 млн запросов ежемесячно на тему учебы)».
Кирилл Бигай, соучредитель и управляющий партнер Preply (онлайн-репетитор английского языка на дому):
«Какие образовательные онлайн-сервисы действительно стоят того, чтобы потратить на них деньги и чему-то по ним научить ребенка?
Достойных внимания платных образовательных онлайн-сервисов в России нет. В том числе по причине все еще достаточно низкой популярности платежей в интернете в масштабах всей страны. Крайне полезный для каждого маленького жителя (а зачастую и родителя) совершенно бесплатный сайт Gramota.ru. На этом ресурсе собран кладезь бесценной информации по правилам правописания и также есть ряд интерактивных сервисов под общим названием «Репетитор-онлайн». Здесь можно подтянуть знания по орфографии и пунктуации, поупражняться в диктантах.
В эпоху общения в интернете, повсеместных трансформаций языковых конструкций и упрощения, мне кажется, очень важно все же не забывать про нормы правописания и оставаться грамотным человеком вне зависимости от профессии.
Но интернет это не только отдельно взятые образовательные сервисы и порталы, но и платформы, объединяющие людей по интересам. Образовательный интерес – только один из примеров. Подобного рода платформ достаточно много и в самой России, и за ее пределами, главное, они открывают доступ к носителям знаний в любой точке мира или страны. Тем самым появляется возможность выбора, как качества образования, так и его стоимости.
При выборе платформы для подбора репетитора рекомендую обратить на две основные вещи. Во-первых, качество базы репетиторов, обычно невооруженным глазом заметно проводится премодерация на сайте или за опытного репетитора себя может выдать человек без преподавательского бекграунда. Во-вторых, качество услуг самой платформы: как быстро репетиторы реагируют на заявки пользователей, предусмотрен ли механизм возврата средств в случае неудовлетворительного качества преподавания и проч.
Каковы перспективы таких сервисов в России?
После запуска Национальной образовательной платформы появилась надежда, что важность онлайн-образования понимают на общегосударственном уровне. Это определенно позитивный момент. Однако перспективы появления качественных образовательных сервисов в России под большим вопросом, поскольку они находятся в глобальной конкурентной среде. На Западе уже несколько лет успешно развиваются такие платформы, как Coursera или EdX, которые предлагают великолепные онлайн-курсы лучших университетов мира.
В этом смысле низкий уровень знания английского языка в целом среди населения России может сыграть на руку и подогреть интерес к курсам на русском языке. Но только в том случае, если они будут доступны в большом количестве и в самое ближайшее время. Несколько десятков курсов на Национальной платформе не в счет – слишком мало.
Какие бесплатные ресурсы можно задействовать в помощь ребенку-ученику?
Я бы помогал в формировании коллекции ссылок для ребенка в зависимости от его возраста и увлечений. Предположим, ребенок всерьез занимается изучением английского – в этом случае в старших классах вполне можно заняться подготовкой к сдаче экзамена TOEFL. Даже если перспективы дальнейшей учебы пока туманны, подготовка к тесту поможет систематизировать знания и научиться выходить на результат в рамках ограниченного времени.
Но даже если английский не является самоцелью, начиная уже со средних классов ребенка можно приучать зарубежную прессу в оригинале. Тогда в закладках уже стоит появиться таким ресурсам, как thetimes.co.uk, nytimes.com, cnn.com и т.д. Знаменитая энциклопедия Britannica Online (britannica.com) или Wikipedia.org способны подогреть интерес к иностранному языку у детей, живо интересующихся устройством мира.
Наконец, можно и нужно пытаться находить пересечения между разными предметами, чтобы добиваться синергетического эффекта (когда 1+1 равно больше, чем 2). Например, англоязычный сайт histography.io с очень своеобразной подачей информации способен стать отправной точкой для углубленного изучения истории, а mathigon.org заставит взглянуть на математику с совершенно новой стороны. Если это «зацепит» ребенка, он с удвоенной силой начнет заниматься и английским, и дополнительным предметом на английском».
Михаил Мордасов, генеральный директор «Смарт курс»:
«На мой взгляд, стоит платить только за те сервисы, которыми в последствии семья точно будет пользоваться.
Сейчас ситуация на рынке складывается таким образом, что продуктов онлайн с каждым днем появляется все больше и больше. Дистанционно теперь можно научиться считать, учить иностранные языки, вязать, строить роботов и много чего еще.
Частый посыл родителя «Я хочу для своего ребенка всего самого лучшего», поэтому они покупают доступы к курсам для своих детей по всем направлениям, которым, с их точки зрения, ребенку будет полезно позаниматься. Но вот у ребенка мало когда спрашивают, будет ли он этим пользоваться и интересна ли ему эта отрасль.
Также нужно помнить, что чтобы чему-то научиться, очень важна базовая мотивация человека, который начинает этому учиться. И если сравнивать онлайн и оффлайн, то в оффлайне есть человек, который помогает освоить знания (учитель, ведущий секции/кружка, наставник, ментор. тьютер и т.д.) и даже если ребенок в какой-то момент сваливается в «не хочу/не понимаю/не буду», то живой человек может поддержать учащегося в том, что бы процесс продолжился.
В дистанционном курсе это сделать намного сложнее, так как можно в любой момент переключиться на facebook/vkontakte/youtube или любой другой развлекательный ресурс.
Есть еще смешанный тип обучения, когда обучение происходит онлайн с живым человеком (например изучение языков через skype). Конечно всегда можно выключить скайп и сказать, что произошёл разрыв связи, но это все равно сложнее.
Соответственно, уровень мотивации для изучения чего-либо онлайн должен быть значительно выше, чем в обучении оффлайн, когда ты уже в учебном зале или с живым человеком.
Если говорить про детей помладше, то для них есть огромное количество развивающих приложений, которые стоят в пределах 200–1000 руб., и они увлекают детей на неделю-месяц. Эти приложения имеют, в том числе образовательный аспект, но скорее похожи на покупки игрушки и, скорее, не входят в категорию образовательных онлайн-сервисов.
По поводу неплохих бесплатных сервисов:
interneturok.ru – полная база школьной программы с 1 по 11 класс. Нужна для тех, кто часто пропускает школу :) или получает домашнее образование.
coursera.com – курсы из лучших вузов мира, в том числе российских. Это для любителей получить углубленные знания. платить нужно только если хочется получить диплом, но весь контент - бесплатный
khanacademy.com – основные школьные предметы на понятном языке.
Диана Авсюкевич, представитель TutorOnline (онлайн-занятия с репетиторами по математике, русскому языку, литературе, химии, физике, обществознанию, иностранным языкам. Подготовка к ГИА):
«Сложно дать однозначный ответ, какие форматы обучения или конкретные образовательные ресурсы могут реально помочь ребенку или взрослому человеку повысить уровень знаний в той или иной предметной области. Однако можно запомнить несколько правил, которые помогут при выборе той или иной образовательной услуги или того или иного образовательного ресурса.
Познакомьтесь с учителем. Если, например, речь идет о ресурсе, который предоставляет доступ к каким-то обучающим лекциям, видеороликам и т. п., то, в первую очередь, стоит озаботиться вопросом авторства. Кто учит? Кто ведет лекцию? Кто рассказывает и показывает? Если такой информации не предоставляет сам ресурс, то это уже повод задуматься. Это же правило работает и в отношении онлайн-репетиторов или лекторов, проводящих вебинары для большой аудитории. Очевидно, что человек, берущий на себя ответственность обучать, должен иметь определенную квалификацию и опыт. Проверить личность наставника несложно: поисковики нам всем в помощь!
Читайте отзывы. Сегодня в интернете о любом ресурсе можно найти отзывы на свободных независимых площадках, где реальные люди делятся своим мнением. Можно задать вопрос на тематическом форуме, пообщаться в социальных сетях. Спустя пару десятков мнений какая-то более-менее ясная картина у вас появится в любом случае.
Практикуйте системный подход. Если есть необходимость повысить уровень знаний, например, иностранного языка, то единичные просмотры роликов, забавные головоломки или анекдоты на изучаемом языке вам вряд ли помогут. В освоении какого-либо предмета необходим четкий алгоритм работы, системность и регулярные занятия. Если якобы образовательный ресурс представляет собой солянку из разрозненных текстов, видеороликов, тестов, игр, картинок и пр., не объединенных общим учебным планом или хотя бы руководством «по эксплуатации» всего этого псевдоинтеллектуального разнообразия, значит, такой ресурс вряд ли поможет существенным образом повысить уровень знаний.
Нужно ли платить? Вопрос спорный и неоднозначный... Все индивидуально. Зависит от того, насколько фундаментальная предстоит работа, какого рода помощь необходима, нужны ли сертификаты, «корочки» и пр.? Очевидно, что если вы нуждаетесь в помощи репетитора, то подобные услуги не могут быть бесплатными. Если же вы ищите что-то вроде каталога полезной литературы, видеороликов, находящихся в свободном доступе, то стоит вернуться к пункту 1 и узнать, кто автор либо авторы используемых вами учебных материалов.
Не верьте обещаниям! Важно помнить, что как платные, так и бесплатные ресурсы могут оказаться пустышкой. Что бы вам ни обещали и сколько денег ни просили за ваши «великолепные результаты»помните, что универсального способа за 5 дней изучить 25 языков не существует. Качественные образовательные проекты не обещают невозможного, ставят реальные сроки и знают, что минимум 50 % вашего результата зависят от вашего же усердия, целеустремленности и ответственности». Владимир Княжицкий, генеральный директор ГК «Фаст Лейн» в России и СНГ:
«Какие образовательные онлайн-сервисы действительно стоят того, чтобы потратить на них деньги и чему-то по ним научить ребенка?
Я не буду перечислять названия, а сделаю акцент на том, как правильно выбрать онлайн-курсы. Первый и главный критерий – нужно отдавать предпочтение тем онлайн-сервисам, которые предлагают качественные видеоматериалы, а тренинги ведут опытные педагоги. Дело в том, что обучать людей в режиме онлайн намного сложнее, чем лично, а на рынке много «молодых и зеленых преподавателей», которые не владеют всеми знаниями в полной мере. Второй критерий – цена. Не стоит «покупаться» на низкую цену, она может быть следствием низкого качества материала. И третий важный критерий (особенно важен для детских тренингов) – время. Необходимо, чтобы формат таких занятий не превышал более 15 минут, иначе детям сложно будет сфокусировать свое внимание. Желательно – был разбит на совсем не большие модули.
Каковы перспективы таких сервисов в России?
Онлайн-тренинги в России развиваются по тем же законам, что и во всем мире. Единственно, все-таки дети (лет до 8) не смогут заниматься без наставника – рядом должен быть или родитель (хотя бы на начальных этапах), или учитель, если онлайн-курс проводится как дополнение к очным занятиям.
Какие бесплатные ресурсы можно задействовать в помощь ребенку-ученику?
Полезна будет Академия Хана – она не совсем детская, скорее универсальная, зато можно выбрать необходимо для вашего ребенка направление. Неплохие образовательные проекты у Смешариков, их «Пин-коды» с удовольствием смотрят дети разных возрастных групп».