Опубликовано 15 февраля 2016, 11:20

Директор школы «Интеллектуал»: ученикам нужна мотивация

Февраль – время подготовки к ЕГЭ и Дням открытых дверей в вузах. Мы продолжаем расспрашивать директоров лучших московских школ, гимназий и лицеев о том, какие перспективы ждут выпускников.
Директор школы «Интеллектуал»: ученикам нужна мотивация

Директор школы «Интеллектуал»: ученикам нужна мотивация

© depositphotos.com

В марте начнется досрочный период сдачи Единого государственного экзамена, поэтому российские школьники вгрызаются в гранит науки с удвоенным усердием. А пока старшеклассники совершенствуют свои знания, Рамблер/Семья продолжает задавать вопросы директорам московских школ, вошедших в список 300 лучших по итогам 2015 года.

Наш сегодняшний герой – директор ГБОУ школа-интернат «Интеллектуал» Юрий Тихорский.

Директор школы "Интеллектуал" Юрий Тихорский

Директор школы "Интеллектуал" Юрий Тихорский

Юрий Борисович, как давно Вы работаете в образовательной сфере?

С 2001 года.

Как думаете, что позволило Вашей школе занять почетное место в рейтинге лучших?

В первую очередь это большое число учителей высокой квалификации и с профессиональной мотивацией. У нас работают много педагогов, продолжающих научную деятельность, и много молодых учителей, в том числе наших выпускников.

По каким критериям родители могут распознать школу с качественной системой образования и квалифицированными педагогами, на что нужно обратить внимание?

Советую заглянуть на сайт школы и проанализировать его наполнение, затем сходить на День открытых дверей, оценить атмосферу, образовательную среду школы. Также обратите внимание, есть ли в интернете положительные отзывы об учителях школы, много ли материалов профессионального содержания (по обучению, воспитанию, науке) ими опубликовано.

Ощущаете ли последствия образовательной реформы? Согласно летнему опросу, более 70% россиян считают, что школьные реформы прошли мимо учреждений, в которых учатся их дети.

Да, последствия и процесс реформы вполне ощутимы. Видимо, в указанных 70% фигурировало мало москвичей – в столице результаты реформы очень значимы.

Лицей НИУ ВШЭ: школы учат жизни в обществе, которого нет

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

Сейчас много критики в адрес ЕГЭ. Противники системы утверждают, что детей стали «дрессировать», а не учить, поэтому они хорошо решают тесты, но не получают знаний. Что Вы думаете по этому поводу?

Я считаю, что у хорошего учителя, который дал и знания, и компетенции по предмету, ученик напишет ЕГЭ или достойно, или, по крайней мере, нормально. ЕГЭ для такого учителя – не самоцель, а один из способов промежуточной проверки. «Дрессура» касается только лишь оформительской части, чтобы были правильно заполнены КИМы.

Как Вы относитесь к ЕГЭ для младшеклассников? Целесообразно ли введение такого экзамена, если ЕГЭ для выпускников по сей день вызывает массу недовольства у педагогов, родителей и самих школьников?

Основное достоинство ЕГЭ заложено в названии: единый, то есть дающий равные условия для школьника в любой точке страны. Остальное – вопрос качественной разработки содержания экзаменационных заданий и их подачи.

С 2015 года Минобрнауки внедряет в средней школе новый образовательный стандарт, с 2020-го аналогичные нововведения планируются в старшей школе. К каким изменениям это может привести?

В новом образовательном стандарте закреплен ряд подходов, которые ранее применялись педагогами-новаторами лишь в немногих школах и на инновационных, экспериментальных площадках. Хотя мировая педагогическая практика диктовала необходимость массовых изменений. Например, речь идет о внеурочной и проектной деятельности, большой вариативной части в обучении старшеклассников, многопрофильности, метапредметных связях, компетентносном (то есть формирующем компетенции) подходе.

Предполагается, что в скором времени учителя также будут сдавать ЕГЭ. Позволит ли это улучшить качество образования?

Разумеется! Если учитель, преподающий в 8-11 классах, по своему предмету не способен решить два-три варианта ЕГЭ, включая задачи «С», это явная профнепригодность.

Как Вы считаете, не пострадает ли качество образования после того, как школы перейдут на односменный режим работы?

Скорее наоборот – в этом случае школа сможет дать полноценную базу дополнительного образования.

Как Вы относитесь к модульной системе школьных каникул?

Положительно. Особенно это актуально для начальной и средней школы.

Чем, по Вашему мнению, современные дети отличаются от предыдущего поколения? Действительно ли имеет смысл говорить о поколении Z? И если да, то какие его основные черты? И что не так было в процессе взросления поколения Y?

девочка думает

девочка думает

Нынешние дети отличаются большим погружением в информационное поле посредством последних массовых технических достижений. В процессе взросления поколения Y был один существенный минус – технология начала быстро опережать саморазвитие социума. Детей в первую очередь надо учить не потеряться в массиве информации, анализировать, уметь искать, вычленять нужное, ставить самостоятельно фильтры и барьеры.

На что бы Вы порекомендовали обращать особое внимание в воспитании современной молодежи?

На мотивации. Мотивации на интеллектуальное, творческое, прикладное развитие. Также – на саморегуляцию и самоорганизацию; на наличие ориентиров, нацеленных на развитие себя, общества, государства.

Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов

Душа нараспашку: дни открытых дверей в лучших вузах страны

Образование в средней школе стало частично платным. Как, на Ваш взгляд, это сказывается на успеваемости класса в целом?

Образование всегда было платным. Вопрос в том, кто за него платил и посредством каких механизмов осуществлялась эта оплата. Сейчас все весьма прозрачно, это одна из целей образовательной реформы. Есть нормативное финансирование на каждого ученика, оно поступает из государственного бюджета на реализацию госстандарта образования (и платим за него мы, граждане, путем налогов). Есть дополнительное образование – оно только частично оплачивается государством, для того чтобы на конкурентной основе развивались виды дополнительного образования, нужные детям и родителям, а не школам.

Любая родительская плата может приниматься школой только на абсолютно прозрачной договорной основе. Если это не так и приходится иметь дело с «конвертами», «странными фондами», то об этом необходимо сообщать органам государственного контроля. Для регулирования вопросов льгот надо продолжать развивать органы административно-общественного (коллегиального) управления, участвовать в их работе.

Сегодня многие родители, если их что-то не устраивает в педагоге, спешат подавать жалобы в РОНО, и подобная ситуация наверняка не может не давить на учителей. Как построен процесс взаимодействия родителей и учителей в Вашей школе?

У нас сильная психолого-педагогическая служба и активные, включенные в процесс классные руководители. Статус этих сотрудников в школе, их мнение очень ценятся учителями. Психологи и классные руководители являются связующим звеном при общении родителей и педагогов. Также очень важно беспрепятственно обсуждать текущие вопросы на Методическом совете, Совете родителей и Совете обучающихся школы; создавать рабочие группы для выработки решений.

В чем состоит основная задача современной школы?

Главная задача – воспитать современно социализированного, устойчивого члена общества, умеющего обучаться, самообучаться, саморазвиваться и осваивать быстро меняющиеся технологии и нововведения социального плана.

Как по-Вашему, в каком направлении будет развиваться система образования? Есть ли у сегодняшних первоклашек реальный шанс поступить в вузы по окончании школы?

Вуз – не самоцель, а один из вариантов личного развития и становления. Что касается трансформации образовательной системы, думаю, акцент сместится в сторону большей индивидуализации, метапредметности, дистанционных и сетевых форм организации обучения.