Я знаю, что делать, если ребенок ничего не ест: колонка мамы-ресторатора
И особенно — полезную еду© Личный архив Анфисы Еременко, коллаж Екатерины Баулиной
Если у вас тоже есть, что рассказать, присылайте нам свои истории — лучшие из них мы опубликуем на сайте!
Для многих родителей придумать регулярное меню из полезных продуктов — миссия из категории невыполнимых. О том, как воспитать в ребенке вкус к полезным, а главное, разнообразным продуктам, в своей колонке на «Летидоре» рассказала Анфиса Еременко, (@anfa.delmar) мама двоих детей, соосновательница ресторанов Delmar Family.
Начну издалека. В аюрведе существует теория пяти вкусов. Чтобы человек получал от еды не только калории и полезные вещества, но и эмоциональную подзарядку, во время трапезы он должен ощутить пять основных вкусов: сладкий, кислый, соленый, острый и горький. Тогда еда насыщает не только тело, но и душу.
Смысл воспитания всеядного ребенка не в удобстве для мамы. А в том, чтобы когда малыш вырастет, еда стала для него и физиологическим, и психологическим ресурсом.
Кроме того, как известно, правильный подход к еде снижает интерес к фастфуду и вредным вкусностям.
Полноценное меню с этими пятью вкусами будет доступно ребенку примерно с 12 лет. А до этого времени его нужно научить не бояться новых продуктов и с радостью исследовать мир вкусов.
Все начинается с мамы
Я убеждена, что основа детских пищевых капризов закладывается уже во время беременности. Не очень квалифицированные врачи, которые не читают новейших исследований, запрещают беременным и кормящим женщинам многие продукты. Они даже не задумываются, действительно ли этот запрет нужен или без него можно обойтись. В результате будущая/кормящая мама отказывает себе в гастрономических радостях. Еда становится для нее источником калорий, полезных веществ и… стресса.
В европейских и американских клиниках врачи в большей степени нацелены на заботу об эмоциональном состоянии мам. А поэтому к пищевым запретам относятся с осторожностью. И если просят исключить какие-то продукты, то на основании индивидуальных особенностей организма.
Если у будущей матери есть какие-то пищевые расстройства (даже не обязательно патологического характера), это с большой долей вероятности скажется на ребенке.
Мама выбирает проверенную, ограниченную и «безопасную» пищу. Значит, ее ребенок будет делать то же самое. Более того, он выберет свои «безопасные» блюда, и накормить его чем-то другим будет практически невозможно. Так и получается: «Вареную курицу я ем, а тушеную не буду. И точка».
Первое, что должна сделать мама, — это научиться получать удовольствие от еды. Посмотрите, например, фильм «Шоколад». Он как раз про это. После того как у матери изменится отношение к еде, оно автоматически изменится и у ребенка.
В нашей семье оба родителя рестораторы. По долгу службы, да и по велению сердца мы постоянно пробуем что-то новое. Наши дети с пеленок росли в атмосфере открытости к еде.
По своему опыту могу сказать, что самое бесполезное занятие — впихивать в ребенка то, что ему не вкусно.
Гораздо лучше вместо полезной, но нелюбимой морковки найти что-то не менее полезное, но и вкусное для малыша. Может быть, ему больше понравится тыква. Надо дать попробовать!
Еда как наказание
Чем больше негативных установок по отношению к еде имеется в семье, тем хуже ребенок будет есть.
«Тарелки любят чистоту», «Ешь, а то не вырастешь», «А кому я все это готовила», «Не будешь есть — не пойдем играть»… Эти и прочие родительские манипуляции превращают трапезу в инструмент эмоциональной пытки. Особенно страшно ребенку, если значимый взрослый в ответ на отсутствие аппетита отказывается с ним разговаривать.
Игнорирование («пока не съешь, я с тобой не разговариваю») для ребенка подобно смерти.
Малыш капризничает, когда ему не хватает внимания. Для него даже ругающаяся мама лучше, чем молчание родителей.
Разрешите ребенку съесть ровно столько, сколько он хочет, в комфортном для него темпе. Трапеза не терпит спешки и нервотрепки!
Готовить с чувством
Очень важно, чтобы у взрослых было правильное отношение к семейной трапезе, когда мама или папа не просто готовят еду, а делают это с любовью, с желанием этим чувством поделиться.
Но тут все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так можно готовить, только находясь в ресурсном состоянии. А это далеко не всегда получается… Впрочем, есть хорошая новость — всегда и не надо! Такие трапезы не обязательно должны быть ежедневными, но обязательно — регулярными. Я устраиваю такие семейные обеды или ужины не чаще раза в неделю. Но когда занимаюсь ими, то делаю с душой.
Нет сил готовить — не готовьте.
Сохранить ресурсы, чтобы побыть с ребенком, куда важнее, чем кое-как сваренный суп.
95% ресторанов любого уровня так или иначе работают на доставку. Есть качественные полуфабрикаты, которые привезут в полуготовом виде — останется только разогреть и красиво выложить их на тарелку.
Еда не должна быть стрессом для того, кто ее готовит. Иначе стресс получит и тот, кто ее ест! Я убеждена в этом.
Антисоветский подход
До сих пор во многих семьях и детских заведениях считается, что лучший формат питания — три полноценных приема пищи плюс перекус (завтрак, обед, полдник, ужин) в фиксированное время. На практике такой подход часто неприменим. Кроме того, он приносит больше вреда, чем пользы.
Для ребенка дошкольного возраста основной вид деятельности — это игра. Что происходит, когда ребенка насильно вырывают из процесса игры для приема пищи? Обед начинает ассоциироваться с чем-то скучным. А если родители не в восторге от аппетита ребенка, то и с их неудовольствием или, еще хуже, с наказанием.
На таком эмоциональном фоне интерес к еде и новым блюдам сформироваться просто не может…
Большинство экспертов сходятся во мнении, что с точки зрения физиологии питаться лучше дробно, 5–6 раз в день.
В зоне доступа ребенка должна быть тарелка с полезными перекусами: овощи, орехи, фрукты, сухофрукты, чипсы из зеленой гречки или тыквы (то полезное, что ребенок любит есть). Постепенно в тарелку можно добавлять новые продукты. Таким образом постепенно будет расширяться его вкусовая палитра. За час до основного приема пищи снеки можно убирать.
Кашка, котлетка, пюрешка
Еще один пережиток советской системы питания — это ограниченность продуктов в детском меню. Тогда скудный набор «кашка, котлетка, пюрешка» был оправдан: не привозили в страну киноа и авокадо. Но зачем сейчас ограничивать меню скучным картофельным пюре, макаронами и котлетами?
В детское меню важно вводить новые продукты сообразно особенностям организма ребенка.
Но делать это нужно правильно.
«Сегодня мы на ужин попробуем новое блюдо!» Барабанная дробь… на тарелке у голодного ребенка невиданный до сего момента булгур. Чувство голода у малыша уступает чувству опасности: ввести новое не получилось. Чтобы такого не произошло, сначала надо устранить голод привычной и психологически безопасной едой, а потом предлагать что-то новое.
Мой лайфхак — включить в этот процесс немного игры. Например, вместе с детьми мы играем в первооткрывателя и пробуем новую крупу как в первый раз. Кстати, восприятие еды в игровой форме позволяет нивелировать интерес ребенка к джанкфуду (англ. junk-food — мусорная/сорная еда).
Мой старший уже попробовал игрушки с конфетами. Конечно, время от времени он просит их. Но покупку такой сладости мы в семье обставляем как некую совместную шалость, как игру. И ребенок понимает, что это, с одной стороны, не «О ужас, какую гадость ты тянешь в рот!» и не «На уже конфету (картошку фри, газировку итд) и отвяжись!». Это нечто веселое, забавное, вместе с родителями, но редкое. И это нормально.
Вредная еда не вызывает ни чувства вины, ни повышенного интереса. Но будем честны, избежать ее в нашем мире очень сложно.
Малыш и ресторан
Хороший способ комфортно расширить вкусовую палитру ребенка — привести малыша в ресторан. Однако тут надо понимать, что это не мама идет отдохнуть и сдать малыша в детскую комнату, а они вместе идут за новым опытом.
В хороших ресторанах в детском меню есть не только картошка фри и наггетсы. Вполне можно выбрать что-то интересное и полезное. Официанты могут подсказать даже блюда из взрослого меню, подходящие детям разного возраста.
Я всегда обращаю внимание ребенка на красивую подачу, на то, как расставлены приборы на столе, как оформлено заведение. Хвалю при нем официантов за проявленную заботу. Так малыш поймет, что еда — не только источник калорий, но и общее со значимым взрослым времяпрепровождение и удовольствие. Хороший аппетит начинается с хорошего настроения!
Сейчас моему старшему ребенку меньше 3 лет, но мы уже освоили почти все основные вкусы.
В супы и блюда из мяса я иногда добавляю топленое масло, так блюдо получает сладковатый вкус без сахара. В овощное пюре можно положить немного молотого имбиря, добавить блюду остроты (это и для пищеварения полезно). Малиновый морс, например, хорошо готовить без сахара — он будет умеренно кислым. Ближе к школьному возрасту будем осторожно вводить горький вкус, но всему свое время.
Фото: личный архив Анфисы Еременко, коллаж Екатерины Баулиной, Instagram@anfa.delmar