Здоровье

У ребенка рак. Как быть со школой?

У ребенка рак. Как быть со школой?

Как сложный и продолжительный период лечения отражается на учебе ребенка в школе? Тему раскрывают кандидат психологических наук Баулина Мария Евгеньевна и доктор медицинских наук, профессор Касаткин Владимир Николаевич.

Современный уровень развития медицины позволяет полностью вылечить от онкологического заболевания более 70% детей, а при некоторых видах рака его удается победить в 95% случаев. Однако применение «агрессивных» лекарственных препаратов и облучения приводит к многочисленным побочным эффектам, среди которых часто встречаются снижение работоспособности, концентрации внимания и ухудшение памяти. Кроме того, ребенку необходимы многократные госпитализации, из-за чего он оказывается в изоляции от одноклассников. Как все это отражается на школьном обучении? Этот вопрос помогает раскрыть доктор медицинских наук, профессор Касаткин Владимир Николаевич, заместитель директора Лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.

Учить нельзя жалеть

Так же, как в известной дилемме «казнить нельзя помиловать», в данном случае трудно понять, где лучше поставить запятую. С одной стороны, когда речь идет о жизни ребенка, как-то неуместно требовать от него понимания синусов и косинусов. С другой, сострадание учителей, закрывающих глаза на серьезные пробелы в знаниях своего ученика и переводящих его из класса в класс, создает проблему в будущем, когда после выздоровления ему приходится наверстывать школьную программу. Если речь идет о подростках, то такой подход осложняет им выбор профессии, поскольку, в отличие от математики или русского языка, на физику, химию или биологию у них обычно не остается ни сил, ни времени.

Ситуация осложняется еще и тем, что онкологическое заболевание ребенка практически всегда сопровождается ухудшением материального положения семьи. К сожалению, далеко не весь объем медицинской помощи является бесплатным. Если даже удается избежать серьезных затрат на лечение, одному из родителей приходится бросать работу, чтобы сопровождать дочь или сына во время прохождения многочисленных процедур. Поэтому проблема обучения не может решиться наймом нескольких репетиторов.

Советы школьного врача: о каких особенностях ребенка должны знать в школе

Дистанционная школа - наше будущее?

Врачи прекрасно понимают проблемы, возникающие в образовании школьников с онкологическими заболеваниями. Во многих крупных медицинских учреждениях, занимающихся стационарным лечением рака, имеются реабилитационные отделения, в которых организуются занятия с детьми. Однако если в столице и нескольких других крупных городах у ребенка есть возможность посещать больничные «школы», то во многих регионах такая возможность отсутствует.

В то же время следует назвать несколько минусов больничного образования:

– Из-за относительно непродолжительного срока пребывания детей в отделениях реабилитации, а также из-за непостоянства детского коллектива (ведь кто-то из пациентов ежедневно выписывается, а кто-то – наоборот, поступает) педагогические программы носят циклический характер. При таком режиме работы обучение включает только самые базовые темы, что значительно обедняет знания детей.

– Организация полноценной больничной школы – чрезвычайно энергозатратное дело. Например, даже такому известному медицинскому учреждению как ФНКЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва Минздрава России пришлось потратить полтора года на сбор документов для открытия школы (эта цифра прозвучала на одном из заседаний Координационного совета при Президенте РФ по реализации Нацстратегии действий в интересах детей). Поэтому во многих больницах под образовательной деятельностью понимается не столько прохождение школьной программы, сколько музыкальные занятия, лечебная физкультура и работа в мастерских по керамике, росписи по дереву и пр.

– В недавнем докладе Касаткина Владимира Николаевича было отмечено, что некоторые виды онкологических заболеваний в 100% случаев временно ухудшают познавательную деятельность ребенка. Поэтому в период выздоровления лучше делать упор не столько на получение новых знаний, сколько на коррекцию памяти, внимания и других психических функций, и лишь потом осваивать школьную программу. Восстановлением познавательных процессов занимаются нейропсихологи, работающие в реабилитационных центрах.

Что делать: хамство медперсонала и плохое лечение

Испытания лекарств на детях: последний шанс или подопытный кролик?

Школьное обучение – это не только учителя, учебники и тетради. Общение со сверстниками и нахождение своей ниши в коллективной иерархии – неотъемлемая часть образования. Поэтому для детей, успешно победивших онкологию, в последние годы появилась новая форма обучения. Пока она не успела получить широкого распространения, но будем надеяться, что вскоре это произойдет. Речь идет о специализированных реабилитационных школах, предназначенных для наверстывания общеобразовательной программы теми детьми, кто проходил длительное лечение. Так, в Москве существует школа-интернат №32 Департамента труда и социальной защиты населения. Туда принимаются дети с острым лимфобластным лейкозом и другими гематологическими и онкологическими заболеваниями. Родителей не должно смущать слово «интернат». В школе возможны два режима пребывания: дневной (с 8.00 до 17.00) или круглосуточный (понедельник-пятница). На момент написания этой статьи на сайте школы есть информация о свободных местах в большинстве классов.

На базе школы-интерната №32 также активно функционирует Городская школа для родителей детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, в задачи которой входит социальная, психолого-педагогическая и методическая поддержка.

С одной стороны, приведенные примеры демонстрируют различные возможности для получения образования детьми с онкологическими заболеваниями. С другой – непонятно, как быть с «родной» школой ребенка? Европейский опыт показывает, что для дальнейшей социализации очень важно сохранять связи школьника с одноклассниками. Например, в некоторых клиниках Германии принято сопровождение психологом или больничным педагогом ребенка, находящегося на лечении, в школу раз в неделю. Этого достаточно для того, чтобы не терять отношений с классом.

В российских реалиях данные задачи ложатся на плечи родителей:

– Необходимо открыто говорить о заболевании ребенка с учителями и обсуждать с ними возникающие проблемы в обучении. Уровень нашей общей медицинской и психологической культуры таков, что большинство людей не знают, как правильно реагировать на детскую онкологию. Они боятся ранить ребенка и его родителей какими-то «не теми» словами, и в результате предпочитают делать вид, что ничего не замечают.

– Важно помочь ребенку подобрать понятное сверстникам объяснение, почему он периодически надолго пропадает и с чем связаны некоторые изменения во внешнем виде.

– Попробуйте поговорить с родителями одноклассников, чтобы сделать их своими союзниками в сохранении дружеских отношений между детьми. С этой целью можно использовать родительские собрания или внеклассные мероприятия.

Медицина за рубежом: какой помощи не хватает нашим детям в России

Елена Петрова: «Если вы хотите бороться за жизнь, мы вам поможем»