Дистанционная школа - наше будущее?
Дистанционная школа - наше будущее?
Не секрет, что множество изобретений человечества, которыми мы сейчас пользуемся, изначально были придуманы для инвалидов. Изобретатель телефона Александр Белл на самом деле работал над слуховым аппаратом для своей подруги с плохим слухом. Автор известной образовательной методики Мария Монтессори придумала свою методику, когда занималась с детьми, отстающими в развитии. Может быть, и методы дистанционного образования мы вскоре будем заимствовать у школ для инвалидов? О том, как работает одна из таких школ, "Летидору" рассказала Анастасия Козорез nasty09, психолог центра "Технологии обучения".
- Дистанционная школа называется "i-Школа". Но если совсем официально, то ГОУ Центр образования "Технологии обучения". Ее открыли еще в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", это проект Департамента образования города Москвы.
В этой школе ребенок учится с 1 по 11 класс, и хотя обучение дистанционное, программа занятий -общеобразовательная. Это значит, что по окончании такой школы ребенок сдает ЕГЭ и получает оценки наравне со всеми. Правда, если ребенок не может приехать для сдачи ЕГЭ в школу, то формируется комиссия, которая будет принимать экзамен на дому.
Все ученики этой школы - дети, имеющие определенные заболевания. Оформление инвалидности дает возможность выдачи ребенку бесплатного технического оборудования, необходимого для учебы, и оплату подключения к Интернету. За время работы школы мы принимали и детей без инвалидности (то есть у родителей не было на руках документов, подтверждающих заболевания), но в данном случае за техническое оснащение отвечали уже близкие.
Для учебы необходим следующий перечень оборудования:
• Ноутбук apple или macmini (с ним в комплекте клавиатура, мышь, колонки)
• Веб-камера
• Сканер
• Принтер (с расходниками)
• Графическая планшетка
• Цифровой микроскоп
Работа на курсах возможна и с обычных РС. Для детей, у которых есть трудности в пользовании обычными клавиатурой и мышью (например, при ДЦП), подбирается специальное оборудование.
Среди всех предметов, меня больше всего восхищает беспроводное оптическое следящее сенсорное устройство для людей, которые не могут работать с помощью рук. Устройство фиксирует движения головы, используя их для непосредственного управления указательной стрелкой мыши на мониторе компьютера. По сути, это такая «головная мышь»: она устанавливается на верхней поверхности монитора, а на голове ученика закрепляется передатчик. Мышь полностью заменяет и стандартную клавиатуру, и джойстик, и мышь. Техника нестандартна, и дети вместе с родителями проходят обучение по ее использованию.
Все дети при поступлении проходят консилиум. Дополнительно проводится педагогическое тестирование. На основании этого строится индивидуальная образовательная программа ребенка. Есть несколько ограничений для поступления в школу: умственная отсталость (массовая программа), эпилепсия (работа перед монитором), зрение (необходима справка от окулиста, что нет противопоказаний).
После тестирования ребенок принимается в определенный класс, но он может проходить программу разных классов по разным предметам. Здесь можно посмотреть примеры заданий под гостевым доступом (ник и пароль для входа на сайт выдаются при поступлении в школу). Например, ребенок учится в третьем классе. На тестировании он показал, что его уровень по всем предметам, кроме математики, на уровне 3 класса, а математика на уровне 2-го. Тогда в программе будет прописана математика 2-го класса. Но на протяжении учебы программа по математике (темы, часы) будут планироваться так, чтобы была возможность закончить этот курс во время.
Занятия проходят индивидуально или в малых группах. Большая часть занятий проводится дистанционно. Но обязательно есть хотя бы один очный день, когда дети приезжают в школу (кроме тех детей, которые не могут покидать свои дома). В начальной школе очных дней больше, в средней и старшей – меньше.
У школы есть автобусы, которые привозят и увозят детей, которым необходима доставка. Если ребенок по какой-то причине не может приехать в школу в свой очный день (например, в этот день он заболел), занятия проходят дистанционно.
Большинство учащихся составляют дети с ДЦП. В школе есть лифт, туалеты для инвалидов на каждом этаже и специальное оборудование (столы, стулья, подставки). Уже в первом классе детям нужно переходить из кабинета в кабинет. Кабинеты разделены мобильными перегородками. И в одной комнате одновременно может проходить несколько разных уроков. В начале это тяжело, но привыкнуть можно.
На переменах в начальной школе дежурят воспитатели, которые организовывают для детей игры. Родители, по крайней мере, начальной школы, находятся в школе на протяжении всего учебного дня. Работают еще коррекционные специалисты: психологи, дефектологи и логопеды, которые проводят занятия как очно, так и заочно. Но так как школа не является коррекционной, то с ними общаются не все дети.
У каждого ученика свое индивидуальное расписание. Учитывая особенности ребенка, может варьироваться начало и окончание занятий, но идут они так же как в обычной школе. Если у ребенка дистанционный день, значит, он в назначенное время включает компьютер и занимается 40 минут. Потому у него 10 минут перемена и следующий урок.
Во время дистанционного урока идет постоянный контакт с учителем (через skype или i-chat). У учителя есть возможность контролировать рабочий стол на компьютере ребенка. Дистанционные уроки могут проходить в малых группах. Если ребенок не может выходить из дома, то периодически к нему приезжают на дом учителя.
Обучение в школе в основном проектное. Многие проекты учеников в последствии демонстрируютсяна выставках и участвуют в конкурсах. Кроме основного, в школе есть и дополнительное обучение. На него принимаются дети, находящиеся на надомной обучении в школах Москвы. Они могут выбрать из списка интересующие их курсы (которых нет в их школе, или которые они хотели бы подтянуть). Им также поставляется техника, назначается преподаватель и составляется программа.
У каждого ребенка есть свой куратор (аналог классного руководителя). Он является связующим звеном между школой и родителями. И он контролирует всю документацию по ребенку. Так как одного ребенка сразу ведет несколько учителей, они постоянно общаются по каждому ученику на специальных форумах. Поэтому учитель по математике знает, как прошел, например, урок по русскому языку. Школа использует электронные журналы и дневники, поэтому родители всегда видят успеваемость ребенка, и что он проходит.