Психология4 мин.

Учимся проживать эмоции: 5 упражнений арт-терапии для всей семьи

© Depositphotos

Простые и веселые игры, которые научат родителей лучше понимать ребенка и помогут разобраться с его переживаниями и страхами.

Жизнь детей до 10 лет построена вокруг игры и творчества, и только к подростковому периоду у детей формируется навык оценивать свои поступки, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения.

Способность к рефлексии можно тренировать подобно тому, как мы тренируем свое тело, чтобы быть сильными. Если не делать этого, то человек вряд ли сможет жить полноценной жизнью. С большой вероятностью он столкнется с непониманием своих настоящих желаний и потребностей, будет чувствовать себя несчастным.

Одна из задач взрослых — помочь ребенку наработать опыт, который поспособствует развитию его осознанности. А для этого нам необходимо разговаривать с ним на одном языке — посредством игры и творчества.

О том, с чего начать, если мы хотим научиться новому для себя «языку», мы попросили рассказать арт-терапевта, основателя онлайн-школы детского творчества Iskusstva_net Дарью Шанцину.

Дарья Шанцина

Что такое арт-терапия

Арт-терапия — отличный инструмент для того, чтобы соприкоснуться со своими чувствами и сделать шаг к осознанной жизни. В основе арт-терапии — творческий процесс, во время которого человек всегда неосознанно выражает свои чувства. Переодеваясь в костюм супергероя, ребенок наделяет себя качествами, которых ему не хватает в жизни. Рассказывая о нарисованном злом дракончике — делится негативными эмоциями.

Результаты творчества — это больше, чем просто красивый рисунок, это хрупкий внутренний мир, который вам доверили.

Как организовать атмосферу для свободного творчества

Узнать чуть больше об этом мире можно обратившись к профессиональному детскому психологу и арт-терапевту, которые умеют анализировать творчество и поведение ребенка. Однако родитель также может заглянуть в этот мир, став более внимательным к играм и результатам творчества малыша.

Вот несколько рекомендаций, которые подскажут, как это сделать:

  • Не надо заставлять. Ребенок должен заниматься с желанием.
  • Предоставьте разнообразие художественных материалов. Трудно выразить себя, имея в наличии только простой карандаш и лист бумаги.
  • Не давите своим мнением, дайте свободу выбора темы, материалов, цветов.
  • Создайте комфортное рабочее место.
  • Ведите творческий диалог. Расспрашивайте ребенка, что он нарисовал, зачем, кто главные герои, что они делают и т.д.

© Depositphotos

5 простых игр для всей семьи

Следующий вопрос: что делать. Начните с этих пяти простых упражнений, для которых нужен минимальный набор материалов.

Предложите выполнить их ребенку и присоединяйтесь сами. Уверяю — вам понравится!

1. «Гора злости»

Цель: работа с негативными чувствами, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: бумага, краски, клей.

Упражнение: Если вы видите, что ребенок не в духе, начинайте игру «Гора злости». Скажите буквально следующее: «Я вижу, ты злишься. Наверное, тебе так и хочется что-то сломать? Смотри — вот бумага, мы можем ее мять, рвать, кидать. Вот так я делаю, когда злюсь (взрослый делает комок из бумаги и кидает его в стену)».

А еще из этих «комков злости» можно сделать целую гору (склеить их между собой скотчем или клеем), и раскрасить ее разными цветами.

2. «Цветок»

Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: бумага, краски, фломастеры.

Упражнение: Предложите ребенку закрыть глаза и представить самый красивый цветок. Поинтересуйтесь, как он выглядит, что его окружает, где он растет.

Попросите открыть глаза и попробовать изобразить цветок, описать его настроение и придумать его историю.

© Depositphotos

3. «Ладошки»

Цель: определение текущего состояния и выявление потребностей ребенка.

Материалы: бумага, фломастеры или пастель.

Упражнение: Предложите малышу обвести на листке свою ладонь. А затем раскрасить изображение так, как он представляет сейчас свое настроение. Что говорит ладошка? Что она чувствует?

Если настроение грустное, можно нарисовать ладонь хорошего настроения или несколько ладошек — шагов к хорошему настроению.

4. «Веселые страхи»

Цель: развитие воображения, избавление от страхов, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Упражнение: Нарисуйте вместе с ребенком его страх. Потом этот страх превратите в веселый предмет. Например, гроб можно превратить в смешной летающий корабль, Бабу-Ягу нарядить и отправить улыбающуюся на свидание.

5. «Каракули»

Цель: развитие воображения, умение понимать партнера без слов, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: бумага, карандаши или фломастеры

Упражнение: Предложите ребенку нарисовать любые линии, как захочет. Вы продолжаете его рисунок. Затем он продолжает ваши линии. Можно придумать, на что похожи каракули, дорисовать недостающие детали. А можно просто водить по бумаге, слушая себя и прислушиваясь к действиям партнера.

ВАЖНО! Заканчивайте все упражнения на положительной ноте.

Например, если ребенок сочинил грустную историю про цветок, предложите ему позитивный финал.

Гору злости всегда можно раскрасить яркими теплыми красками и превратить процесс в веселое приключение.

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!