Школьные проблемы приемных детей: почему они возникают и как на них реагировать
Специально для читателей «Летидора» материал подготовила Диана Машкова, писатель, журналист, основатель клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра», мама четверых детей, трое из которых приемные.
Неофициальная статистика говорит о том, что почти половина случаев вторичного сиротства — разусыновление или возврат из-под опеки — вызвана в том числе школьными проблемами приемных детей. Они не хотят или не могут учиться. Испытывают сложности в отношениях с учителями или со сверстниками. Не усваивают школьную программу. Приемные родители пытаются, но не могут изменить ситуацию. И семья разрушается изнутри.
Дети
Чтобы не быть голословный, приведу пример. Девочка-подросток, здесь назовем ее Машей, пришла в семью в возрасте 12 лет. Адаптация и выстраивание отношений с новыми родителями отнимали у Маши слишком много сил. Решать параллельно задачу со школой — новые учителя, новые одноклассники и ко всем нужно искать подход — было слишком сложно.
Девочка справилась с проблемой привычным способом: ушла от нее. То есть просто перестала ходить в школу.
Не ходила месяц. Не ходила полгода. Не ходила год. Приемные родители пытались повлиять. Пытались пристыдить и заставить. Но никакие уговоры и угрозы не работали. Девочка словно впала в ступор, из которого ее не могли вывести ни психологи, ни психиатры. Отношения в семье, которые только-только начинали строиться, разрушились.
«Масла в огонь» добавили в этой истории и органы опеки: стали давить на родителей и обвинять их в том, что те не справляются со своими обязанностями. Школа требовала. Опека требовала. Напряжение нарастало.
И родители в итоге сломались — произошел отказ…
Жалобы на плохую успеваемость приемных детей слышны сплошь и рядом. Двойки, отсутствие мотивации, безответственность встречаются на каждом шагу. Психологи обычно советуют родителям не оказывать на детей давления в период адаптации, не заставлять насильно делать уроки или посещать занятия, чтобы не помешать зарождению доверительного контакта. Но на практике это очень сложно реализовать. Приемные семьи находятся под пристальным контролем общества и государства. А успеваемость детей — один из негласных критериев «успешности» семьи.
Причины
Почему же так много проблем со школой именно у приемных детей? Если вспомнить пирамиду потребностей Маслоу, ответ на поверхности —
для успешной учебы должны быть соблюдены базовые условия.
Для ребенка это безопасность (удовлетворение физиологических потребностей, а также защищенность) и его привязанность к своему взрослому (принадлежность семье и признание). У детей-сирот нет ни того, ни другого. Многие из них пережили в своей жизни насилие — в кровных семьях со стороны родителей или в детских домах со стороны старших воспитанников. Многие голодали, были лишены заботы, сталкивались с опасными для жизни ситуациями до того, как попали в детский дом. Большинство, находясь в учреждениях, не имели значимых взрослых.
Логично, что дети там не интересовались учебой. Перед ними стояла другая задача — выжить.
И даже когда они наконец обретают безопасный дом, маму и папу, им очень трудно расслабиться, привыкнуть к новой жизни и переключиться на школу.
Процесс адаптации может растянуться на несколько лет — только когда появится настоящее доверие и будут выстроены близкие семейные отношения, ребенок убедится: «Я в безопасности. Я часть семьи. Меня любят, я нужен». Тогда начнут происходить перемены. Но и этого в некоторых случаях бывает недостаточно.
Причины «плохой учебы» могут лежать не только в области не сформированных отношений с родителями. Важно, принят ли ребенок учителями и сверстниками. Важно, проработаны ли его психологические травмы. Есть ли особенности развития. Чтобы добиться положительных результатов в учебе, придется сначала обратить внимание все эти вопросы. А они по-настоящему сложные. Не говоря уже о том, что родителям потребуются необычайное спокойствие и терпение.
Школа
Готовят ли учителей к особенностям детей-сирот? К сожалению, нет. Поэтому даже самые опытные педагоги могут не понимать того, что происходит с ребенком.
«Почему Даша отвечает на сложные вопросы и молчит, когда я спрашиваю об элементарных вещах? Может быть, она протестует?» — спрашивала меня классный руководитель 13-летней дочки, которая только-только пришла в нашу семью.
Прекрасный человек и большой профессионал, она не понимала того, с чем пришлось столкнуться ребенку.
Когда дочке было 9 лет, ее кровную маму посадили в тюрьму, а саму ее отправили в детский дом. В одно мгновение мир ребенка рухнул: нет мамы, нет дома, нет прежних друзей, старой школы, учителей, одноклассников. Даже запахов привычных нет, даже звуков и ощущений. Сколько нужно сил, чтобы пережить такую потерю? Чтобы выжить в детском доме после родной семьи? Даша провела в учреждении 4 года, и все это время она не могла сосредоточиться на учебе. Именно поэтому ответить по теме, которую она проходила, скажем, в четвертом классе, было немыслимо. А вот пересказать то, что учительница давала детям вчера — пожалуйста. И это не протест. Это последствия тяжелой ситуации, в которой долгое время жил ребенок.
Учительница услышала мои объяснения и перестала видеть в поведении Даши вызов.
Согласилась прочесть книгу Людмилы Петрановской «К вам в класс пришел приемный ребенок», которую я ей подарила. И мы стали соратниками. Начали шаг за шагом решать общую проблему. Классный руководитель нашла верный подход, сумела сделать так, чтобы Даша вновь заинтересовалась учебой. К слову, пока дочка жила с кровной мамой, она была отличницей.
Сегодня таких высоких результатов у нее уже нет, но и вопрос о второгодничестве, который был актуален в момент прихода в нашу семью, больше не стоит. Даша учится в 10 классе и готовится поступать в вуз.
Родители
Что же делать родителям приемных детей, чтобы школа не стала началом конца?
Во-первых,
всегда надо ставить во главу угла семью и отношения с ребенком, а не школу.
В конце концов стать счастливым человеком можно вне всякой зависимости от школьных оценок, а в некоторых случаях даже и без многих школьных знаний.
Среди моих знакомых, прекрасных и успешных людей, есть те, кто в силу разных причин не окончил школу. Но они нашли себя в интересных и необычных сферах: стали музыкантами, фотографами, ювелирами, реализовались в других творческих профессиях. То есть освоили с нуля то, к чему изначально имели талант.
В крайнем случае получить аттестат о среднем образовании можно и позже, причем несколькими способами — обучаясь в вечерней школе, дистанционно, самостоятельно. А вот вырасти счастливыми без семьи очень и очень сложно.
Повторюсь, важно сначала решать базовые проблемы детей, и принятие — далеко не последняя из них.
Во-вторых, не позволять школьным проблемам влезать в семью и разрушать ее изнутри. Что бы ни случилось, родители должны помнить: сам ребенок несоизмеримо важнее школьных успехов и неудач. Конечно, с «провалами» бывает трудно мириться, особенно если педагоги подливают масла в огонь: «Вы же родители!», «Сделайте что-нибудь!», «Заставьте его учиться!»
Постоянное давление на родителей приводит к росту напряжения внутри семьи.
И все же очень важно не срываться на ребенке, не перекладывать всю ответственность на него, а выстраивать отношения со школой примерно в таком ключе: «Мы знаем, что нашему ребенку трудно. Но мы очень хотим ему помочь. Давайте вместе думать над решением этой задачи». В моем случае (в двух, если быть точной — с Дашей и с Гошей) такой подход довольно быстро принес хорошие плоды.
В-третьих, не завышать ожиданий. Да, каждому родителю очень хочется, чтобы его ребенок учился хорошо. Тогда им легко гордиться. Но с детьми нужно принимать во внимание множество факторов: личную историю, темперамент, возможности.
Важно наблюдать за ними и внимательно относиться к тому, что им по-настоящему нравится. Стараться развивать малейшие способности, думать над тем, как превратить эти способности в будущую профессию. И быть откровенными с самими собой: то, чему сегодня детей учит школа, мало коррелирует даже с текущей профессиональной деятельностью большинства людей. Не говоря уже о профессиях будущего. Поэтому есть ли смысл так уж сильно переживать о школе и разрушать из-за нее отношения? Даже имея условные тройки по нелюбимым предметам, ребенок, который растет в принятии и любви, не потеряется в будущем и найдет свое место в жизни.
И в заключение о Маше. Она не вернулась назад в детский дом. К счастью, при участии фонда «Арифметика добра» нашлась другая семья, которая захотела ее принять. Поначалу и там было все то же самое — Маша категорически отказывалась ходить в школу.
Целый год просидела дома. Зато на второй начала понемногу оттаивать и стала посещать занятия.
Новая приемная мама оказалась более гибкой и понимающей. Она пробовала разные пути сближения с ребенком. Готова была обсуждать всевозможные формы образования и вести диалог с органами опеки. Ей тоже было невыносимо трудно, но в доме не было непрерывных обвинений и крика. Зато был совместный поиск решения.
Мама и дочка сумели построить отношения и стать близкими людьми. А следом за этим — как только ребенок почувствовал себя в безопасности и привязался к близкому взрослому — школа перестала казаться неразрешимой проблемой. Маша наконец вернулась к учебе.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK