Темперамент или гиперактивность: как понять, что у ребенка СДВГ
«Каждый новенький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде. Он всегда куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него!» Похоже, эти строки из знаменитого мультика о непоседливых обезьянках и их маме про вашего малыша? Вы уже начинаете беспокоиться, что ребенок становится неуправляемым, слишком громким, слишком рассеянным и не справляется с элементарными задачами? Не спешите бить тревогу: возможно, ваш малыш отличается темпераментом холерика и вовсе не имеет СДВГ. Но что делать, если все-таки у ребенка синдром гиперактивности? За ответом мы обратились к детскому психиатру Татьяне Смуровой.
Сидит мальчишка на последней парте,
Где многие сидели капитаны,
Отметившие нам на светлой карте
Равнины, горы, реки, океаны...
Сидит Алеша на последней парте.
И трудно мне его понять:
Как может современный парень
Так поведением своим не управлять!
Здесь парта — лес...;
То заревет, то вскочит,
То вдруг под партою совсем исчез...
Весь класс он из терпения выводит,
Как будто он не человек, а бес!
Его глаза большие, без хитринки,
Красивы брови черные вразлет...
Но поведение с милой картинкой
В сравненье никакое не идет.
Ему хватает силы лишь на первый
Урок, отчасти на второй.
Вернувшись из столовой начинает
Свои все представления герой.
Сначала начинает он смеяться
И голосом тихохоньким пищать.
Над одноклассниками забавляться
В них ручками и крошками кидать.
Потом и разойдется, корчить рожи
Начнет наш бойкий удалец.
Что делать? Но понятно все же-
Урокам всем пришел конец!
Работать он совсем не хочет,
Писать ему великий труд.
Вот наступает десять ночи
Учителю звонки идут:
"Что задано?"
Вот так Онегин!
Работать начинает он,
Когда все остальные дети
Свой первый видеть начинают сон.
Это сочинение Алешиной учительницы (2-й класс) передали мне в качестве характеристики с целью вывести ученика на индивидуальное обучение.
Узнали в портрете этого мальчика своего ребенка? Значит, у него синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ.
Встречается он у 5-10 % детей в возрасте до 10-15 лет. У мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек.
Темперамент не лечится
Когда же можно говорить о наличии синдрома гиперактивности?
Часто при прохождении диспансеризации в возрасте 1 года мамы жалуются:
«Мой ребенок гиперактивный!» — не сидит на месте, все ему надо, всем интересуется.
Это же замечательно: здоровый ребенок должен быть активным и познавать мир.
Было бы гораздо хуже, если бы он подолгу сидел на одном мест и играл только в те игрушки, которые ему предлагают.
О наличии СДВГ как расстройства можно говорить к 3 годам. До этого возраста важно понять, возможно формируется человечек с холеричным темпераментом, особенно если мама или папа по темпераменту холерики. Соответственно, темперамент в лечении не нуждается.
Основными проявлениями СДВГ являются:
-
нарушение внимания (невнимательность, рассеянность),
-
обилие лишних движений (неусидчивость),
-
импульсивность (отсутствие волевого контроля), которые имеют место вне зависимости от ситуации.
Если подобные нарушения у ребенка проявляются только дома или только в детском саду, то речь идет совсем о другом состоянии.
В детском саду такие дети сразу обращают на себя внимание, имеет место множество жалоб от воспитателей, детей и их родителей. СДВГ является одной из самых частых причин школьной дезадаптации.
Причинами СДВГ считаются:
-
генетическая предрасположенность (наследственно-конституциональная). Более чем у половины детей похожие проблемы были у их родителей, либо у одного из родителей. Доказано, что за СДВГ ответственны процессы обмена дофамина и норадреналина (химические вещества в головном мозге, влияющие на процессы возбуждения и торможения);
-
органическое поражение головного мозга в период беременности, родов и в раннем возрасте (курение матери, употребление алкоголя, наркотиков во время беременности, гипоксия, родовая травма, недоношенность, нейроинфекции, травмы головы);
-
в последнее время много говорится об употреблении в пищу продуктов с пищевыми добавками, особенно с красителями (этот вопрос находится на стадии изучения, так что оргвыводы пока что делать рано).
Признаки СДВГ
У вашего ребенка может быть это заболевание, если у него:
В течение 6 месяцев (не менее) присутствуют хотя бы 5 симптомов нарушения внимания:
1 — частая неспособность внимательно следить за деталями, совершает ошибки «по невнимательности»;
2 — часто не может сохранять внимание на уроке или в игре (в течение 10-15 мин);
3 — часто «не слушает» то, что ему говорят;
4 — часто не способен следовать инструкции и выполнить задание до конца;
5 — не может организовать свою деятельность, постоянно требуется контроль;
6 — часто теряет вещи (школьную форму, ручки, карандаши, игрушки);
7 — очень легко отвлекается на небольшие внешние стимулы.
Хотя бы 3 симптома неусидчивости (гиперактивности):
1 — сидя на стуле, машет ногами и (или) руками, «ерзает на месте»;
2 — встает со стула без разрешения, хотя знает, что в данной ситуации необходимо сидеть;
3 — бегает или куда-то залазит (под парту, на подоконник), когда это является неуместным;
4 — не может «высидеть» во время настольных игр;
5 — двигательно активен всегда и везде.
Хотя бы 2 симптома импульсивности:
1 — часто отвечает, не дослушав вопроса;
2 — не способен ожидать в очередях, ждать свою очередь в игре, столовой;
3 — часто перебивает разговор других людей или вмешивается (в игру);
4 — много говорит, вне зависимости от ситуации.
Эта небольшая табличка очень помогает мне при диагностике СДВГ, а также дает понять, какое нарушение в данном случае превалирует (больше страдает внимание, или более выражена импульсивность или гиперактивность), что необходимо учитывать при назначении лечения.
Комплексный подход
Если сочетание перечисленных выше симптомов приводит к нарушению адаптации в детском саду, школе (а таких детей часто выводят из детских садов, в школах переводят на индивидуальное обучение), значит это состояние необходимо лечить.
Нужно обратиться к психиатру, пройти консультацию невролога, педиатра, психолога.
Хочу подчеркнуть, что лечение обязательно должно быть комплексным:
-
медикаментозное — специальные препараты, влияющие на количество дофамина и норадреналина; ноотропные препараты;
-
занятия с психологом, формирующие усидчивость, внимание.
Поговорите с воспитателем в детском саду, с учителем в школе о том, что у ребенка СДВГ, что к нему необходим индивидуальный подход.
Заполучите педагога к себе в союзники и вместе вам будет легче и эффективней справиться с проблемами.
Часто рекомендую перевести детей с СДВГ в группу с малым количеством детей (в санаторную, логопедическую — по показаниям), а школьников — в коррекционный класс. В крайнем случае — на индивидуальное обучение.
Родителям важно понять, что ребенок не специально, не «назло» так себя ведет. Поэтому надо быть терпеливыми, спокойными, уравновешенными. Выполнять все назначения врача, рекомендации педагогов.
С возрастом это расстройство постепенно сглаживается, и к 14-15 годам компенсируется. Либо, при сочетании с другой психической патологией, неблагоприятными социальными факторами, нарушения поведения усиливаются — причем на первый план выходит импульсивность в поведении, неспособность к волевому усилию, такой подросток склонен к асоциальным действиям, употреблению табака, алкоголя, «легких» наркотиков, избеганию трудностей (нет стремления учиться, получать специальность).
А по поводу Алеши, в честь которого учитель написала стихотворную характеристику, хочу рассказать, что учится он уже в 8-м классе на «отлично», занимается танцами, каратэ, посещает курсы английского языка.
Фото: Depositphotos